Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».
материал

Широкова Елена Дмитриевна

              Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда внешних психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти. Зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений кистей рук, трудности в движении отрицательно сказываются на продуктивной деятельности - письме, лепке, рисовании, конструировании. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыках, соответствующих возрасту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_2017_noyabr.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»

Доклад на педсовет

«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации»

                                                                                                          Подготовила

                                                                                                               Широкова Е.Д.

                                                                                                                  учитель начальных классов

       

               В нашу школу-интернат принимаются дети с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня при алалии, ринолалии, дизартрии, которые в свою очередь являются тяжелыми нарушениями речи.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; 

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

Дизартрия - нарушение произношения из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата.  Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным.

Еще  одним из тяжелых нарушений речи является заикание. Дети с таким диагнозом также обучаются в нашей школе.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции.

               Возникает вопрос: что такое ОНР?

Общим недоразвитием речи называется нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при тяжелых речевых нарушениях у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

            Несмотря на различную природу речевых нарушений, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

 1. Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;

2. Медленное накопление словаря и невозможность объединить их во фразу;

3. Аграмматичность синтаксических конструкций;

4. Речь детей с ОНР малопонятна;

5. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли.

Мы немного рассмотрели контингент учащихся нашей школы. Теперь посмотрим на особенности познавательной деятельности обучающихся.

             Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда внешних психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти. Зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений кистей рук, трудности в движении отрицательно сказываются на продуктивной деятельности - письме, лепке, рисовании, конструировании. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыках, соответствующих возрасту.

Как можно улучшить познавательную деятельность учащихся? Для этого вспомним функции речи. Исследователи  выделяют основные и дают им разные названия. Одни называют их: сигнификативная (обозначения) функция, функции обобщения и коммуникации. Другие: регулирующая, программирующая и коммуникативная функции. Третьи: интеллектуальная и коммуникативная функции. Мы можем увидеть следующую закономерность: коммуникативную функцию речи выделяют все исследователи. Потому что именно через коммуникативную функцию реализуется познавательная сторона речи. Следовательно, одной из основных задач коррекционной работы в нашей школе является – научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении.

                            Работа по развитию речи имеет три раздела: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».

         Работа над словом предусматривает рассмотрение слова в его лексическом и грамматическом значениях. Учащиеся усваивают, что каждое слово обозначает тот или иной предмет или явление действительности, оно имеет определенное значение, а в связной речи может приобретать все новые и новые значения. Грамматическое значение слова выявляется в процессе изучения его состава и выделения в нем значимых частей, а также при овладении общим понятием о частях речи.

Работая над предложением, мы используем следующие виды работ: 

  1. Ответы на вопросы (только полные ответы);
  2. Постановка учащимися вопросов к предложению;
  3. Распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  4. Составление предложения на ту или иную тему (о школе, о лесе, о катке, о городе, о библиотеке и др.);
  5. Составления предложения по картинкам, по прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;
  6. Составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения (золотая осень, первый снег, звонкие голоса, шумные ручьи, учимся в школе, собираем цветы, уехали далеко, дружно работали, весело играли, рисовали на асфальте и т.п.);
  7. Соединение двух-трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами (Дети пошли на прогулку. Они собирали листья. На прогулке дети собирали листья. Был морозный день. Дети катались на санках. В морозный день дети катались на санках.);
  8. Переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети – ребята – они; глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени: глаголы первого лица глаголами третьего лица);
  9. Восстановление деформированного предложения: даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

При обучении связной речи у школьников обогащается содержательная сторона высказывания и формируется умение в построении связного текста. Говоря о разделе «Связная речь» хочется выделить три направления: работа над текстом, развитие диалогической и монологической форм речи. Мы используем следующие виды работ над текстом:

Деление сплошного текста на отдельные предложения. Это упражнение предлагается детям не только в начальных, но и в средних классах. Оно помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.

Деление сплошного текста на абзацы. Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путем правильного деления на абзацы. Для обучающей работы берутся тексты не сложно членимые на части, небольшого размера, которые легко можно выписать на доске для коллективной работы или заготовить на отдельных листах. Прочитав рассказ и разобрав его содержание, учащиеся сами определяют его части. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

Составление связного текста из данных абзацев – одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы – приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста.

