Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»
материал

Сапичева Ольга Юрьевна

 Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, становлением у них умений и навыков самообразования, готовности к профессиональному самоопределению. Данный подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_5.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

на тему:

«Современный урок в начальной школе с позиций

 формирования УУД»

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даѐт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предполагающий включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, становлением у них умений и навыков самообразования, готовности к профессиональному самоопределению. Данный подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

В настоящее время системно-деятельностный подход определяют как «стратегию, согласно которой учитель должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучаемыми и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание и развитие». В зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы, методов, средств, условий, меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса.

Сегодня с системно-деятельностным подходом связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающих поколений к труду и социокультурной жизни, в передаче им накопленного социального опыта.

Системно- деятельностный подход предполагает:

 – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования ;

– ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; – учет возрастных психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

−разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Существуют следующие критерии результативности урока:

– Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 – Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

– Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

– Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

           – Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

           – На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

       – Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

      – Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

      – Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

     – Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

      – Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

      – На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Методические принципы современного урока

1. Субъективизация

2. Метапредметность

3. Деятельностный подход

4. Коммуникативность

5. Рефлексивность

6. Импровизационность

Ресурсы современного урока – это человеческие, методические и технологические ресурсы. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.

Какова же характеристика современного урока?

Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.

Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы: – личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей.

Регулятивные, обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Общие требования к современному уроку:

– Формирование целей (обучающей, методической, воспитательной) и задач.

– Планирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

– Подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям. –

Формирование мотивации к изучению. 

– Создание благоприятного климата на уроке.

– Формирование УУД в рамках каждого элемента урока.

– Использование эффективных технологий, способствующих эффективному ведению урока.

– Ориентация на качественное обучение сообразное возможностям и способностям каждого ученика.

– Специфические особенности построения современного урока.

Требования к технике проведения урока

 урок должен быть эмоциональным;

 вызывать интерес к учению;

 воспитывать потребность в знаниях;

 темп и ритм урока должны быть оптимальными;

 действия учителя и учащихся завершёнными;

 необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

 педагогический такт.

Критерии эффективности современного урока

-Обучение через открытие.

-Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.

-Развитие личности.

-Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

 -Демократичность, открытость.

-Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

-Педагог ведет ученика по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств

6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

7. Модульный урок.

Современный урок – это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Приложение

Характеристика формирования универсальных учебных действий

на разных этапах обучения в начальной школе

1 класс

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина», «природа»,

«семья».

Уважение к своей

семье, к своим

родственникам,

любовь к

родителям.

Освоить роли ученика; формирование

интереса (мотивации)

к учению.

Оценивать жизненные ситуаций и

поступки героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм под руководством

учителя.

Организовывать

свое рабочее место под

руководством учителя.

Определять цель

выполнения заданий

на уроке, во

внеурочной

деятельности, в

жизненных ситуациях

под

руководством

учителя.

Определять план

выполнения заданий

на уроках, внеурочной

деятельности,

жизненных ситуациях

Использовать в

своей деятельности

простейшие приборы:

линейку, треугольник

и т.д.

Ориентироваться в

учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы на основе изучения данного раздела.

Отвечать на простые

вопросы учителя, находить нужную информацию в

учебнике.

Сравнивать предметы,

объекты: находить общее и

различие.

Группировать предметы,

объекты на основе

Подробно пересказывать

прочитанное или

прослушанное; определять

тему.

Участвовать в

диалоге на уроке и

в жизненных

ситуациях.

Отвечать на

вопросы учителя,

товарищей по

классу.

Соблюдать

простейшие

нормы речевого

этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить

Слушать и

понимать речь

других.

Работать в

паре.

2 класс

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина», «природа»,

«семья», «мир»,

«настоящий друг».

Уважение к своему

народу, к своей

родине.

Освоение

личностного смысла

учения, желания

учиться.

Оценка жизненных

ситуаций и

поступков героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм.

Самостоятельно

организовывать свое

рабочее место.

Следовать режиму

организации учебной и

внеучебной

деятельности.

Определять цель

учебной деятель-ности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план

выполнения заданий на уроках, внеурочной

деятельности,

жизненных ситуациях

под руководством

учителя.

Соотносить

выполненное

задание с образцом,

предложенным

учителем.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно

продолжать их по установленном правилу.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

 3 класс

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к

своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях

под руководством учителя.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Использовать в работе литературу,

приборы.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; работе литературу,

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию

представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления, факты.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и

научно-популярных книг.

книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению.

Понимать точку

зрения другого

Участвовать в работе группы,

распределять роли, договариваться друг с другом.

4 класс

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного

маршрута.

Оценка жизненных

ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять самостоятельно критерии оценивания,

давать самооценку.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную информацию,

преобразовывать еѐ,

представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с

помощью фактов

и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"

Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...