« Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»
статья

Петряева Ольга Мартуновна

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии, направлены на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей.Выбор игр огромен и разнообразен. Материал статьи позволяет выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

« Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»

Учитель начальных классов: Петряева Ольга Мартуновна

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития».

Василий Александрович Сухомлинский

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Характерной чертой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Игровая педагогическая технология включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

 - развлекательную: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения, самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

 - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

 - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

 - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии, направлены на развитие у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

  • технология разноуровневого обучения;
  • коррекционно - развивающие технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • проектная деятельность;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Функции игры:

 развлекательная, коммуникативная, самореализации, коррекционная, функция межнациональной коммуникации, функция социализации.

Характеристика педагогической игры:

  • чётко поставленная цель обучения;
  • управление ходом игры;
  • учебно-познавательная направленность;
  • подведение итогов и оценивание;
  • соответствующий цели педагогический результат.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, обобщающие

- познавательные, воспитательные, развивающие

 - репродуктивные, продуктивные, творческие и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методики:

 - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая технология включает в себя:

 - игровые тренинги;

 - сюжетно – ролевые игры;

 - театрализованные игры.

Познавательное развитие

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие

Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

- игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

- игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

- игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие

Включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:

- соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

- учет структуры дефекта;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- связь содержания игры с системой знаний ребенка;

- соответствие коррекционной цели занятия;

- учет принципа смены видов деятельности;

- использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Планирую свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в классе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей  психофизического развития. Одними из главных принципов ФГОС  в учебном учреждении является:

  • создание развивающей образовательной среды;
  • осознание того, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном и школьном возрасте.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделяется разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

С помощью дидактических игр проводится работа по автоматизации поставленных звуков, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Игры и упражнения для развития общей моторики.

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

- бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

- ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

- подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;

- пройти по начерченной на полу линии;

- попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

- попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

- повернуться туловищем направо и налево;

- подлезть под натянутой веревочкой;

- «бег» на коленках (четвереньках);

- игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» - изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т.д.

«Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Необычное животное» - показать, как передвигается животное, у которого пять ног, по столу (сначала правой, а затем левой рукой).

«Посчитай-ка» - сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» - поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо-зайчик» - переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» - на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты - водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

Упражнения с предметами:

- составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

- вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

- нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;

- сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

- складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- надевание и снимание колечка (массаж пальца);

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

- сжимание и разжимание эспандера;

- катание мячей-ежиков (с шипами).

«Оркестр» - одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» - дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» - ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения. Это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.

«Чудесный мешочек» - в непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь» - в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т.д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т.д.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». - ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

«Узнай предмет по контуру» - ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет» - на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Что в мешочке» - ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву) - на ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Золушка» - дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.


Список используемой  литературы:

1. Ильина С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. - М.: ТЦ Сфера 2011.

2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2009.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либнинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.

4. Дети с синдромом Ретта (пер., с фр., Н. Ливандовской, Ю. Пузыревой, В. Архангельской). – М.: Теревинф, 2009.

5. Янушко Е. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5-3 года. – М.: Теревинф, 2010.

6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь приобрести равновесие. - М.: Теревинф, 2010.

7. Полински Л. Игра движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни. - М.: Теревинф, 2009.

8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

9. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

11. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

12. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

15. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ ДДИ «БЕРЁЗКА»»

Деловая игра "Особенности работы с особенными детьми". С каждым годом в общеобразовательных школах появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто бол...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье описываются особенности и варианты использования игровых технологий на уроках физической культуры....

«Использование игровых технологий в обучении детей с нарушением интеллекта»

С введением ФГОС обучения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями открываются большие возможности для поиска новых инструментов, форм и методов обучения и воспитания. Основной целью Ф...

Использование игровых технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ. Тем не менее, соблюдая Закон об образовании, они обязаны получить доступное образование, усвоить те академические навыки, которые ...