ПК 4.4
методическая разработка

Ганеева Юлия Шамилевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемая аудитория! Меня зовут – Ганеева Юлия. И  я представляю вам исследование на тему «Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младшего школьника». Мой научный руководитель – Солопова Татьяна Викторовна.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время в обществе происходят качественные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом, в первую очередь, стоит проблема личностного развития подрастающих поколений, в особенности детей старшего школьного возраста.

Изучением проблемы формирования познавательного интереса занимались Никита Глебович Алексеев, Евгения Семеновна Полат, Карл Моисеевич Кантор, Джон Дьюи и другие.

Одним из существующих ныне способов формирования профессиональной, социальной, учебной и творческой личности является метод проектов. Перед обществом, в первую очередь, стоит проблема личностного развития подрастающих поколений, в особенности детей младшего школьного возраста.

На основании данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младшего школьника».

Цель исследования заключается в следующем - изучить понятие и структуру проектной деятельности и ее влияние на личностные компетенции младших школьников. Задачи исследования вы можете увидеть на слайде. Для решения проблемы использовались теоретические методы исследования. Внимание на слайд.

В первой главе были изучены и освещены следующие вопросы:

  • понятие и теоретические основы проектной деятельности;
  • исторические корни проектной деятельности;
  • виды и структура проектов, этапы выполнения;
  • кластеры личностных компетенций младшего школьника.

В исследовании приоритет отдается 2 понятиям –проектная деятельность и личностные компетенции.  Проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, который направлен на выработку у учащихся самостоятельных исследовательских умений и навыков в поэтапной деятельности, а также способствующий развитию креативности и логического мышления, отражающихся в самостоятельном поиске и анализе актуальной проблемы и в выборе средств и способов ее решения;

Базовые личностные компетенции — это те компетенции, развитие которых в значительной степени зависит от врожденного потенциала и формируются вне зависимости от типа деятельности. Т. е. чем бы человек не занимался, он может применять и развивать эти компетенции.

Проблема метода проектов в обучении не нова.  Метод проектов появился в США, и один из его основоположников, Джон Дьюи, полагал, что новое направление в школе является продуктом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях, что подобно тому, что происходит в торговле и в промышленности.

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций писал: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» В процессе исследования темы и создания продукта школьник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.

В работе рассмотрена классификация видов проектов и на данной основе составлена схема, которую вы можете увидеть на экране.

Эвальд Фридрихович Зеер считает, что компетентность, как качество личности, обладает способностью актуализировать приобретенные знания и умения в подходящий момент, а также применять их в ходе реализации своих профессиональных функций.

Личностные компетенции отражают умения и навыки человека, связанные с тем, как он ставит цели, какие выбирает средства для решения задач, обращается с информацией и достигает запланированного результата, как выстраивает отношения с другими людьми и какой ему доступен уровень саморегуляции.

Формированию данных свойств в наибольшей степени способствует уверенность в собственных силах и способностях. Человек, который обладает сильной волей, решителен, целеустремлен, самостоятелен в решениях и действиях. Проектная деятельность является одним из методов, направленных на развитие свойств волевой саморегуляции личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проект – это ограниченное во времени, целенаправленное преобразование конкретной отдельной системы или предметной области с определенными требованиями к качеству получаемого результата и с возможными ограничениями расходования необходимых ресурсов.

В курсовой работе мы планируем изучить методический аспект организации и реализации исследовательского проекта в начальной школе.

Спасибо за внимание – мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемая аудитория! Меня зовут – Ганеева Юлия. И  я представляю вам исследование на тему «Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младших школьников на уроках русского языка». Мой научный руководитель – Солопова Татьяна Викторовна.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время в обществе происходят качественные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом, в первую очередь, стоит проблема личностного развития подрастающих поколений, в особенности детей младшего школьного возраста.

Изучением проблемы формирования познавательного интереса занимались Никита Глебович Алексеев, Евгения Семеновна Полат, Карл Моисеевич Кантор, Джон Дьюи и другие.

Одним из существующих ныне способов формирования профессиональной, социальной, учебной и творческой личности является метод проектов.

На основании данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младшего школьника на уроках русского языка».

Цель исследования заключается в следующем - раскрыть сущность метода проектов и выявить особенности применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе. В качестве объекта исследования был исследован процесс организации творческой работы над проектами младших школьников в рамках комплекса занятий в учебном процессе. А предметом исследования является использование метода проектов на уроках русского языка как средство формирования личностных компетенций. Задачи исследования вы можете увидеть на слайде. Для решения проблемы использовались теоретические методы исследования. Внимание на слайд.

