«Система профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Черных Ольга Николаевна

Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Задача нашей школы - «не упустить, не потерять» детей с низкими учебными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования»

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. А сегодня постоянное повышение требований к уровню общего образования обострило проблему школьной неуспеваемости. Количество обучающихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, обучающиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Задача нашей школы - «не упустить, не потерять» детей с низкими учебными возможностями.

      Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Рассмотрим некоторые категории детей, которые относятся к неуспевающим:

1.Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от
возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях.

3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Они становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают.  И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам.

4. Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “начальной школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии. Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

      Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Главными причинами неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

– дефекты здоровья школьников, т.е. слабое общее физическое развитие, наличие хронический заболеваний.

 задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

– низкое развитие интеллекта;

– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;

– слабо развитая волевая сфера;

- снижение ценности образования в обществе.

- несовершенство организации учебного процесса;

- отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.

       Психологи выделяют три типа неуспевающих учеников, в основе классификации два признака: 1) особенности мыслительной деятельности, 2) направленность личности, ее отношение к учению.

    I тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

    II тип: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

    III тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

      Такая типология имеет большое практическое значение. Основная помощь обучающимся первой группы заключается в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Они занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Причиной низкой успеваемости обучающихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. Им достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости в этой группе начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности, в подготовке школьных вечеров, участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Учи.ру” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

        А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может и не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

     Работу с неуспевающими учащимися провожу в несколько этапов.

I этап – диагностический. Его цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить   тип неуспевающего школьника, проанализировать ошибки в работах учащихся. В первую очередь необходимо определить, с какими же истоками неуспеваемости мы имеем дело. Для этого может быть использована психолого - педагогическая типология   общего отставания в учении

II этап – методико – отборочный. Его цель – отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формирую разнообразный дидактический материал по темам, составляю различного рода тексты, разрабатываю памятки, правила – алгоритмы, схемы, таблицы.

 III этап – тренировочно   - технологический. Цель данного этапа заключается в том, чтобы неуспевающие школьники научились грамотно и осознанно писать, читать, считать, обосновывали и доказывали свой вывод.

    На данном этапе могут быть эффективными, на мой взгляд, следующие задания:

1.Письмо с проговариванием.

2.Письмо с комментарием.

3.Списывание текста

4.Попутное повторение 

5.Формулировка правил с опорой на ключевые слова

6.Различные виды диктантов.

7. Самопроверка по готовому образцу.

8. Взаимопроверка.

9.Тестирование.

10.Использование игровых упражнений ребусов, кроссвордов.  

         При выполнении любых заданий   следует помнить, что мотивация деятельности и поведения неуспевающего школьника, пожалуй, одно из основных условий успешности. Учитель должен поддерживать таких ребят. Для этого можно использовать следующие фразы: «У тебя это замечательно получается», «У тебя обязательно получится», «Ты же помнишь, как надо делать». Положительное воздействие на отстающих учеников также оказывает одобрительная оценка одноклассников.

IV этап – итогово – контрольный. Его цель – проверить уровень ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. На этом этапе проводятся разные виды контрольных, проверочных, тестовых работ.

       Следует учитывать, что время ликвидации пробелов в знаниях зависит от типа неуспевающего ученика и уровня стойкой неуспеваемости.

    В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрирую на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекаю их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирую вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

    В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новыx усилий: отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

     При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок: провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации, даю задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.

Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление образовательной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования ( с применением технологии «Кейс-стади»)

Одной из главных проблем современной школы является школьная неуспеваемость. Многие учителя делают попытки её устранения и профилактики. Но не у всех получается. Не разобравшись в причинах, учителя бр...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости

  Материал рассказывает о приёмах, которые помогут учителям более качественно подойти к обучению отстающих ребят....