Программа "Наставничество"
методическая разработка

Программа "Наставничество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestvo.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №___»

г. _________

Рассмотрено на педагогическом Совете

протокол № 1

от «___» _______________ 20____ года

Утверждаю:

директор школы

_____________ ____________

«____» _________________ 20___ года

Программа

«Наставничество»

на 2018-2021 годы

Наставник: Полякова Виктория Владимировна,

учитель начальных классов

Молодой специалист: ____________________,

учитель начальных классов

2018 год

Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 3 года

Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.

Задачи:

  1. Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
  7. Способствовать планированию  карьеры  молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  8. Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению  на основе школьных традиций.

Ожидаемые результаты:

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодого специалиста в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодого специалиста;
  • желание молодого специалиста работать именно в этой ОО.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Мероприятия в рамках Программы

№ п/п

Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

1 год

1

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик.

Осуществление диагностических процедур  (анкетирование, собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста

(далее – МС)

2

Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение  школьной документации

Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО.

Составление рабочей программы.

Обучение правилам заполнения журнала,

заполнение электронного журнала

Компетентность МС в заполнении школьной документации

3

Ознакомление с Профстандартом педагога

Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога

Наличие программы индивидуального профессионального развития

4

Обеспечение каналов многосторонней связи с МС

Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты.

Возможность  постоянного взаимодействия и общения

5

Проектирование и анализ образовательной деятельности  в контексте требований ФГОС

Открытые  занятия наставника,  педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

Разработка инструментария  для самостоятельного проектирования урока МС.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

6

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.

Организация работы педмастерской по проектированию урока  

с  использованием конкретных технологий обучения

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий.

7

Формирование позитивного имиджа педагога

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению педагогических ситуаций

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы.

8

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

9

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

10

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

2 год

1

Моделирование воспитательной работы класса

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Консультации по созданию  рабочей программы по воспитательной работе.

Подборка методических рекомендаций  для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.)

Самостоятельное оформление МС школьной документации.

Наличие рабочей  программы по предмету, по воспитательной работе.

2

Описание методической темы МС

Оказание методической помощи наставником

Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой

3

Создание портфолио МС

Организация деятельности по изучению вопроса.

Презентация портфолио наставником.

Наличие портфолио МС

4

Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Подготовка  МС к прохождению аттестации.

5

Организация продуктивной деятельности

Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др.

Методические продукты

6

Проектирование  уроков в контексте  требований ФГОС

Организация самостоятельного проектирования урока МС.

Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

7

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

8

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

9

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

3 год

1

Разработка рабочей программы  учителя, программы воспитательной работы с классом.

Ведение школьной документации.

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом.

Компетентность в оформлении школьной документации.

2

Организация внеурочной деятельности

Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности.

Наличие программы внеурочной деятельности МС

3

Аттестация

Консультирование по оформлению документов

Аттестация МС на первую квалификационную категорию

4

Продуктивная деятельность

Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы

Совместный проект

5

Методическая выставка достижений МС

Оказание методической помощи

Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности.

6

Участие в муниципальном конкурсе педмастерства

Показать опыт работы

по применению педагогической технологии

Опыт работы МС

по применению педагогической технологии.

7

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

8

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование;
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др);
  • анализ и самоанализ уроков;
  • проведение родительских собраний;
  • создание портфолио и медиатеки.

Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также определяет линию корректировки профессиональных компетенций молодого специалиста, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

План работы а 2018-2019 учебный год

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма

отчетности

Отметка наставника

о выпол

нении

1

 

- изучение нормативно-правовой базы;

- оказание помощи в составлении РПП и составление плана воспитательной  работы

с классом и внеурочной деятельности по предметам УП в закрепленном классе;

- проведение инструктажа по работе в системе ГИС «ЭО», журналов индивидуально-групповых, коррекционных и кружковых занятий;

- оказание помощи в организации работы с родителями.

 

сентябрь

 

 

РПП, план воспитательной работы с классом и внеурочной деятельности по предметам УП

 

памятка

тематика родительских собраний на уч. г., создание электронной группы класса

 

 

2

- выбор темы самообразования;

- участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- участие в оформлении учебного кабинета;

- Практическое занятие: «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей чащимися»

октябрь

план работы

по теме самообразования на уч. г. 

список учебно-дидактического материала

паспорт кабинета

памятка

 

 3

 

- участие в заседании ШМО;

- знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предметам УП;

- подбор литературы по теме самообразования,

с использованием ЭОР;

- знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

ноябрь

протокол ШМО

рекомендации

 

список литературы

 

 

 

4

 

- общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предметам УП с учащимися;

- изучение основ проектно-исследовательской деятельности с учащимися по предметам УП;

- анализ работы за первое полугодие

декабрь

рекомендации

 

 

участие учащихся в школьном этапе НОУ

промежуточный отчет

 

5

 

- участие в заседании ШМО;

- занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»

январь

протокол ШМО

технологическая карта занятия с использованием современных образовательных технологий

 

6

 

- Общие положения, структура содержания, порядок ведения и оценивание материалов портфолио педагога.

февраль

Портфолио

 

7

 

- участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

- проведение внеклассного мероприятия с учащимися по учебному предмету (на выбор)

март

протокол ШМО

сценарий мероприятия, самоанализ проведённого мероприятия 

 

8

- практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»;

- вопросы ВПР;

- практикум «Анализ различных стилей педагогического общения».

апрель

памятка

 

создание медиатеки

разбор примеров

 

9

- отчет молодого специалиста о проделанной работе;

- оказание помощи в составлении личной карты самообразования на следующий учебный год.

май

отчет

план работы по теме самообразования на следующий

уч. г.

 

10

- совместная разработка системы уроков (отдельного урока) по теме;

- консультации по волнующим вопросам с педагогом-психологом школы, социальным педагогом школы, наставником, администрацией;

- участие в заседаниях педагогических Советов, методических Советов, ШМО учителей начальных классов и ШМО классных руководителей;

- посещение уроков опытных педагогов;

- регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой;

- участие в работе творческих групп.

 в течение года