В первой главе были изучены и освещены следующие вопросы:

  • возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
  • понятие и теоретические основы проектной деятельности;
  • виды и структура проектов, этапы выполнения;
  • кластеры личностных компетенций младшего школьника.

В исследовании приоритет отдается 2 понятиям –проектная деятельность и личностные компетенции.  Проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, который направлен на выработку у учащихся самостоятельных исследовательских умений и навыков в поэтапной деятельности, а также способствующий развитию креативности и логического мышления, отражающихся в самостоятельном поиске и анализе актуальной проблемы и в выборе средств и способов ее решения;

Базовые личностные компетенции — это те компетенции, развитие которых в значительной степени зависит от врожденного потенциала и формируются вне зависимости от типа деятельности. Т. е. чем бы человек не занимался, он может применять и развивать эти компетенции.

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций писал: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» В процессе исследования темы и создания продукта школьник не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы.

В работе рассмотрена классификация видов проектов и на данной основе составлена схема, которую вы можете увидеть на экране.

Эвальд Фридрихович Зеер считает, что компетентность, как качество личности, обладает способностью актуализировать приобретенные знания и умения в подходящий момент, а также применять их в ходе реализации своих профессиональных функций.

Формированию личностных компетенций в наибольшей степени способствует уверенность в собственных силах и способностях. Человек, который обладает сильной волей, решителен, целеустремлен, самостоятелен в решениях и действиях. Проектная деятельность является одним из методов, направленных на развитие свойств волевой саморегуляции личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проект – это ограниченное во времени, целенаправленное преобразование конкретной отдельной системы или предметной области с определенными требованиями к качеству получаемого результата и с возможными ограничениями расходования необходимых ресурсов.

Во второй главе были изучены и освещены следующие вопросы:

  • учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка;
  • анализ программы «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г, УМК «Школа России»;
  • методические рекомендации по составлению программы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочной и классной деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат решений той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Их классификацию вы можете увидеть на экране.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

В проектную деятельность учащиеся вводятся постепенно. Начиная с первого класса. Учебно-методический комплект «Школа России» на сегодняшний день полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.

Нами были рассмотрены проекты, которые исследуются с 1 по 4 классы в УМК «Школа России». Внимание на экран.

Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.

При систематическом использовании проектной технологии на уроках русского языка стимулируется творческая активность учащихся, их самостоятельность, формируются исследовательские умения.

На таких уроках прививается любовь к русскому языку, развиваются коммуникативные навыки, дети учатся работать в парах, что очень важно. Уроки-проекты создают положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что проектная деятельность в начальной школе помогает учащимся раскрыть творческие способности, научиться находить и анализировать информацию.

В учебно-методическом комплекте «Школа России» осуществляется индивидуальный, групповой и дифференцированный подход в обучении и повышается мотивация к изучению русского языка в начальной школе.

Учитель является наставником, который помогает учащимся реализовать проектно-исследовательскую деятельность. Он пробуждает интерес к изучению русского языка путем исследования интересных для детей проблем.

Повышая познавательный интерес, мы обеспечиваем достаточно высокий уровень усвоения учебного материала, развиваются коммуникативные качества ученика, что соответствует системно-деятельностному подходу.

Любому учителю для реализации проектной деятельности на уроках нужна программа общеинтеллектуального направления. Данная программа перед вами.

Программа содержит пояснительную записку, в которой даны общая характеристика программы, описаны цели, задачи программы; включены некоторые теоретические аспекты проектно-исследовательской деятельности;  спрогнозированы результаты проектной деятельности. Программа предназначена для учителей начальных классов, студентов педагогических колледжей, обучающихся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Ее целью является развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В рамках данного исследования были реализованы цель и задачи, поставленные в начале работы. На основе анализа литературных источников была раскрыта сущность феномена проектирования; показана особенность проектной деятельности в образовании; было раскрыто содержание кластера личностных компетенций; проанализирован учебно-методический комплект «Школа России»; даны методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность для учащихся - это возможность полного раскрытия своего творческого потенциала, через самостоятельное формулирование задачи, направленной на решение достаточно интересной и волнующей учащегося проблемы.

Таким образом, решая задачи исследования, мы достигли поставленных целей. В выпускной квалификационной работе планируется создать программу организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочной и классной деятельности.

Спасибо за внимание – мы готовы ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ганеева Юлия студентка 36 группы Тема курсового проекта «Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младшего школьника на уроках русского языка» Руководитель: Солопова Т. В., п реподаватель МДК 01.02 р усский язык с методикой преподавания в ысшей квалификационной категории

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования: Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время в обществе происходят качественные изменения, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Перед обществом, в первую очередь, стоит проблема личностного развития подрастающих поколений, в особенности детей младшего школьного возраста. Проблемой исследования занимались: Н . Г. Алексеев, Н.Г. Аксенов, Е. С. Полат , К. М. Кантор, Д. Дьюи , С. Т. Шацкий .

