Доклад "Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."
материал

Широкова Елена Дмитриевна

          При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Связная речь» выделяют три направления: работа над текстом, развитие диалогической и монологической форм речи.

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. Понятие анализ текста больше используется в средней и старшей школе, в начальной школе мы чаще употребляем работа с текстом или над текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»

Доклад на ШМО

Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся

Подготовила: Широкова Е.Д.,

учитель начальных классов

          Речь — это процесс общения людей посредством языка.  Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

          Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме полноценно общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности, снижается их познавательная активность. Развивающее и познавательное влияние общения оказывается в таких условиях минимальным.

          Работа по развитию речи имеет три раздела: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».

         Сегодня мы остановимся на разделе «Работа над связной речью».

При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Связная речь» выделяют три направления: работа над текстом, развитие диалогической и монологической форм речи.

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. Понятие анализ текста больше используется в средней и старшей школе, в начальной школе мы чаще употребляем работа с текстом или над текстом.

Работа над текстом проводится как на уроках чтения, так и на уроках развития речи.

На уроках развития речи мы используем следующие виды работ над текстом:

Деление сплошного текста на отдельные предложения. Это упражнение предлагается детям не только в начальных, но и в средних классах. Оно помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.

Деление сплошного текста на абзацы. Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путем правильного деления на абзацы. Для обучающей работы берутся тексты не сложно членимые на части, небольшого размера, которые легко можно выписать на доске для коллективной работы или заготовить на отдельных листах. Прочитав рассказ и разобрав его содержание, учащиеся сами определяют его части. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

Составление связного текста из данных абзацев – одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы – приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста.

Составление связного текста из данных предложений – подготовительное упражнение к изложению. Устные упражнения следует начинать с 3 четверти 1-го класса. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей. Дети получают понятия о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаются к соблюдению этой последовательности. Для такой работы текст или отдельные предложения, из которых должен быть составлен текст пишется на доске. Работа над деформированным текстом не требует полного урока.

Составление связного текста из деформированных предложений – усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.

Свободные диктанты. Работа начинается со знакомства учащихся с текстом. Затем учитель читает законченные смысловые части (отдельные абзацы) текста. Каждую часть (абзац) целесообразно прочесть два раза. Учащиеся воспроизводят текст свободно, однако стараются правильно и последовательно передать содержание. Обязательным условием должно быть использование изучаемых грамматических категорий; подбираются только связные тексты. Упражнения этого типа способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Рассказ с элементами описания – сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы. В описании обычно много эпитетов и сравнений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа, т.к. учащиеся часто опускают описания, редко используют их в изложениях и сочинениях.

Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прослушивания (прочтения) и разбора рассказы большего объема, чем для полного изложения, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста.

Письменные ответы на вопросы. Сначала детям предлагаются вопросы, подсказывающие слова для ответа. В вопросах предопределен не только порядок изложения текста, но и состав лексики для каждого предложения. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное число предложений и иную лексику.

Составление краткого рассказа. Обучение краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что нет. Он должен выбрать из текста основное, передать его связно, последовательно, без пропусков. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами.

Замена в тексте лица рассказчика. Чтобы успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа, определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами. В зависимости от уровня в подготовленности учащихся можно давать более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки текста (например, рассказать о дальнейшей судьбе героя). Творческие дополнения могут быть правильно выполнены лишь в том случае, если ученики поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу – один из видов творческой работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок», деталей для предстоящего рассказа или сочинения. Творческое составление предложений имеет смысл только тогда, если оно протекает на высшем уровне возможностей ученика.

На уроках чтения используются иные виды работ:

В 1 классе происходит  обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

На этом этапе формируются следующие предметные умения:

  • практическое отличие текста от набора предложений;
  • знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;
  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя;
  • озаглавливание текста (подбор заголовков);
  • характеристика героев и их поступков.

Во 2 классе  начинается обучение детей умению работать с текстом:

  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
  • смысловое чтение;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • владение пересказом разного вида;
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • характеристика героев и их поступков.

В 3 – 4 классах  – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
  • сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

         В заключение следует отметить, что все рассмотренные виды работ с текстом, как на уроках развития речи, так и на уроках чтения, являются средством развития связной речи и устной, и письменной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

«Анализ текста как средство развития связной речи обучающихся с ТНР. Написание сочинения по картине». (Из опыта работы)

В данной статье изложена методика работы над сочинением по картине, которая эффективна для учащихся  с речевым недоразвитием....

"Анализ текста, как средство развития связной речи учащихся."

В докладе представлевы виды иприёмы анализа художественного произведения....