ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 города Челябинска»

Россия, 454085, г. Челябинск, ул. Марченко, д. 23 «г»,

тел./факс +7(351)773-69-27, e-mail: mousosh39@mail.ru

Паспорт проекта по окружающему миру

«Путешествие по городам мира»

Руководитель: Саттарова Э. Х.

Класс: 4.2

Тип проекта: исследовательский

Челябинск, 2020


Название проекта: «Путешествие по городам мира»

Руководитель проекта: Саттарова Э. Х.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, география.

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта (практическая): разработать маршрут путешествия по городам мира, выбрать города с самыми интересными достопримечательностями.

Цель проекта (педагогическая): формирование познавательной активности обучающихся, совершенствование умения самостоятельно находить необходимую информацию с использованием современных технологий, классифицировать и систематизировать ее.

Задачи проекта: обогащать представления детей о многообразии народов мира, формировать представление детей об обычаях и традициях народов мира.

Необходимое оборудование: интернет-ресурсы, учебники и учебные пособия.

Предполагаемые продукты проекта: презентация, газета, статья.

Аннотация: по карте разработать маршрут путешествия, включающий города, возникшие в древности, Средневековье, Новое время, Новейшее время. Каждый город можно представить достопримечательностями того времени.

Состав проектной группы: 4.2 класс

  1. Б. Ярослав
  2. Б. Альбина
  3. В. Дмитрий
  4. Г. Кристина
  5. Г. Анна
  6. Г. Виктория
  7. Д. Робия
  8. Д. Ангелина
  9. Д. Вероника
  10. Е. Сергей
  11. З. Артём
  12. З. Анна
  13. К. Карина
  14. К. Павел
  15. К. Данил
  16. К. Михаил
  17. Л. Лилия
  18. М. Полина
  19. П. Владислав
  20. С. Виктория
  21. С. Илья
  22. Ч. Екатерина
  23. Ч. Дарья
  24. Ш. Хабибулло
  25. Я. Александр

Описание этапов работы над проектом:

  1. Подготовительный этап:
  1. Подготовка: определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы;
  2. Планирование:

1) Определение источников необходимой информации;

2) Определение способов сбора и анализа информации;

3) Определение способа представления результатов (формы проекта);

4) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

5) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

  1. Основной этап:
  1. Исследование:

1) Сбор и уточнение информации;

2) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

3) Выбор оптимального варианта хода проекта;

4) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта;

  1. Выводы: анализ информации. Формулирование выводов;
  1. Заключительный этап:

Представление (защита) проекта и оценка его результатов: подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками

  1. Выделение и постановка проблемы

Тема исследования – следуем его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.

  1. Выработка гипотез

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно.

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари);
  • опыты и эксперименты;
  • наблюдения (как способ получения ответов на вопросы);
  • проведение анкет, опросов, интервью, и т.д.
  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности.

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

  • отчеты (устные, письменные)
  • презентации, макеты, сборники и др.;
  1. Завершающий этап исследовательской работы – это защита.

Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях (на праздниках, выставках достижений)



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ

младших школьников.

  1. «Свет познания»

Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

  1. «Моя исследовательская работа»

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota

  1. «Грани науки»

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. «Блестящая идея»

Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея

  1. «Интеллектуалы XXI века»

XII городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ учащихся 1-х 8-х классов

https://148chel.ru/2017/01/16/xii-gorodskoy-konkurs-referativno-issledovatelskih-i-proektnyih-rabot-uchashhihsya-1-h-8-h-klassov-intellektualyi-xxi-veka/



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

  1. Танцы — польза для здоровья.
  2. Семейные традиции.
  3. Отчего крапива жжется?
  4. Почему люди зевают?
  5. Имя в жизни человека.
  6. Мои домашние питомцы.
  7. Лес - наш друг.
  8. Отчего осенью листья меняют цвет?
  9. Роль растения в жизни человека.
  10.  Ягода Арбуз.
  11.  Помидор — плод здоровья.
  12.  Почему цветы разноцветные
  13.  Цветок Солнца
  14.  Люди и кошки.
  15.  Почему вымерли динозавры?
  16.  Умеют ли разговаривать дельфины?
  17.  Царь динозавров.
  18.  Мои любимые пингвины.
  19.  Мы учили попугая.
  20.  Поведение птиц зимой.
  21.  Аквариум и его обитатели.
  22.  Есть ли в воздухе вода?
  23.  Разноцветные моря.
  24.  Семь чудес света.
  25.   Охранять природу - значит охранять мир.
  26.   Если хочешь быть здоров.
  27.   Полезно ли мороженое?
  28.   Шоколад – вред или польза?
  29.   Математика в жизни кошки.
  30.  Приемы быстрого счета.
  31.  Детские музыкальные инструменты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Шаг 1. Выбрать тему проекта

Шаг 2. Выявить знания обучающихся по данной теме

Шаг 3. Ознакомить обучающихся с необходимыми понятиями и терминами

Шаг 4. Выбрать проблему

Шаг 5. Осуществить поиск идей, которые могут решить проблему

Шаг 6. Обсудить план предстоящей работы

Шаг 7. Определить, в какой форме будет представлен проект

Шаг 8. Собрать необходимую информацию

Шаг 9. Исследовать проблему

Шаг 10. Выбрать варианты решения

Шаг 11. Оформить работу

Шаг 12. Представить (защитить) проект

Шаг 13. Оценить выполненный проект



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

Социальные: «Книжкин дом», «Чистый берег нашей реки», «Защитим лесную красавицу», «Наш земляк ветеран», «Покормите птиц зимой».

Творческие: «История жизни обычного карандаша», «Может ли собака помогать по дому?», «О чем говорит почерк?», «От улитки станет всем светлей», «Мой город».

Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Скотч – материал на все случаи жизни», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

Учебные: «К снежным вершинам Олимпа!»«Я и моя семья!»«Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

Исследовательские: «Дом, в котором я хочу жить», «Профессии наших родителей», «Полезная вещь для дома», «Далеко ли от нас до солнца?», «Роль собак в жизни человека», «Зачем растениям нужна вода?».



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей, проектов в начальной школе

  1. «Россия – Родина моя»

Уровень – федеральный

Направление – учебное

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/rossiya-rodina-moya

  1. «Открытия и изобретения, изменившие мир»

Уровень – федеральный

Направление – информационное

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/otkrytiya-izobreteniya-izmenivshie-mir

  1. «Великие сказочники и их герои»

Уровень – федеральный

Направление – исследовательское

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/velikie-skazochniki-i-ih-geroi

  1. «Сам себе спасатель»

Уровень – областной

Направление – творческое

http://www.minobr74.ru/htmlpages/Show/Deyatelnost/Dopolnitelnoeobrazovanie/Meropriyatiya/Samsebespasatel

  1. «ЭкоРОСТ»

Уровень – региональный

Направление – социальное



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....