Слайд 3

Тема исследования: « Проектная деятельность как средство формирования личностных компетенций младшего школьника»

Слайд 4

Цель исследования: р аскрыть сущность метода проектов и выявить особенности применения метода проектов на уроках русского языка языка в начальной школе.

Слайд 5

Объект исследования: Процесс организации творческой работы над проектами младших школьников в рамках комплекса занятий в учебном процессе. Предмет исследования: Использование метода проектов на уроках русского языка как средство формирования личностных компетенций.

Слайд 6

Задачи исследования: 1) Раскрыть сущность феноменов: проектная деятельность и проектирование; 2) Изучить особенности проектной деятельности школьников в системе современного образования; 3) Обосновать возможность и необходимость применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе; 4) Проанализировать учебно-методический комплект «Школа России» c позиции темы исследования; 5) Описать личностные компетенции учащихся. Методы исследования: теоретические.

Слайд 7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Были изучены и освещены вопросы: • возрастные особенности детей младшего школьного возраста; • понятие и теоретические основы проектной деятельности; • виды и структура проектов, этапы выполнения; • кластеры личностных компетенций младшего школьника.

Слайд 8

Проектная деятельность - это один из методов развивающего обучения, который направлен на выработку у учащихся самостоятельных исследовательских умений и навыков в поэтапной деятельности, а также способствующий развитию креативности и логического мышления, отражающихся в самостоятельном поиске и анализе актуальной проблемы и в выборе средств и способов ее решения; Базовые личностные компетенции — это те компетенции, развитие которых в значительной степени зависит от врожденного потенциала и формируются вне зависимости от типа деятельности. Т. е. чем бы человек не занимался, он может применять и развивать эти компетенции.

Слайд 9

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций)

Слайд 11

Эвальд Фридрихович Зеер считает, что компетентность, как качество личности, обладает способностью актуализировать приобретенные знания и умения в подходящий момент, а также применять их в ходе реализации своих профессиональных функций. Личностные компетенции отражают умения и навыки человека, связанные с тем, как он ставит цели, какие выбирает средства для решения задач, обращается с информацией и достигает запланированного результата, как выстраивает отношения с другими людьми и какой ему доступен уровень саморегуляции .

Слайд 12

Формированию данных свойств в наибольшей степени способствует уверенность в собственных силах и способностях. Человек, который обладает сильной волей, решителен, целеустремлен, самостоятелен в решениях и действиях. Проектная деятельность является одним из методов, направленных на развитие свойств волевой саморегуляции личности.

Слайд 13

Проект – это ограниченное во времени, целенаправленное преобразование конкретной отдельной системы или предметной области с определенными требованиями к качеству получаемого результата и с возможными ограничениями расходования необходимых ресурсов.

Слайд 14

ГЛАВА II . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Были изучены и освещены вопросы: учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка; анализ программы «Русский язык» под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г, УМК «Школа России »; методические рекомендации по составлению программы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочной и классной деятельности.

Слайд 15

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: Информационный проект; Ролевой; Практико-ориентированный; Творческий; Исследовательский.

Слайд 16

Класс Проект 1 класс 2 часть «Живая азбука» 2 класс 1 часть «И в шутку и всерьёз» «Пишем письмо» 2 класс 2 часть «Рифма» «В словари – за частями речи!» 3 класс 1 часть «Рассказ о слове» «Семья слов» «Составляем орфографический словарь» 3 класс 2 часть «Тайна имени» «Зимняя страничка» 4 класс 1 часть «Похвальное слово знакам препинания» «Говорите правильно!» 4 класс 2 часть «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина «Пословицы и поговорки»

Слайд 17

Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Слайд 18

ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Введение в проектно- исследовательскую деятельность в начальной школе» для студентов-практикантов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Слайд 19

Актуальность программы: з нания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д . Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Слайд 20

На основе анализа литературных источников была раскрыта сущность феномена проектирования; показана особенность проектной деятельности в образовании; было раскрыто содержание кластера личностных компетенций; проанализирован учебно-методический комплект «Школа России»; даны методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 21

Проектная деятельность для учащихся - это возможность полного раскрытия своего творческого потенциала, через самостоятельное формулирование задачи, направленной на решение достаточно интересной и волнующей учащегося проблемы.

Слайд 22

В выпускной квалификационной работе планируется создать программу организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочной и классной деятельности.

Слайд 23

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр: