ПК 4.3. Технологии обучения
материал

Анна Павловна Чернова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Технология работы с проблемными детьми в массовой школе»

В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:

  • дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;
  • дети зоны риска.

Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Ниже приводится один из возможных вариантов технологии работы с «трудными» в массовой школе.

- Особенности целей

- Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания,

- Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.

- Формирование содержательной учебной мотивации ребёнка, направленной на учебный материал.

- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребёнка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности.

- Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал.

- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

- Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений.

Модель коррекции отклоняющегося поведения должна охватывать все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

- целенаправленное и целесообразное с учётом специфики развития подростка воздействие на его сознание;

- вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;

- воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

Острая проблема «трудных» детей — свободное время, умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Досуговая деятельность привлекательна для учащихся своей нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Однако «трудный» подросток часто не умеет рационально использовать своё свободное время, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Педагог-реаниматор помогает ребёнку заполнить эту пустоту, приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, развить навыки самоорганизоваться, планировать своё время, формировать интересы, умения добиваться поставленной цели.

Третья составляющая подсистемы технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка путём перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.

За границы применения личностного подхода выносятся проявления немотивированной агрессии, чёрной зависти, намеренной лжи, эгоистическое поведение, связанное с причинением зла, противоправные поступки и другие значительные отклонения от нормального социального поведения. Агрессивное «Я» (Я вас ненавижу, Я всё могу, Я вам покажу) возникает чаще всего при столкновении ребёнка с внешним злом (несправедливостью, унижением, ложью). Он становится неуправляемым, его поступки немотивированы, он опасен для окружающих. Гуманные методы уже недейственны, нужны сильные тормозящие приёмы (предупреждение, приказ, наказание, метод «взрыва» А.С. Макаренко и др.).

Позиция агрессивного «Я» отличается от импульсивных проявлений, связанных с потребностью личности испытать свои физические и психические возможности, с потребностью самоутвердиться в новом состоянии (в этих случаях также применимы прощение, убеждение).

При чрезмерной похвале, опеке, излишнем подчёркивании успехов личности на фоне других детей положительная самооценка может также потерять свою меру, стать гипертрофированной, личность присваивает себе успехи, которыми она обязана учителю, коллективу. Такое состояние неадекватной самооценки называется эгоцентрической Я-концепцией (Я-эгоц.). Она характеризуется завышенным уровнем притязаний, желанием удовлетворить прежде всего свои личные потребности, причём за счёт других людей, стремлением «казаться», а не «быть», тенденцией к лени, отлыниванию от работы, себялюбию и т. д. В этих случаях правомерно применять тормозящие приёмы: разъяснять, убеждать, затем — предупреждать, принуждать.

Тормозящие приёмы применяются лишь после соответствующей серии приёмов личностного и щадящего подходов, после того как учитель убедится, что внутренние силы ученика не откликаются на его усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты ребёнком, в противном случае они вызовут ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. И, конечно же, методы отрицательного стимулирования не должны задевать личного достоинства, унижать личность.

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:

  1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
  2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

    Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

      Многих детей школы родители должны были перевести в специальную коррекционную школу-интернат. Благодаря реализации инклюзивной формы образования в школе, для части «неординарных», «особенных», как мы называем детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.

      Учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей в массовой школе Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Выполнила: студентка 42 группы Чернова Анна

Слайд 2

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Слайд 3

Важное значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: - обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии); - урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; - адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала; - одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; - использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий); - формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов; - взаимообучение , диалогические методики; - комментированные упражнения (по Лысенковой ); - оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Слайд 4

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: - опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); - алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного при мера до логической схемы); - указание типа задачи, закона, правила; - подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли; - предупреждение о возможных ошибках; - разделение сложного задания на составляющие.

Слайд 5

В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают: дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; дети зоны риска.

Слайд 7

Один из вариантов работы с «трудными» детьми в массовой школе: - Особенности целей -Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания, - Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях. - Формирование содержательной учебной мотивации ребёнка, направленной на учебный материал. - Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребёнка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности. - Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал. - Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности. - Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений.

Слайд 8

Три детерминированные подсистемы воздействия на личность: - целенаправленное и целесообразное с учётом специфики развития подростка воздействие на его сознание; - вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности; - воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путём перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

Слайд 9

При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи: Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.



Предварительный просмотр:

Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они являются регулятором и стимулятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функции. Эмоции активизируют труд человека, помогают общению с другими людьми и установлению благоприятных отношений, но в тоже время ведут к конфликтным ситуациям. 

Под технологиями рационального поведения и общения мы понимаем такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: «Кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция — конкуренцию».

