ПК 4.4.
учебно-методический материал

Понарина Ксения Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностический материал по внеурочной деятельности

Выполнила: студентка 31 группы

Шерстобитова Ксения

Проверила: Колотухина Я.А.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности, автор Л.В. Байбородовой

Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах.

Инструкция: Ребята, у вас на партах лежат бланки. Вам необходимо определить и оценить в балах (от 3 до 1), что и в какой степени привлекает вас в совместной деятельности.

Обработка результатов: Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

ФИО      класс

п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от З до 1 баллов

1

2

3

 

Интересное дело.

 Возможность общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

 

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение важно для регулирования деятельности

Ф.И.О. родителя (законного представителя ребенка)

____________________________________________________________

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________

учащегося_____________класса

1)    Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия во второй половине дня?

А) да

Б) нет

В) пока не посещал, но с этого года планируем

Г) не думали об этом

2) Какая сфера наиболее привлекательна для вашего ребенка? (можно выбрать не более трех)

- игровая деятельность;

- познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество;

- социальное творчество (социально-преобразующая добровольная деятельность);

- трудовая (производительная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

3) Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок во второй половине дня находился в школе и занимался внеурочной деятельностью?

А) да

Б) нет

4Считаете ли вы, что внеурочная деятельность помогает учащимся адаптироваться в процессе взаимодействия с учителями и сверстниками

А) да, безусловно

Б) нет, не считаю

В) затрудняюсь ответить

Г) другое

5) Развитию, каких способностей Вашего ребенка Вы хотели уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности?

А) организаторские

Б) творческие

В) актерские

Г) импровизаторские

Д) музыкальные

Другие_____________________________

6Считаете ли Вы педагогов школы достаточно компетентными для проведения дополнительных занятий с учащимися?

А) да

Б) не во всех направлениях

В) желательно сотрудничать с центром дополнительного образования

7) Занимается ли Ваш ребенок в кружках или секциях вне школы

А) нет

Б) в спортивной секции

В) в кружке

Г) в музыкальной школе

Другое__________________

Есть ли у вас какие - либо предложения по организации внеурочной деятельности ваших детей? Будем очень благодарны!!!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за работу!

Анкета для учащихся

Уважаемые ребята! Администрация и педагогический коллектив предлагает Вам принять участие в изучение заинтересованности внеурочной деятельности и ответить на вопросы анкеты.

1.Какой курс внеурочной деятельности ты посещаешь?_____________________________________________________________

2.Сколько ты посещаешь этот курс?

А)1-й год

Б)2-й год

В)3-й год

3.Что тебе нравится на этих занятиях?_______________________________________________________________

4.Что бы ты хотел изменить?_______________________________________________________________

5.Чему ты научился на этих занятиях?

_______________________________________________________________________

6.Какой курс ты хотел бы выбрать на следующий учебный год:

А)Азбука здоровья

Б)Весёлые нотки

В)Вдохновение

Г)Твори добро

Д)Умники и умницы

7.Чему бы ты хотел научиться на внеурочной деятельности?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за работу!

«Размышляем о жизненном опыте»

адаптированная методика, автор  Н.Е. Щуркова

Цель: выявить нравственную воспитанность обучающихся.

Оборудование: бланк, ручка, анкета.

Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

2

3

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

Инструкция: ребята, вам необходимо выбрать один из трех предложенных ответов в анкете. Затем обозначить его в бланке для ответов знаком *.

1.        На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а)        обойду, не потревожив;

б)        отодвину и пройду;

в)        смотря какое будет настроение.

2.        Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а)        ничего, какое мое дело;

б)        не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в)        подойду и непременно заговорю.

3.        Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а)        тороплюсь в школу;

б)        если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в)        звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.        Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а)        предложу свою помощь;

б)        я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в)        если попросят, я, конечно, помогу.

5.        Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а)        очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б)        ничего: жизнь вообще несправедлива;

в)        вступаюсь за обиженного.

6.        Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а)        они мои, раз я их нашел;

б)        завтра спрошу, кто их потерял;

в)        может быть, возьму себе.

7.        Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а)        на шпаргалки

б)        на усталость учителя: авось, пропустит;

в)        на свои знания.

8.        Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а)        поболтаюсь немного, потом видно будет;

б)        ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в)        присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9.        Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а)        соглашусь с благодарностью;

б)        сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в)        отказываюсь решительно.

10.        Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а)        забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б)        выполняю, конечно;

в)        увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11.        Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а)        да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б)        не знаю, как придется;

в)        зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12.        Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а)        поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б)        сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;

в)        я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13.        Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а)        напомню о праве на отдых;

б)        делаю, раз надо;

в)        посмотрю, что скажут остальные.

14.        С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а)        отвечаю тем же

б)        не замечаю, это не имеет значения для меня;

в)        разрываю все отношения с этим человеком.

15.        Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а)        бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б)        обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в)        буду ждать новых сообщений.

16.        Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а)        ужасно завидую, мне неудобно;

б)        я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в)        мне все равно.

17.        Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а)        отдаю – здоровье дороже;

б)        постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в)        подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18.        Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а)        быстро начинаю скучать;

б)        хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в)        не замечал.

19.        Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а)        отбираю интересное и приношу;

б)        ненужных книг у меня нет;

в)        если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20.        Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а)        у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б)        человеку просто повезло прославиться;

в)        уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка результатов: Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Диагностика нравственной самооценки, автор Л. Н.  Колмогорцева

Цель: выявить уровень нравственной самооценки обучающихся.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: учитель прочитывает 10 высказываний. Задача обучающихся - оценить уровень своего согласия по 4-х бальной шкале.

Инструкция:  Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.

Утверждение

Ответ: от 4 до 1 баллов

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8

Мне приятно делать людям радость

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
  • в 3 балла - 2 единицы,
  • в 2 балла - 3 единицы,
  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Тест «Творческие способности», автор Е.Е. Туник

Цель: выявить уровень творческого потенциала личности.

Оборудование: бланк, ручка.

Ход проведения: обучающимся предлагается оценить в балах характеристики их поведения.

Инструкция: ребята, оцените в баллах (от 1до 10), насколько типичными для вас являются следующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

  • 10 баллов — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.
  • 9-6 баллов — соответствие значительное.
  • 5 баллов — в данном смысле вы где-то на среднем уровне.
  • 4-2 балла — по этой части ваш уровень ниже среднего.
  • 1 балл — это вам вообще не свойственно.

Опросник

Ответ: от 10 до 1 баллов

1

Любознательны ли вы ? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

2

Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

3

Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4

Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5

Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом несдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6

Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?

7

Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ничего общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8

Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9

Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10

Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Обработка результатов:

80-100 баллов — потенциал очень велик.

60-80 баллов — вы творческая личность.

40-60 баллов — вы не хуже большинства.

20-40 баллов — вы не столь творческая личность, как большинство.

10-20 очков — вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест «Творческие способности»

Цель: выявить уровень творческого воображения, быстроты протекания мыслительных процессов и широты словарного запаса.

Оборудование: чистый лист бумаги, ручка.

Ход проведения: обучающимся необходимо, по команде учителя, составить фразы из трех заданных слов.

Инструкция: После сигнала «Внимание!» я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача быстро написать наибольшее количество фраз так, чтобы в каждую из них входили все три слова.

Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я скажу: «Черта», поставьте отчетливую черту в том месте, в котором вас застанет моя команда. Пишите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочитать. Когда я дам команду «Стоп!», прекратите писать и переверните лист бумаги.

Слова: «дождь», «поле», «земля».

Фразы: «Дождь в поле хорошо промочил землю», «После дождя земля стала мокрой, и я не пошел гулять в поле», «Дождя не было уже месяц, и земля в поле стала как камень».

Обработка результатов: Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 — остроумная оригинальная комбинация.

4 — правильное, логичное сочетание слов.

3 — пожалуй, и так можно.

2 — два слова связаны, а третье нелогично.

1 — бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме баллов, деленной на число фраз, написанных за 10 минут.

Методика «В мире животных», автор Н.Л. Кутявина

Цели: выявить способности обучающихся использовать модели для установления классификационных отношений.

Оборудование: карточки с изображением животных, ручки.

Ход проведения: обучающимся необходимо найти на картинке домашних животных и от каждого из них провести дорожки к домику.

Инструкция: Найдите на картинке всех домашних животных и от каждого из них проведи дорожки к домику.

Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 4

Обработка результатов:

3 балла – ребенок все сделал правильно
2 балла – ребенок допустил 1 – 2 ошибки
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки

Оценку 3 балла получают дети, которые могут устанавливать классификационные отношения с помощью модели, ориентируясь на признак «домашние животные».

Оценку 2 балла получают дети, которые частично ориентируются на нужный признак при установлении классификационных отношений даже при наличии вспомогательного средства – изображения домика.

Оценку 1 балл получают дети, которые затрудняются в использовании модели при решении задач на классификацию.

