МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал

Играева Инна Александровна

Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть работа над речевой культурой учащихся в ее устной и письменной форме.

Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение для умственного развития детей.

Л.С. Выготский отмечал, что формирование личности и речи ребенка происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Человеческая личность по своей природе социальна и исторические развития ее психических процессов находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, теснейшим образом связаны друг с другом. Они способствуют формированию комплекса речевых умений: умения правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать ее содержание, создавать свой текст.

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию основ орфографической грамотности.

Роль письменной речи в обучении велика, так как она позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение. Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется различного рода трудностей, испытываемых детьми в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_uchitelya.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ  НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое пособие

Введение

Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть работа над речевой культурой учащихся в ее устной и письменной форме.

Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение для умственного развития детей.

Л.С. Выготский отмечал, что формирование личности и речи ребенка происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Человеческая личность по своей природе социальна и исторические развития ее психических процессов находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, теснейшим образом связаны друг с другом. Они способствуют формированию комплекса речевых умений: умения правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать ее содержание, создавать свой текст.

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию основ орфографической грамотности.

Роль письменной речи в обучении велика, так как она позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение. Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется различного рода трудностей, испытываемых детьми в процессе обучения.

При формировании компетенций письменной речи могут быть использованы разнообразные методы и приемы развития письменной речи с учетом формируемых умений.

Вместе с развитием речи развивается и мышление учащихся.

В настоящее время школа ставит перед собой цель - повысить уровень нравственного воспитания учащихся, подготовить детей к активному участию в жизнедеятельности, что обязательно предполагает владение языком как средством общения, развитие у школьников коммуникативных умений и навыков.

Важную роль в развитии письменной речи играет умение писать  изложения. Термин изложение имеет узкое и широкое значение. В узком смысле слова это один из приемов развития связной письменной речи учащихся, умения логически и грамматически правильно, без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие письма и излагать его содержание. В широком понимании изложение - это передача содержания виденного кинофильма, прочитанного произведения, содержания беседы с товарищем, прочитанного отрывка и т.д.

В основе изложений лежит подражание образцу.

Кроме этого, углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру, развивает наблюдательность, мышление учащихся.  Изложение – это умение излагать авторский  материал, учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания. Написание изложений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи обучающихся, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Различаются изложения текстов повествовательного характера, текстов, включающих развернутое описание (природы, процессов труда, обстановки и т.д.), портретную характеристику человека, и изложение текстов, представляющих собой определенное рассуждение.

По цели изложения могут быть контрольными и обучающими, по объему -

подробными, близкими к тексту и сжатыми, краткими.

Развитие письменной речи в 1 классе.

   Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на такие стороны текста, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие умения:

• информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.

•  структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.

•  умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

•  умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

   В 1 классе начинается формирование всех групп умений. Овладение ими осуществляется одновременно с овладением техникой письма, что обусловливает объем и характер выполняемых упражнений.  

    Проведение уроков по развитию связной письменной речи в 1 классе охватывает период после обучения грамоте до конца учебного года (один раз в 7 – 10 дней). Поскольку к некоторым урокам предполагается подготовка, то ее содержание давала в виде фрагментов, которые включались в уроки русского языка.

   Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

   1 этап:  Ознакомление с назначением письменной речи и ее особенностями.

   2 этап: Ознакомление с членимостью текста и правилами его оформления на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте;

   3 этап: Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста.

   4 этап: Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдение за связью предложений в тексте. Наблюдение за употреблением слова в тексте.  

   Упражнения построены таким образом, что учащиеся в практической деятельности осознают свойства письменной речи и признаки текста как речевой единицы, приобретают опыт работы с письменным текстом. Так анализ текста, содержащего лишнее предложение, приводит к выводу о тематическом единстве текста.

 Развитие письменной речи во 2 классе.

   Во 2 классе работа по развитию связной письменной речи строится в соответствии с теми же основными положениями, которые реализовывались в системе обучения первоклассников, и предполагает:

   - раскрытие перед учащимися специфических особенностей письменной речи, ознакомление на доступном для них уровне с ее функциями и отличиями от устной формы;

   - целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков;

   - формирование комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного;

   - деятельностный подход к речи и к процессу ее формирования;

   - организацию работы на уроке, ориентированную на становление ученика как субъекта учебной деятельности.

   Во втором классе, как и в первом, обучение связной речи строится по этапам, каждый из которых решает конкретные задачи получения речеведческих знаний и формирования текстовых умений.

   1 этап: Повторение знаний о письменной речи и признаках текста.

   2 этап: Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста.

   3 этап: Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому. Знакомство со структурно – смысловыми частями текста.

   4 этап: Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам, знакомство со средствами передачи своего отношения к описываемому.