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Приведем наиболее эффективные из них с точки зрения результата:

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.
  • Уточняйте, правильно ли вы поняли, как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
  • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. К этому можно прибегнуть после получения информации и ее уточнения.
  • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой информации партнером, не переходите к новым сообщениям.
  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

1. Контроль эмоций

Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой союзник и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому главное в конфликте — это управление эмоциями. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева.

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим что-либо или говорящим.

Второй способ избавление от гнева условно называется «заземлением». Он заключается в том, что вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева — его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

 

Другую технологию условно можно назвать «эмоциональной выдержкой». Ее можно сформулировать в виде первого правила самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами.

В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:

  • в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;
  • своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;
  • вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;
  • отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.
  • Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений.
  • Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки.
  • Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.

2. Кодекс поведения в конфликтных ситуациях

1. Дайте партнеру «выпустить пар»

Если партнер раздражен и агрессивен, нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним трудно или невозможно. Во время «взрыва» партнера следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Необходимо помнить, что человек в состоянии эмоционального возбуждения неуправляем, а его агрессивность объясняется перенасыщением отрицательных эмоций. Наилучший прием в такие минуты — представить, что вокруг вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.

 

2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами

Например, доверительно попросите у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос о чем-нибудь постороннем, но значимом для него. Напомните о том, что связывало вас в прошлом, и было очень приятным. Сделайте комплимент, выразите сочувствие в чем-либо. При этом важно, чтобы комплимент или сочувствие не прозвучали в форме иронии. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключили сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

 

3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах

Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен(а) тем, как вы со мной разговариваете».

 

4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий

Проблема — это то, что надо решать. Помните, что отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится ее решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру может заставить вас уйти от решения проблемы. Это грубейшая ошибка. Причина ее — ваши эмоции. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Определите вместе с партнером проблему и сосредоточьтесь на ней.

 

5. Предложите партнеру высказать свои соображения

Не ищите виноватых и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов, из которых позже выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения.

партнер должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если вы не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т.д.)

 

6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо»

Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте достоинства партнера. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. К примеру, можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».

 

7. Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий

Кажется, что все ясно, и все же: «Правильно ли я вас понял(а)?», «Вы хотели сказать?..», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял(а) или нет». Такая тактика устраняет недоразумения и, кроме того, демонстрирует внимание к человеку. Это тоже уменьшает агрессию.

 

8. В позиции «на равных» держитесь, как на острие ножа

Большинство людей, когда на них кричат или обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. Она удерживает партнера от агрессии и помогает обоим не «потерять свое лицо».

 

9. Ничего не надо доказывать

В любых конфликтных ситуациях никто никогда никому ничего не может доказать. Доказательство в конфликте вызывает всплеск отрицательных эмоций, которые блокируют способность понимать, учитывать позицию соперника и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Поэтому нужен спокойный обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. Такой обмен должен вестись на равных.

 

10. Замолчите первым

Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в эмоциональный конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не надо требовать от «противника» замолчать. Как правило, такое требование малоэффективно или вовсе невыполнимо. Легче всего сделать это самому. Ваше молчание позволит выйти из ссоры и прекратить ее. Используя этот прием, важно помнить, что молчание не должно быть обидным для партнера, не должно приобрести форму издевки, злорадства или вызова. Молчание должно быть направлено исключительно на объект ссоры.

Говорите, когда партнер остыл. Если вы замолчали, а партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергайте этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна полностью исключать все, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний решающий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

 

11. Не характеризуйте состояние оппонента

Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез(ла) в бутылку… А ты чего нервничаешь, злишься?.. Чего ты бесишься?» Подобные слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта. 

12. Уходя, не хлопайте дверью

Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес». Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения. Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей.

 

3. Пять признаков мудрого поведения в трудных ситуациях

1. «Открытость» ума. Человек с «открытым» умом настроен на понимание доводов и аргументов, которые ему самому не пришли бы в голову. Он как бы «открыт» для восприятия того, чего не видит сам, занимая свою позицию. Он допускает многоальтернативный подход и понимает, что лучше иметь выбор.

2. Позитивное отношение к оппоненту. «Мудрый» человек в отличие от «незрелого» даже в конфликте пытается увидеть в сопернике друга и лучшую сторону его личности. И это разумно. Ведь всегда легче договориться с другом, а не с врагом. Друг не агрессивен, настроен на взаимопонимание, хочет договориться, открыт, не подозревает тебя в нечестных намерениях и т.д.