Методика «Коврик», автор И.Г.Топоркова

Цели: выявить способности обучающихся использовать схему, на которой представлена часть целого.

Оборудование: картинки с изображением, ручки.

Ход проведения: обучающимся необходимо соотнести узор на коврике с узором на заплатке.

Инструкция: На картинке ты видишь коврики. Подбери к коврикам нужную заплатку.
Диагностика интеллектуальных способностей. Методика 5

Обработка результатов: Ответы: А – 5, Б – 6, В – 4
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

Диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка»

Автор Н.И. Дереклеева

Цель: анализ самочувствия учащихся в классном коллективе.

Оборудование: лист бумаги с солнцем, тучкой и дождиком, ручка.

Ход проведения: каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Учащимся предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому из ребят предлагается отметить любым знаком, например, звездочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными, или ученики их подписывают — по желанию учителя.

Инструкция: Ребята, перед вами лежат листочки с изображением солнца, дождика и тучки. Вам надо отметить звездочкой под той картинкой, как вы себя чувствуйте дома, в классе и с друзьями.

«Солнце» (Тепло, дружно, уютно)

«Тучка» (Не очень комфортно)

«Дождик» (Скучно, не комфортно)

В классе

С друзьями

Дома

«Социометрия»

Автор Альфред Адлер

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Оборудование: ручка, бланк с текстом.

Ход проведения: учитель задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при  отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Инструкция: -Ребята, ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?

4.        Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Обработка и интерпретация полученных данныхНа основании полученных результатов составляется матрица.

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя

Критерии выбора

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Александров Паша

1

3

1

2

2

1

3

3

2. Иванов Сергей

1

3

1

1

2

2

3

3

3. Петров Дима

1

3

2

2

3

3

1

1

4. Сарченко Сергей

1

3

2

1

1

2

3

3

5. Алферова Ира

1

3

1

1

3

2

2

3

6. Володина Галя

1

3

3

2

2

3

1

1

7. Ладзина Наташа

1

3

1

1

2

3

3

2

8. Левшина Нина

1

3

1

1

3

3

2

2

9. Покровская Алла

1

3

2

2

1

1

3

3

10. Самойлова Таня

1

3

2

1

1

2

3

3

Получено выборов

Получено взаимных выборов

0

0

7

5

6

4

5

4

6

6

12

6

10

6

5

3

8

6

1

0

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С=М/ (n – 1), где

С – социометрический статус учащегося; М  – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); п – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Предпочитаемые»

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Принятые»

«Непринятые»

В полтора раза меньше, чем среднее  число  полученных выборов одним испытуемым

«Отвергнутые»

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Общее число сделанных положительных выборов

Общее количество испытуемых

Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Володина Г.;

«Предпочитаемые» – Ладзина Н.;

«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Непринятые» – нет;

«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

Количество взаимных выборов

Общее число выборов

В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

«Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Оборудование: ручка, бланк с утверждениями.

Ход проведения: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.

Инструкция: Ребята, вам необходимо прочитать утверждения и отметить номера тех утверждений, с которыми вы согласны.

Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или        конфликтности):

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

    4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.

     5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):

     1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

     2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям

     3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

     4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

     5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

     6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка результатов: те суждения, которые отмечены  большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра художественно-эстетического воспитания

Шерстобитова Ксения Сергеевна

ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ОБРАБОТКУ БИСЕРА

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

« »_____________ 2018 года

Преподавание в начальных классах

с оценкой ________________

Курс 3, группа 31

Научный руководитель: Буторина В.В

преподаватель МДК 01.10

I квалификационной категории

Челябинск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ОСВОЕНИЮ ПРИЁМОВ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. История возникновения бисероплетения

3

  1. Основные приёмы, материалы и приспособления для бисероплетения

12

  1. Роль сборника в педагогическом процессе по освоению приёмов бисероплетения у младших школьников

18

  1. Разработка сборника по освоению работ бисероплетения у младших школьников

21

Вывод по I главе

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

25


ВВЕДЕНИЕ

Детское сердце чутко к призыву

творить красоту… важно только,

чтобы за призывами следовал труд.

В.А. Сухомлинский. 