   5 этап: Ознакомление с построением текста – повествования. Упражнения в воспроизведении текстов – повествований.

   6 этап: Подготовительные упражнения к созданию текста – описания.

   7 этап: Упражнения в создании текстов – описаний.

   8 этап: Упражнения в создании текстов с элементами рассуждений.

Во втором классе знания о специфике письменной речи и требованиям к ней уточняются и расширяются. На основе сравнения с разговорной речью, учащиеся убеждаются в том, что в письменной речи невозможны уточнение и переспрос, мысль автора должна быть понятна из того, что написано.

Развитие письменной речи в 3 классе.

Этапы развития связной письменной речи в третьем  классе:

1 этап: Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста.

2 этап: Выделение из общей работы с текстом ведущих умений.

3 этап: Отработка умений, связанных с построением текста.

4 этап: Структура текста – повествования. Формирование умений строить текст – повествование.

5 этап: Структура текста – описания. Формирование умения строить текст – описание.

6 этап: Структура текста – рассуждения. Формирование умения строить текст- рассуждение.

7 этап: Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении.

8 этап: Развитие текстовых умений в различных видах и жанрах изложений и сочинений.

   Важным условием успешного овладения умениями является анализ каждым учеником своей работы и достигнутых результатов. Поэтому учащимся предлагается рассказать, как они работали, что получилось. Что требует доработки.

   Большое внимание уделяется наблюдениям за структурой частей, особенностями первого предложения в части, соотношением первого и последующих предложений каждой части.

   Развитие письменной речи в 4 классе.

   Этапы развития связной письменной речи в 4 классе:

1 этап: Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста.

2 этап: Отработка умений, связанных со структурой текста.

3 этап: Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста – повествования.

4 этап: Функционально – стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста.

5 этап: Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении.

6 этап: Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста – описания.

7 этап: Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста – рассуждения.

8 этап: Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле.

9 этап: Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров.

10 этап: Оценка достижений в работе по развитию связной письменной речи.

    Внимание учащихся акцентируется на том, что стилистические особенности речи зависят от задачи автора при составлении текста. Школьники учатся отбирать языковые средства в зависимости от задачи высказывания, учатся осознанно выбирать стиль речи и строить текст в соответствии с ним.

Методика проведения изложения

1.Знакомство с текстом. Первичное чтение текста учителем.

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

2.Составление плана текста.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

3.Языковая  подготовка: (все слова записываются на доске)

- работа с опорными словами (глаголами);

- трудные слова (орфограммы не изучались и редко произносимые), слова-связки (вдруг, потом, однажды);

- обороты речи ( средства выразительности связи: метафора, сравнение).

4.Повторное прочтение текста детьми.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

5.Самостоятельное написание изложения.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

6. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

Работа над ошибками, допущенными в написании авторского текста (изложения)

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

  • точности и последовательности передачи содержания авторского текста;
  • ошибок в построении предложений;
  • неправильного употребления слов;
  • наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

Работа проводится  на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании авторского текста.

 Классифицировать  ошибки по изученным орфограммам .

 Работа организуется следующим образом:

  • учащиеся зачитывает лучшие тексты изложения;
  • учащиеся зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста;
  • коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
  • учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  • учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова- синонимы, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  • осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  • организуется индивидуальная работа учащихся по классификации ошибок.

Заключение

Работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений в соответствии с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.

Перед началом учебного года учителю необходимо планировать виды

изложений, подбирать тексты, продумывать подготовительные упражнения.

Важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо

организованная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, развивать речь школьников, а в целом способствовать повышению языковой культуры, формированию у ребенка уважения и любви к родному языку.

Литература

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Архипова. Рязань: Изд-во РГПУ, 2009. 134 с.

Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык. 2002.29 с.

Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. М.: Логос, 2013. 280 с.

Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Е. Курлыгина , Л.С. Трегубова. М.: 2007. 344 с

Зимняя H.A. Лингвопсихология речевой деятельности / H.A. Зимняя. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 432 с.

Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие для студ.. пед. вузов / под ред. М.Т.Баранова. М.: Академия, 2001. 368 с.

Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАМЯТКА

Как подготовиться к изложению.

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
  3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
  4. Составь план.

1) Раздели текст на части.

2) Выдели главное в каждой части.

3) Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст.  Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изложения в начальной школе

Одним из творческих заданий является написание изложения. Ученик должен запомнить, пересказать прослушанный и прочитанный текст, изложить материал письменно.С самого раннего детства, когда ребенок чит...

Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе

Методика проведения сочинений и изложений в начальной школе...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....

Методика проведения изложения в начальной школе

Изложение как вид орфографического упраж­нения характеризуется чётко выраженной направлен­ностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного...

Изложение в начальной школе, его виды и методика проведения

В работе рассказывается о видах изложений, которые используются в начальной школе и описывпется методика их проведения...