3. Рациональное мышление. У «мудрого» человека разум контролирует эмоции, и он отдается не стихиям и порывам, а дипломатии и трезвым мыслям. Он умеет отделять свои отношения, эмоции от самой проблемы и не смешивает их. Он решает две самостоятельные задачи. Одна — найти разрешение конфликта. Вторая — упорядочить при этом свои взаимоотношения с оппонентом. Важно сохранить хорошие отношения, даже если решение конфликта не найдено. К поиску решения можно вернуться и позднее.

4. Сотрудничество. Типичное поведение (по статистике оно составляет две трети всех случаев) в конфликте — стремление к односторонним выигрышам, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только ориентация на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.

5. Терпимость. Незрелый человек нетерпим к людям, их особенностям. Его раздражают их эмоции, непонимание, иная позиция или точка отсчета, другие ценности. Мудрый всегда терпим. Он признает право людей быть такими, какие они есть, и их право думать так, как они думают. Даже если оппоненты проявляют деструктивное поведение, мудрый воспринимает это как беду человека, а не его вину.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Саморегуляция эмоционального с остояния в конфликте.» Выполнила: Чернова Анна, 42 группа

Слайд 2

Закон общения: «Кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция — конкуренцию».

Слайд 3

Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. Уточняйте, правильно ли вы поняли, как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали. Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. К этому можно прибегнуть после получения информации и ее уточнения. Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой информации партнером, не переходите к новым сообщениям. Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику. Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Слайд 4

Контроль эмоций. Визуализация «Заземление» П роецирование и уничтожение в форме проекции « Э моциональная выдержка» Р ационализация эмоций П оддержание высокой самооценки в общении

Слайд 5

Кодекс поведения в конфликтных ситуациях: Дайте партнеру «выпустить пар» Сбивайте агрессию неожиданными приемами Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий Предложите партнеру высказать свои соображения В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо » Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий В позиции «на равных» держитесь, как на острие ножа Ничего не надо доказывать Замолчите первым Не характеризуйте состояние оппонента Уходя, не хлопайте дверью

Слайд 6

Пять признаков мудрого поведения в трудных ситуациях « Открытость» ума. Позитивное отношение к оппоненту. Рациональное мышление. Сотрудничество Терпимость.



Предварительный просмотр:

3 класс. Итоговые разноуровневые тесты по окружающему миру.

I уровень

1. Запиши весенние месяцы по порядку их следования.

2. Как будут изменяться длительности дня и ночи после 21 марта?

3. Просмотри записи дневных температур. Можно ли считать, что весна в природе наступила?

4. Запиши, в каком весеннем месяце празднуют день Земли?

5. Укажи стрелками, в каком месяце прилетают в твоём краю перечисленные ниже птицы:

-иволга МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

-ласточка

-соловей

-грач

-жаворонок

-скворец

-трясогузка

-гуси

6. Отметь растения, цветущие весной.

Берёза, ива, липа, колокольчик, примула, ромашка, подснежник.

7. Рассмотри рисунок цветкового растения, подпиши его органы и дорисуй недостающие.

Мак: цветок, плод, корень, лист, семена, стебель.

8. Отметь зелёным цветом лекарственные растения, синим – ядовитые, красным – охраняемые.

-тысячелистник

-чистотел

-венерин ба8шмачок

-женьшень

-лютик

-белена

9. Вставь пропущенные слова.

Семена растений распространяются с помощью _____________, _________

и ___________________ .

10.Подпиши части побега.

11.Отметь зелёным цветом простые листья, красным – сложные.

Листья рябины, берёзы, ясеня, шиповник, малины, крыжовника, тюльпана, тысячелистника, настурции.

12.Какой газ необходим растениям для дыхания?

13.Соедини линиями взрослых животных и их личинки.

Лягушка и головастик, бабочка и гусеница, колорадский жук и личинка, божья коровка и личинка.

14. Что наиболее опасно для жизни человека в весенний период?

II уровень

1. Как будет изменяться высота Солнца на небе после 21 марта?

2. Просмотри показания термометра. В какое время года возможны такие температуры воздуха?

-100, -50, 00, +40, 00, +60

3. Укажи стрелками, из какого материала делают гнёзда птицы.

сорока, грач, жаворонок, ласточка, журавль

из сучьев веток, из сухой травы, из глины, из мха и травы

4. Запиши, по каким признакам растения относятся к живым организмам.

5. Отметь зелёным цветом названия растений, которые имеют сложные листья, жёлтым – простые.

Рябина, клевер, липа, берёза, герань, одуванчик, тысячелистник, томат, горох, клён.

6. Вставь пропущенные слова.

Растениям для дыхания, как и нам, нужен ____________, который они поглощают из воздуха. Выделяют растения в окружающий воздух, как и мы, ____________ газ.

7. Для чего цветки растений ярко окрашены и имеют запах?

8. Подпиши части листа.

(листовя пластинка, черенок, жилки)

9. Запиши, где можно встретить:

-яйцо бабочки

-яйцо мухи

-личинку майского жука

-куколку муравья

-головастика

10.Вставь пропущенное слово, соблюдая порядок стадий развития животных.

III уровень

1. С какого месяца и по какой длительность дня будет больше, чем ночи?

2. Что можно утверждать о времени года, просмотрев дневную температуру в течение недели?

+40, +100, +60, +30, -10, +50, +40

3. Запиши примеры растений, у которых нет или корня, или цветка.

Нет корня: _____________________________________________________

Нет цветка: ____________________________________________________

4. Как называют явление почти одновременного сбрасывания листьев у некоторых растений? У каких пород деревьев наблюдается этот явление?

5. Нарисуй примеры листьев комнатных растений, отличающихся размером, формой, цветом, разным видом жилкования.

6. Отметь «лишнее» слово в каждом ряду. Обоснуй выбор.

Сосна, ель, пихта, клён.

Сирень, малина, крапива, лещина.

Корень, лист, стебель, ландыш, стебель, цветок.

Яйцо, икринка, бабочка, куколка, гусеница.

Икринка, лягушка, малёк, головастик.

7. Составь кроссворд из названий органов растения.

8. Нарисуй стадии развития какого-нибудь животного (бабочки, лягушки, рыбы, птицы,…) и укажи стрелками их последовательность.



Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания

Карточка № 1 (для слабого ученика)

  1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

  1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________


Карточка № 2 (для среднего ученика)

  1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

  1. Угадайте материки.
  • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
  • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
  • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________


Карточка № 3 (для сильного ученика)

  1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
  2. Самая большая параллель Земли_________________________________
  3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
  4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
  5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
  6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Таблица отличий технологий обучения

Критерии

Традиционное обучение

Технология Л.В. Занкова

Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Название технологии

Классно-урочная система обучения

Система интенсивного всестороннего развития для начальной школы

Методика содержательных обобщений

Основной принцип

Ученик – подчинённый объект обучающих воздействий-«должен»;

Учитель-командир, судья, старший -  «всегда прав».

Ученик-это человек, со всеми его переживаниями, желаниями, интересами ,пришедший в школу для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Ребёнок-это самоизменяющийся объект учения.

Особенности технологии

Работой учащихся руководит учитель: оценивает результаты обучения, уровень обученности; переводит в следующий класс, учебники нужны для домашней работы.

Атрибуты: учебный год/день, расписание уроков, перемены, каникулы.

Введение истории и естествознания с 1 класса, география со 2 класса, нет главных и неглавных предметов, обязательное привнесение в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей.

Важный элемент обучения - собственное «Я» ребёнка, познание, осознание самого себя.

Основу содержания обучения составляет система понятий, определяющая общие способы действия. Система понятий должна стать для ученика реальным инструментом его учебной деятельности.

Особенности организации занятия

Сообщение готовых знаний; обучение по образцу; индуктивная логика : от частного к общему; механическая память; вербальное изложение материала; репродуктивное воспроизведение.

Формы урока остаются те же, а содержание меняется. Структура урока: опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом. Ход урока - это постепенное углубление в тему.

Учитель задаёт вопросы, требующие вариативных ответов.

Важной организационной формой является экскурсия.

Домашнее задание- это не только тренировка, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов у взрослых, практические поделки.

Значение: выявление того, на сколько дети продвинулись в общем развитии. Успеваемость = оценки развития. Отметка-это инструмент для отражения итогов, не играет главенствующей роли.

Главное- видеть в друг друге человека, личность.

Организация детей с помощью решения задач поискового типа. Перед учениками должно возникнуть стремление к поиску. Начальный этап-постановка учебной задачи. Второй этап-организация собственно поисковой деятельности.

Учитель-это участник совместного поиска, а не руководитель.

Учитель начинает решать задачу с позиции ученика, предоставляя ученику возможность оценивать свои действия и их результаты.

Средство учителя во время урока - последовательное изменение условий решаемой задачи.

Роль ученика - реализация создаваемых учителем предпосылок для осуществления поиска.

Отношения между учителем и учеником – деловое партнёрство, сотрудничество.

Индивидуальная форма отсутствует на уроках.

Ученик вступает во взаимодействие с учителем и с одноклассниками в равной мере.

Результат: возникновение и развитие теоретического мышления


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....