«По содержанию все предметы в школе обеспечивают получение общего образования, без которого современному человеку невозможно обойтись, однако каждый предмет делает это по-своему, позволяя школьникам получить представления о какой-то определённой стороне окружающей действительности. В соответствии с этим ученики на уроках практического труда не овладевают какими-то специальными знаниями, нужными людьми определённых профессий, а учатся размышлять об окружающей их действительности с определённых позиций» [11, с.28]

В современной школе всё больше внимания уделяется освоению техники бисероплетения. Всё чаще вводятся новые виды работ. Одна из самых главных задач школы – это развивать в ребёнке творчески подходить к решению нестандартных задач, стремление преобразовать, улучшать, совершенствовать.

В последние годы всё большей популярностью стал пользоваться такой стандартный вид рукоделия как бисер. Первым изготовлять и плести из него украшения научились еще древние египтяне.

Интерес к этому виду искусства начал возрождаться вновь, всё чаще бисер стали использовать в своей работе ведущие модельеры мира и в то же время, всё больше детей хотят научиться плести из бисера.

Бисер вызвал интерес, как у детей, так и у взрослых. Эта тема заинтересовала нас. Мы определили изучить приёмы бисероплетения, для выполнения изделий из бисера. Так как работы из бисера способствуют формированию творческого мышления и художественного вкуса. [2, с.45]

К сожалению, в школе технике бисероплетения не уделяется внимание. Создаются кружки, где все желающие могут научиться делать любые украшения из бисера. Существует опыт проведения уроков бисероплетения. Собственную методику преподавания создала Майя Яковлева Ануфриева. Она организовала двухгодичную школу – студию «Искусство бисероплетения», действующую уже более 10 лет. Немало существует литературы о данной технике, а методических пособий, к сожалению, почти нет. Мы решили разработать сборник заданий по освоению техники бисероплетения.

Тема исследования: освоение приемов бисероплетения у младших школьников через художественную обработку бисера.

Цель исследования: освоить приемы художественной обработки бисера у младших школьников и разработать сборник по освоению техники бисероплетение.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить литературу авторов, профессионально занимающихся этой техникой;

- поиск теоретического материала;

- анализ выбранного материала;

- классификация данного материала;

Методы исследования:

- поисковый метод;

- классификация;

- отбор источников информации;

ГЛАВА I. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ОБРАБОТКУ БИСЕРА

  1. История возникновения бисероплетения

Бисероплетение - один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий и тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.  [3. с. 6]

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. [3. с. 20]

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употребляется при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространенно среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя в ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы. [3. с. 23]

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелье, расшивали им платья. История развитие бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисера использовалась в основном для вышивки или простого нанизывания, но в последствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяни сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны. [10. с. 55]

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение – узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенные в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империей. Древние кельты и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. [10. с. 57]

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса. [10. с. 60]

С 1275 г. угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. -XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов. [5. 60 с.]

Венеция на многие века стала единственным центров бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где осуществляли склады бисера и устаивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI – XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экспортировались со всеми романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало где популярным и в других странах. [5. с. 60]

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало повяленное бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

 С конца XVIII в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы [5. с. 61]. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времен, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце XIX- начале XX веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков подстаканники.


1.2. Основные приёмы, материалы и приспособления бисероплетения 

Техники: простое низание (цепочка) -самый простой способ, с которого обычно начинают бисерное рукоделие. Так набирают простые бусы. [5. с. 25]

Рис.1 Простое низание(цепочка)

Плетение навстречу: Одну бисеринку опускают на середину, рабочей нити которую держат двумя руками, затем нанизывают следующую бисеринку на любой конец нити, допустим правый, а левый конец нити пропускают через эту же бисеринку навстречу правого конца. Нить необходимо подтянуть, чтобы бисеринки легли плотно друг к другу. И так далее [5. с. 26]

Рис.2 Плетение навстречу

Параллельное низание (техника параллельного плетения) выполняют на две нити, точнее, двумя концами одной нити или проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки (или лески) нанизывают бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускают другой конец поволоки (или лески) навстречу первому. Для плоских фигур используется только проволока. Для объемных фигур может быть использована и леска, и проволока, но леской объем получается лучше. [5. с. 27]

Рис.3 Параллельное низание 

Низание петлями: на проволоку набирается необходимое количество бисера, после чего проволоку перекручивают для фиксации бисера в петле. [5. с. 27]

Рис. 4 Низание петлями

Плетение крестиком: плетение крестиком еще называют плетением в две нити (на самом деле нить одна, но работают два ее кончика). Нитка берется за два кончика и в середину опускаются 3 бисеринки, а 4-ю закрепляют методом плетения на встречу, затем кончики нитки затягиваются. Потом на левую и правый кончик нити нанизывается по бисеринке, а следующую бисеринку нанизывают способом навстречу, затягивают нить. И так далее…[5. с. 28]

