Механизмы повышения качества образования в начальной школе
статья

Федулова Лариса Назаровна

Материал содержит описание механизмов повышения качества образования в начальной школе, а именно из чего скаладывается качество образования, целевые направления и задачи, современные образовательные технологии, влияющие на качество образования (обучение в сотрудничестве,технологии развивающего обучения:

* здоровьесберегающие

*информационно-коммуникативые

* игровые

*проектная деятельность

* технология системно-деятельностного подхода 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Механизмы повышение качества образования в начальной школе»

 

Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Справедливость этого тезиса полностью подтверждена социально–экономическим кризисом 90–х годов прошлого столетия, в результате которого актуализировалась проблема учить по–новому, а обучаться всю жизнь.

Качество образования – Это процесс постоянного совершенствования.

Из чего же оно складывается? 

  • Из высокого уровня профессионализма педагогов.
  • Из материально – технического обеспечения школы.
  • Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.

Целевые направления:

  • совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
  • создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка (внеурочная деятельность);
  • совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
  • обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

Задачи:

  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной  работы, совершенствования, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

  •  качество обученности школьников по образовательным областям;
  • качество сформированности  общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
  • качество воспитанности школьников, качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям  на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

  • владение современными образовательными технологиями;
  • способность  перерабатывать учебный материал  и делать его доступным пониманию;
  • творческое применение методов обучения;
  • способность организовать детский коллектив;
  • интерес к детям;
  • яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

Достижение качественных учебных результатов невозможно без

овладения современными образовательными технологиями и методиками.  

В своей педагогической практике я и мои коллеги используем различные технологии и методики. Такие как:

* технологии развивающего обучения

* здоровьесберегающие

*информационно-коммуникативые

* игровые

*проектная деятельность

* технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение)

*обучение в сотрудничестве

*систему «Портфолио».

 Считаю, что именно они позволяют учителю: оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей, работать с одарёнными детьми, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на создание образовательной среды, в которой ученик успешно развивается.

Технологии развивающего обучения (УМК «Начальная школа 21 века»)использую  с целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.

Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как  учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений использую обучение в сотрудничестве. Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности.

Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. Стараюсь в каждый урок включать игровые элементы (дидактические или интеллектуальные).

Проектная деятельность занимает особое место в системе каждого учителя ; я использую её с целью выхода за рамки предметного содержания, перехода на уровень социально-значимых результатов.

Цель – помочь включить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения, внеурочной деятельности и во внеклассной работе. Больше всего моим ребятам нравятся творческие коллективные проекты. («Азбука вежливости»-1кл., «Моя родословная»- 2кл., «Бессмертный полк нашего класса»-3кл., «Мое доброе дело»-4кл.)

Информационно-коммуникационные технологии, использую с целью реализации новой эффективной модели преподавания учебных дисциплин и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более эффективного использования учебного времени. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает реализовать и личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их обученности, интересов и склонностей.

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей  темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Учащиеся моего класса активные пользователи сайта «Учи. ру», где принимают активное участие в он-лайн олимпиадах по различным предметам, учатся работать на учебных тренажерах.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

  • оказывать наибольшее влияние на эмоциональную сторону восприятия учащихся;
  •  повышать мотивацию  и  познавательную активность учащихся, интерес к изучаемому предмету;
  •  активизировать творческий потенциал школьников;
  •  расширять кругозор;
  • развивать желание работать с разнообразными источниками информации.

Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.

 

Таким образом, я считаю применение информационных технологий одной из важнейших современных форм в работе учителя начальных классов:

  • способствует повышению интереса у учеников к обучению:
  • позволяет наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
  • повышать познавательную активность обучающихся.
  • И самое главное повышать качество образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Пути повышения качества образования в начальной школе

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

Статья "Механизмы повышения качества образования в начальной школе"

Статья на тему  повышения качства образования в начальной школе...

Пути и резервы повышения качества образования в начальной школе

Презентация к выступлению на педсовете,  на МО...

Механизмы повышение качества образования в начальной школе

Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Справедливость этого тезиса полностью подтверждена социально–экономич...