Составление связного текста из данных предложений – подготовительное упражнение к изложению. Устные упражнения следует начинать с 3 четверти 1-го класса. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей. Дети получают понятия о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаются к соблюдению этой последовательности. Для такой работы текст или отдельные предложения, из которых должен быть составлен текст пишется на доске. Работа над деформированным текстом не требует полного урока.

Составление связного текста из деформированных предложений – усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.

Свободные диктанты. Работа начинается со знакомства учащихся с текстом. Затем учитель читает законченные смысловые части (отдельные абзацы) текста. Каждую часть (абзац) целесообразно прочесть два раза. Учащиеся воспроизводят текст свободно, однако стараются правильно и последовательно передать содержание. Обязательным условием должно быть использование изучаемых грамматических категорий; подбираются только связные тексты. Упражнения этого типа способствуют формированию навыка запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Рассказ с элементами описания – сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков существенных. Описание может быть художественным, деловым, научным. Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы. В описании обычно много эпитетов и сравнений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения главной мысли рассказа, т.к. учащиеся часто опускают описания, редко используют их в изложениях и сочинениях.

Выборочное выписывание из текста по заданию – это работа над отдельной темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прослушивания (прочтения) и разбора рассказы большего объема, чем для полного изложения, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста.

Письменные ответы на вопросы. Сначала детям предлагаются вопросы, подсказывающие слова для ответа. В вопросах предопределен не только порядок изложения текста, но и состав лексики для каждого предложения. Затем даются вопросы, предоставляющие большую свободу в письменной передаче текста. Отвечая на вопрос, учащиеся могут использовать разное число предложений и иную лексику.

Составление краткого рассказа. Обучение краткому изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на уроках чтения. Пересказать и записать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ученику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что нет. Он должен выбрать из текста основное, передать его связно, последовательно, без пропусков. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами.

Замена в тексте лица рассказчика. Чтобы успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа, определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами. В зависимости от уровня в подготовленности учащихся можно давать более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки текста (например, рассказать о дальнейшей судьбе героя).Творческие дополнения могут быть правильно выполнены лишь в том случае, если ученики поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу – один из видов творческой работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью накопления своего рода речевых «заготовок», деталей для предстоящего рассказа или сочинения. Творческое составление предложений имеет смысл только тогда, если оно протекает на высшем уровне возможностей ученика.

     

           Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением.

I этап  ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА РЕЧИ

 Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделять главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению формулировать вопрос и отвечать на вопросы способствует формированию как грамматического строя речи учащихся, так и развитию понимания логико-грамматических отношений, то есть понимание обращенной к школьнику речи. Для оформления вопросно-ответной формы речи используются различные упражнения, игры.

 1. Игра "Выбери правильный вариант ответа", направленная на развитие понимания логико-грамматических отношений, то есть на понимание обращенной к ученику речи.

 Необходимо из предложенных вариантов ответов на заданный вопрос выбрать правильный.

 2. Упражнение "Сформулируй вопрос" по содержанию прочитанного произведения (кинофильма), по пройденной теме с помощью опорных слов, серии картинок.

 3. Игра "Вопрос-ответ". Ученикам предлагается задать вопрос, записанный на карточке, своему однокласснику.

 4. Игра "Раз ты – раз я". Дети по очереди правильно формулируют вопрос на основе деформированных предложений.

 Например: у, какое, настроение, тебя, сейчас?

 Предмет, любимый, учебный, твой, какой?

5.Упражнение "Распространение предложений" способствует расширению словарного запаса учащихся. По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное вопросительное предложение и отвечает на него, каждый следующий добавляет к нему по слову.  Например. Ребята что делают? (Ребята наблюдают). Ребята наблюдают за кем? (Ребята наблюдают за птицами). Какие ребята наблюдают за птицами? (Неравнодушные, добрые ребята наблюдают за птицами). Какие ребята как наблюдают птицами? (Неравнодушные ребята с интересом наблюдают за птицами) и т.д.

 Девочка что делает? (Девочка спасает). Девочка спасает кого? (Девочка спасает брата). Какая девочка спасает кого? (Смелая девочка спасает брата). Какая девочка спасает от чего? (Смелая девочка спасает брата от беды). Какая девочка спасает от кого? (Смелая девочка спасает брата от собаки) и т.д.