Рис.5 плетение крестиком

        

Мозаичное низание: это плетение на один конец нити. Здесь бисер плетется в шахматном порядке. Плетение начинается с первой бисеринки второго ряда так как это показано на рисунке последующие ряды прикрепляются зигзагообразно, при этом через каждую бисеринку нить проходит дважды. [5. с. 28]

 

Рис.6 мозаичное низание

Плотное низание техникой " полотно ": каждая бисеринка привязывается к бисеру предыдущего ряда: набирают первый ряд бисеринок простым низанием (рис. а), количество которых зависит от желаемой ширины изделия. Протягивают нитку или леску через предпоследнюю бисеринку, она будет первой в следующем ряду (рис. б). Протягивают нитку через бисерину второго ряда еще раз (рис. в). Набирают на нить еще одну бисеринку и проделывают тоже самое (рис. г). Таким образом плетут второй ряд и начинают следующий. Если второй ряд плели справа налево, то третий слева направо и так далее (рис. д). если начинать плести со среднего ряда, изделие получается ровнее.

Рис.7 Плотное низание техникой " полотно "

Игольчатая техника плетения 

Игольчатую технику чаще используют для плетения тычинок, веточек. Чтобы освоить технику. Нужно взять небольшой отрезок проволоки, набрать на проволоку 6 бисерин. Рукой придержать одну бисерину, а конец проволоки просунуть через 5 бисерин. Затянуть. [5. с. 30]

Рис. 8 игольчатая техника плетения

Техника параллельного плетения самая популярная при выполнении бисерных изделий. Берем проволоку, набираем на нее бисеринки 1-ого и 2-ого ряда, в общем счете 3 бисерины. Затем, как бисеринки будут нанизаны на проволоку, берем один конец проволоки и пропускаем его через 2 бисеринки, на встречу другому. Во время плетения, концы проволоки надо направлять друг на друга. После того как пропустили через бисеринки, берем проволочки с обеих сторон и затягиваем. Концы проволоки должны быть примерно одинаковой длинны. [5. с. 31]

Рис.9 параллельное плетение

         Материалы: бисер 

Это мелкие круглые или граненые (рубка), вытянутые или сплюснутые бусинки из стекла, металла, фарфора или пластмассы с отверстиями для нити. Обозначение размера бисера пришло к нам из 17 века, например, размер 5\0, где цифра показывает во сколько раз диаметр бисеринки меньше диаметра стандартной бусинки "пони". Чем больше номер размера, тем мельче бисер. Наиболее распространенные размеры от 5/0 (диаметром приблизительно 4 мм) до 11/0 (диаметром примерно 1,8 мм). [8. с. 24]

Стеклярус

 Стеклярус - стеклянные трубочки различной длины. Он может иметь прямой или косой срез. Для низания больше подходит стеклярус с прямым срезом. Современная промышленность выпускает также и витой стеклярус. 

[8. с. 24]

Бусины

Бусины бывают всевозможных цветов форм и размеров, сделаны из самых разных материалов. Круглые, квадратные, граненые, в форме сердечек и забавных зверей, перечислить все невозможно. Все это дает огромное пространство для полета фантазии. 

Нити 

Для работы необходимо выбрать нити. Для многих работ в технике бисероплетение подходят капроновые нити – они достаточно прочны и тонки. Но слишком скользкие и неупругие. Если вы только начинаете осваивать технику бисероплетения, лучше использовать нити из натуральных волокон. 

Проволока и леска 

Для изготовления различных объемных сувениров используется тонкая медная проволока или леска. Толщина проволоки или лески должна позволять пройти ей чрез отверстие в бисеринке 2-3 раза. Очень хорошо, если проволока покрыта снаружи цветным лаком. Это удобно, когда в сувенире фигурирует большое количество не покрытой бисером или бусинами проволочного пространства. Например, цветочные букеты. 

Иглы

Бисерные иглы - это гибкие тонкие иглы длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Наиболее употребляемые иглы №12, они легко проходят сквозь бисер 11/0 и даже некоторые виды бисера 15\0. [9]

Фурнитура

        Металлические детали для соединения фрагментов изделия, застежки и швензы. Для работы вам могут понадобиться самые различные детали, от соединительных металлических колечек, до основы для заколок.

Из других инструментов понадобятся острые ножницы, пинцет, кусачки и круглогубцы для работы с проволокой. [15. 33с.]


  1. Роль сборника по освоению работ бисероплетения у младших школьников

Все сборники должны быть связаны между собой, поскольку функционируют в едином педагогическом процессе. Необходимо согласовать информацию, предъявляемую и сопровождаемая с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса – и в процессе преподавания, и в процессе учения.      

Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. [6]

Преподавание технологии требует обеспечения высокой степени наглядности обучения. В распоряжении педагога – технолога имеются различные средства наглядного обучения – иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений технологии, учебные модели, мультимедийные презентации.

Сборники по освоению работ бисероплетения, являются одним из самых важных факторов в обучении. Значение наглядных пособий в преподавании любого предмета трудно переоценить, без них невозможно организовать учебный процесс.

К наглядности относят иллюстрации, схемы, карты, демонстрации фильмов, экскурсии, лабораторно – практические работы, примеры из жизни и т.д. Существуют несколько видов наглядных пособий:

  • Естественные (предметы объективной реальностью);
  • Экспериментальные (опыты и эксперименты);
  • Объемные (макеты, фигуры);
  • Изобразительные (иллюстративные, репродуктивные картины, фотографии, портреты);
  • Звуко-изобразительные (кино, телевидения);
  • Звуковые (магнитофоны);
  • Символическая и графическая (графики, схемы, формулы, карты).

Благодаря использованию различных сборников по освоению работ активизируется внимание школьников, повышается интерес к учебе, а то, что интересно, усваивается и запоминается в разы лучше, а значит, возрастает степень успеваемости, результат обучения улучшается. Воспитание ребенка имеет комплексный и непрерывный характер и осуществляется под влиянием всей окружающей действительности, сложившейся в обществе и в семье системы эстетических и общечеловеческих ценностей.

Различные виды художественно-творческой деятельности ребенка способствуют эффективному развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоции. [7]

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики: слаженность в работе глаз и рук, усовершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий.

В процессе освоения бисероплетения у обучающихся постепенно образуется система нестандартных навыков и умений. [7. с. 78]

У обучающихся развивается двигательная память – запоминание и сохранение, воспроизведение разнообразных движений, усидчивость и творческий потенциал. На основе двигательной памяти формируется двигательное умение и навыки. Бисероплетение помогает развитию зрительной памяти, способности к воображению. Процесс творчества влияет и на эмоциональную память. [8. с. 100]

Создавая поделки декоративно-прикладного искусства, а именно бисероплетения, обучающиеся испытывают чувство радости, удовольствия.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. [14. 34 с.]

Бисероплетение, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 14 лет. В этом возрасте занятия творческой деятельностью способствуют развитию волевых качеств, благодаря чему в дальнейшем развивается мотивация достижения успеха и более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Одними из главных мотивационных линий этого возрастного периода являются самовыражение и самоутверждение. [15. с. 24].

Применение различных сборников по освоению работ бисероплетению активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.


  1. Разработка сборника по освоению работ бисероплетения у младших школьников

Данная методическая разработка способствует развитию личности ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением. Ведущая идея заключается в подборе разнообразных форм и методов, применяемых на занятиях бисероплетения, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей каждого ребенка. [12. 7 с.]

Отличительной особенностью методической разработки является расширение разнообразия видов работ с бисером, начиная с простых и заканчивая сложными полноценными предметами.

Занятия бисероплетением положительно влияют на эмоциональное, психологическое состояние, помогает справиться с плохим настроением, улучшить самочувствие, развить пространственное мышление, художественный вкус, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Изящные вещицы из бисера уже не одно десятилетие не выходят из моды. [1.  37 с.]

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, об истории возникновения бисероплетения и его роли в жизни человека, использование вязанных изделий, о промышленном производстве изделий. При проведении занятий необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися [16].

Для детей начальной школы мы разработаем сборник по освоению работ бисероплетения. В нем мы подробно опишем ход выполнения основных приёмов для младших школьников и представим в качестве примера изделия с использованием этих приёмов.

В первой части сборника по освоению работ бисероплетения рассмотрим историю бисероплетения, во второй части опишем необходимые материалы и инструменты. В третьей части мы подробно опишем ход выполнения работ из бисера таких как божья коровка, стрекоза и паук. Работы из бисероплетения будут очень интересны для детей тем, что это очень увлекательное занятие и полезное для детей так как они развивают фантазию, мышление, воображение, зрительное и двигательное внимание и эстетическое развитие. Изготовление подделок из бисера, успокаивает, требует внимания и терпения. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. [4. 1 с.]


Вывод по I главе

Из изученного нами материала мы выявили для себя, что бисероплетение - это один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространенный вид народного творчества. Существуют много видов и техник с бисером таких как мозаичное плетение, низание петлями и т.п. Определили приспособления для работы с бисером стеклярус, бусины, нити, леска, проволока и т.д. Так же определили, что занятие бисероплетением очень полезно для детей, т.к. оно пробуждает у детей фантазию, активизирует наблюдательность, внимание, воображение и воспитывают усидчивость. Развивают ручные умения, чувство формы, глазомер, то есть способствуют развитию творчества. Всё изучали мы для того чтобы освоить приемы бисероплетения, выявить как развиваются творческие способности через бисероплетение и предлагаем свои методические рекомендации по выполнению работ из бисера, которые будут способствовать развитию творческих и умственных способностей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия бисероплетением имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они пробуждают фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство форм, то есть способствуют развитию творчества.

Дети в своей природе, более расположены к тому, чтобы учиться всему новому, фантазировать, импровизировать. Свобода выражения – вот главное условие для развития фантазии.

Изучив материал по технике художественной обработке бисера, мы приобретали много новых и интересных сведений, познакомились с технологией выполнения изделий из бисера, его историей. Таким образом достигли, решения ряда задач, поставленных нами в курсовой работе. Мы убедились, что техника бисероплетения является нетрадиционной, очень интересной и оригинальной в плане открытия новых творческих путей развития воображения, образного мышления.  

В заключении хотим сказать, что каждый педагог начальных классов должен работать не только над развитием разновидных способностей своих учеников, но и над своими собственными, так как разносторонний педагог не может обучить школьников разным способностям, относящимся к творчеству. В помощь этому педагогу могут служить наш методический комплект.         

В дипломной работе мы планируем завершение нашего сборника по освноению работ бисероплетения и провести апробацию данного исследования с детьми младшего школьного возраста.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Монография, учебники, учебные пособия

1) Андриановна, П.Н. [Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя]. – М.: Просвещение, 2015 г – 174 с.

2) Ануфриева, М.Я. Искусство бисерного плетения [Ануфриева, М.Я.] -  М.: Культура и традиции, 2002г. – 400 с.

3) Артамонова, Е.В. [Украшения и сувениры из бисера] Атамонова Е.В. - М.: ЗАО., ЭКСМО – Пресс, 1999 г – 240 с.

4) Дзанагова, Р.М. [Раскрытие творческих способностей учащихся.] 2012 г – 46 с.

5) Кузьмина М.Т. [Азбука плетения.] – М.: Знание, 2012 г – 320 с.

6) Кузьмичёва, Н.Н. [Эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника.] Кузьмичёва, Н.Н // https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/02/17/effektivnost-uchebnogo-zanyatiya-stimul-k-uspehu дата обращения: 10.10.2018

7) Литвинец, Э.Н. [И дивный видится узор.] – М.: Молодая гвардия, 1988 г – 92 с.

8) Ляукина, М.В. [Бисер: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.] –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014 г – 288 с.

9)Мигалкина, М.К. [Технология.] Мигалкина, М.К // http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/117

10)Нина Гуль, [Вышивка биcером. Самоучитель.] – Ростов н\Д.: Проф-Пресс, 2005 г. – 488 с.

11)Сухомлинский, В.А. [Сердце отдаю детям.] Сухомлинский, В.А. Киев: Радянськая школа., 1974 г. – 288 с.

12) [Чудесные мгновения. Бисер.] №2., 2007г – 19 с.

13) [Чудесные мгновения. Бисер.] №9., 2012г – 25 с.

14) [Чудесные мгновения. Бисер.] № 11., 2012 г – 26 с.

15) Якимовская, Л.В., [Уроки бисероплетения.] Свиридова, А.А.  – СПБ.: КОРОНА принт, 2014 г – 200 с.

16)Терешкович, Т.А. [Рукоделие для дома] Т.А. Терешкович. – М.:Просвещение, 2015. – 241 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Шерстобитова Ксения Сергеевна

Роль отметки и оценки в формировании самооценки младшего школьника

Реферат

Реферат защищен                                                 Специальность: 44.02.02.

« » ______________2018года                                         Преподавание в начальных классах

с оценкой________________                                        Курс 2, группа 21

                                                                Научный руководитель: Зуева И.Ф.,

                                                                преподаватель МДК 01.01

                                                                высшей квалификационной категории

Челябинск, 2018

Оглавление

Введение                                                                                        стр

ГЛАВА I. Психолого-педагогические исследования в области            3 самооценки младшего школьника.

  1. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных ученых
  2. Понятие самооценки



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкально-эстетического образования

Шерстобитова Ксения Сергеевна

СБОРНИК ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

  1. История возникновения бисероплетения

3

  1. Материалы и инструменты для работы с бисером

8

  1. Приёмы бисероплетения

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Искусство бисероплетения возникло еще в Дневнем Египте. Однако именно в наши дни оно возродилось и приобрело большую популярность. Неудивительно, ведь работы, выполненные в этой технике, привлекают к себе внимание и восхищают своей изящностью, воздушностью, разнообразием, а самое главное – разными уровнями сложности, так как есть легкие техники бисероплетения, чаще всего их и используют с детьми для работы, но и сложные, такие изделия очень часто дарят в подарок людям.

        Методический сборник предназначен для учителей начальных классов и для студентов педагогического колледжа при прохождении различны видов практики.

        В комплект вошли основные приёмы работы бисероплетением, поэтапно разъяснение технологии изготовления различных изделий, историческая справка возникновения бисероплетения, материалы и инструменты для работы и сами приёмы бисероплетения.

1.История возникновения бисероплетения

Бисероплетение - один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий и тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.  

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употребляется при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространенно среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя в ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелье, расшивали им платья. История развитие бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисера использовалась в основном для вышивки или простого нанизывания, но в последствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяни сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение – узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенные в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империей. Древние кельты и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. -XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала единственным центров бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где осуществляли склады бисера и устаивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI – XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые экспортировались со всеми романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало где популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало повяленное бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

 С конца XVIII в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времен, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце XIX- начале XX веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков подстаканники.


1.2. Материалы и инструменты для работы с бисером

Нити 
Можно использовать любые прочные нитки.
Шелковые — самые удачные для бисера и красивые.
Нейлоновые или капроновые — дешевые, практичные, но трудно прочно завязать узел на конце изделия. Его лучше немного оплавить. Но делать это нужно осторожно.
Хлопчатобумажные нитки — менее практичны, так как их легко перерезать. 
Резиновые нитки — чаще всего используют для фенечек и браслетов, а так же для ободков на волосы. Преимущество их в том, что для изделия не требуется замок.
Но если ВЫ только начинаете осваивать технику бисероплетения, лучше использовать нити из натуральных волокон. 

Леска и проволока 

Леску лучше использовать тонкую леску, она мягче, не такая грубая как толстая, недостаток у нее тот же, что и у нейлоновой нити.
Проволка хороша для объемных композиций. 
На леску или проволоку бисер нижут, когда необходимо получить жесткую конструкцию, например при изготовлении накладных цветков, объемных крестов и других изделий. 
Для работ, выполненных из прозрачных бисеринок, больше подходит леска, а мелкие непрозрачные зерна хорошо набирать на проволоку.
Толщина проволоки или лески должна позволять пройти ей чрез отверстие в бисеринке 2-3 раза. Очень хорошо, если проволока покрыта снаружи цветным лаком. Это удобно, когда в сувенире фигурирует большое количество не покрытой бисером или бусинами проволочного пространства. Например, цветочные букеты. 

Иглы
Бисерные иглы- это гибкие тонкие иглы длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Наиболее употребимы иглы №12, они легко проходят сквозь бисер

11/0 и даже некоторые виды бисера 15/0.

Ножницы

Лучше всего использовать маленькие ножницы, типа маникюрных и держать их в футляре. Ножницы должны быть остро заточены, остро заточенные, с тонкими сходящимися концами.

Нитковдеватель

Нитковдеватель– специальное приспособление, которое облегчает вдевание нитки в иголку. Для низания нитковдеватель можно использовать вместо иглы в тех случаях, когда игла не проходит через бисеринку. Желательно иметь несколько нитковдевателей различной толщины. Проволочка нитковдевателя часто выпадает в процессе работы, поэтому перед работой закрепите ее, ударив молотком по месту крепления.

Пинцет

Пинцетом с тонкими концами удобно протаскивать нитку сквозь отверстия бисеринок при работе без иглы, а также отделять торговые застежки от цепочек.


Техники: простое низание (цепочка) -самый простой способ, с которого обычно начинают бисерное рукоделие. Так набирают простые бусы. ( почему называется именно цепочка)