Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики
учебно-методический материал

Наталья Михайловна Зимина

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наталья Михайловна Зимина, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 п.Пангоды 2020 год Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

Слайд 2

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 3

Развитие пространственных представлений, логического мышления, обобщенных представления о математических понятиях, способах решения задач заложено в ФГОС НОО.

Слайд 4

Что способствует успешному формированию функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики? Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Слайд 5

использование вычислительных заданий, характеризующихся вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей; задания, позволяющие развивать гибкость мышления, математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе; ребенок должен непосредственно включаться в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров, задач и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулировать «свой» способ решения.

Слайд 6

Нестандартные логические задачи - отличный инструмент развития математической грамотности . Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей : Работа над решенной задачей. Решение задач различными способами. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. Представление ситуации, описанной в задаче. Мысленное участие в этой ситуации. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. Самостоятельное составление задач учащимися. Изменение вопроса задачи, алгоритма решения. Составить задачу по выражению. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Использование приема сравнения задач и их решений. Составление аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач.

Слайд 7

Помогает использование на уроках игровых ситуаций, элементов соревнований, различных головоломок, ребусов; использование моделей (графических, символических, предметных): задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Например, логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной.

Слайд 8

задачи на поиск недостающих в ряду фигур. Например: «Дорисуй недостающие фигуры». На основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур надо найти недостающую фигуру. числовые ребусы и лабиринты , представляющие собой своеобразные деформированные примеры. Задание: подумай, какие цифры надо поставить вместо звездочек в указанном примере.

Слайд 9

Использование на уроках комплексных работ. В этих работах выявляются умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, воспитывается критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Слайд 10

Задания составляются для определения стартовых возможностей по предметам, в том числе и математики.

Слайд 11

Функциональная математическая грамотность - э то способность учащегося использовать математические знания , приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Слайд 12

Систематическое использование на уроках математики задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках математики путем развития логического мышления, комплексного подхода к изучению материала – это важная составная часть педагогического процесса.

Слайд 13

Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути – Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недешево. С.Я. Маршак

Слайд 14

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Наталья Михайловна Зимина,

учитель начальных классов,

первая категория

Развитие функциональной грамотности

учащихся младших классов на уроках математики

Слайд 2. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие логического  мышления, которое позволило бы детям приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Основным средством  формирования логической грамотности являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка и словесно-логическое мышление.

Слайд 3. Развитие пространственных представлений, логического мышления, обобщенных представления о математических понятиях, способах решения задач заложено в ФГОС НОО.                                                            

Хорошо развитое логическое мышление позволяет ученикам применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в ней.

Слайд 4-5. Что способствует успешному формированию функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики

  • Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • использование вычислительных заданий, характеризующихся  вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей;
  • задания, позволяющие развивать гибкость мышления,  математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе;
  • ребенок должен непосредственно включаться в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров, задач  и т.д.) и путем проб  и мыслительных логических операций формулировать  «свой» способ решения.

 Слайд 6. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

  1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
  2. Решение задач различными способами. Умение нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
  3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  4. Представление ситуации, описанной в задаче. Мысленное участие в этой ситуации. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
  5. Самостоятельное составление задач учащимися. Изменение вопроса задачи, алгоритма решения. Составить задачу по выражению.
  6. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
  7. Использование приема сравнения задач и их решений.
  8. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
  9. Решение обратных задач.

Слайд 7-8. Помогает использование на уроках  игровых ситуаций, элементов соревнований, различных головоломок, ребусов; использование моделей (графических, символических, предметных):

  1. задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Например, логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной.
  2. задачи на поиск недостающих в ряду фигур. Например: «Дорисуй недостающие фигуры». На основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур надо найти недостающую фигуру.
  3. числовые ребусы и лабиринты, представляющие собой своеобразные деформированные примеры. Задание: подумай, какие цифры надо поставить вместо звездочек в указанном примере.

Слайд 9.  Часто использую на уроках комплексные работы. В этих работах  выявляются умения решать учебные и практические задачи средствами учебных предметов, воспитывается  критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Задания составляются для определения стартовых возможностей по предметам, в том числе и по математике.

Слайд 10. Систематическое использование на уроках математики задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках математики путем развития логического мышления, комплексного подхода к изучению материала – это важная составная часть педагогического процесса.    

Слайд 11. И закончить свой доклад я хочу стихотворением С.Я. Маршака

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недешево.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Пути повышения функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень ...

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике...

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»

laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...

Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время

Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...