 6. Игра "Волшебный мешок" способствует формированию умения формулировать вопросительное предложение.

 Ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. Например,

из какого материала выполнен это предмет?

Какова форма этого предмета?

7. Упражнение "Сформулируй вопрос, соответствующий данному ответу".

8. Упражнение "Придумай несколько вариантов ответов на поставленный вопрос".

 II этап  ОБОБЩЕНИЕ

 На первый план выходит общение детей друг с другом. Создаются коммуникативные ситуации, в том числе, игры для развития невербального общения (мимика, жесты) и умения переключаться с позиции слушающего на позицию говорящего.

 1. Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем". Дети работают в парах. Изображают животное или птицу и т.п., а остальные должны узнать.

 2. Игра "Увидел – показал – назвал, назвал – увидел – показал".

 С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику предметов (самолет пашет, утюг поет и т. д.). Это направляет мышление детей на выделение главного, функционального признака понятия - образа, способствует формированию динамической психолингвистической модели «подлежащее-сказуемое». Затем вводится модель «подлежащее-сказуемое-дополнение» (я мою посуду и т.д.). Одновременно расширяется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

 3. Пантомимические сценки:

изобразить воробья в лапах у кошки;

представить себя доброй и ласковой Весной;

разговор с капризным ребенком или с рассерженным человеком и т.п.

 4. Игра "Снежный ком", направленная на развитие грамматического строя и произносительной стороны речи.  Предлагается ученикам составить небольшой диалог на заданную тему по кругу. Первый ученик задает вопрос, у следующего учащегося в ответе должны содержаться слова (или слово), произнесенное в вопросе и т.д.

 5. Игра "Продолжи разговор с разными вариантами его финала" способствует формированию грамматического строя речи, умению правильно строить синтаксические конструкции, развитию творческой фантазии учащихся.

 6. Задание "Прочти диалог и придумай к нему продолжение с добавлением собеседников".

 7. Минутка "Почемучки". Дети задают вопросы по желанию на интересную для них тему.

 8. Игра "Будь внимателен". Учащиеся должны не только сформулировать вопрос, но и постараться быстро и правильно ответить на него. Например, сколько окон в твоей квартире? Какого цвета обои у вас в самой большой комнате?

 III этап  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ

 На данном этапе используются диалоги, дидактические игры.

 1. Упражнение "Продолжи диалог"

 По дороге из школы домой ты разговариваешь с товарищем...

 Ты пришел к больному товарищу....

 2. После чтения по ролям текста художественного произведения учащимся предлагается воспроизвести диалог в форме драматизированной игры.

 3. Упражнение "Дополни диалог". Прочитай диалог. Какие слова приветствия забыла сказать девочка маме утром?

 - Мама, уже пора вставать?

 - Да, дочка, пора. Вставай скорее, а то опоздаешь в школу.

 - Я встала, мама, иду умываться.

 4. Упражнение "Составь диалог по опорным словам по заданной теме". Предлагается ученикам определенная тема и ключевые слова или словосочетания.

 5.Упражнение "Составь диалог по образцу". Учащимся предлагается готовый диалог и дается задание составить аналогичный.

 6.Придумай диалог между реальными лицами, животными и растениями, неодушевленными предметами.

 7. Участие в диалоге со сменой лиц (злой – добрый и т.п.)

 8. Сочинение стихотворений в диалоговой форме по опорным словам.

 Примерные варианты заданий. Диалоги, составленные детьми.

 - ……….тишина? - Почему такая тишина?

 - ………луна. – Это ночь. На нас глядит луна.

 - ……….журчит? - Что так ласково журчит?

 - ……говорит. – Это ручеек с луною говорит.

     

          Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. Монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Виды работ по развитию монологической речи:

1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление полных ответов на вопросы.

2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица.

4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы.

5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов- действий.

7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана.

11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана.

12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний по демонстрируемым действиям и картинкам.

13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием вопросов.

18. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

19. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

           Данные виды работ формируют у учащихся умение связно последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.

В заключение своего доклада хочу заметить, что развитие познавательной стороны речи у учащихся школы-интерната V вида это длительный процесс, который протекает с различной динамикой и охватывает все годы обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....

ДОКЛАД «Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Ш Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно ...

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Условия для активизации познавательной деятельности м...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».

            Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельнос...

Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуал...