Доклад "Особенности восприятия информации обучающимися с ТНР"
материал

Широкова Елена Дмитриевна

    Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно, на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

     Для того, чтобы понять как наши дети воспринимают и осмысливают полученную информацию, остановимся на двух компонентах: восприятие и понимание обращенной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи городского округа Подольск Московской области»

Доклад на педсовет

Особенности восприятия информации обучающимися с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила: Широкова Е.Д.,

учитель начальных классов

Подольск 2019г.

             Наша школа- интернат носит название для обучающихся с тяжелыми  нарушениями речи.  Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

           Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно, находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

           Познавательное развитие личности формируется из множества компонентов:

  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • внимание;
  • понимание обращенной речи;
  • уровень развития деятельности;
  • запас знаний об окружающем.        

           Для того, чтобы понять как наши дети воспринимают и осмысливают полученную информацию, остановимся на двух компонентах: восприятие и понимание обращенной речи.

Восприятие – это система процессов приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

         А.Р. Лурия дает такую характеристику восприятию: «Восприятие – сложная аналитико-синтетическая работа, выделяющая одни существенные и тормозящая другие несущественные признаки и комбинирующая воспринимаемые детали в одно осмысленное целое». Выделяют виды восприятия: по ведущему анализатору (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое); по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движений); по форме психической активности (преднамеренное, непреднамеренное); по структуре (синхронное (происходящее одновременно), последующее (следующее одно за другим).

           

           У восприятия есть свои свойства:

 1. Осмысленность и обобщенность: воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается.

2. Предметность: психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы.

3. Целостность: восприятие есть всегда целостный образ предмета.

4. Структурность: человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.

5. Избирательность: из бесчисленного количества предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь те, на что направлена его деятельность, потребности и интересы.

6. Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизмененном виде.

           Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.

            Несформированность фонематической системы языка, ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом.

             Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .

             Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрнутого высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.

             На первый взгляд, не наблюдается грубых нарушений слухового восприятия у детей с моторной алалией. Однако более тщательное обследование обнаруживает у многих из них неравномерность фонематических представлений, нечёткость слухового восприятия, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия обращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста. Нередко дети из - за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения — недоразвития собственной речи.

             Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей. Для них типично нарушение буквенного гнозиса (узнавания), проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д.

            Недостаточность зрительного восприятия, приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической (семантика – значение, смысл) стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией. Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.

         Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д.

        Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизартрией, но и с алалией.

          У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие временных представлений, нарушение их вербализации, а также несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

         Кроме  озвученных нарушений восприятия у детей с ТНР обнаруживается несформированность тактильного восприятия. Так, для детей с дизартрией и алалией характерно нарушение орального стереогноза (определение формы предмета при помещении его в рот). Наиболее выраженные его нарушения наблюдаются у тех детей, у которых грубо нарушена фонетическая сторона речи.

          Итак, из всего вышеперечисленного вы с вами видим, что восприятие у детей с ТНР нарушено.

        Теперь посмотрим, что происходит с пониманием обращенной речи.

Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. Кроме того, аутичный ребёнок, погружённый в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира (визуальный или тактильный), довольно часто не воспринимает речь как источник информации о происходящем вокруг.

        Основное логопедическое заключение учащихся нашей школы – общее недоразвитие речи. Которое может быть трех уровней. При 1-ом уровне понимание обращенной речи носит ситуативный характер, при 2-м уровне понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых  грамматических форм, при 3-ем уровне понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения. Дети, поступающие в нашу школу в основном с общим недоразвитием речи 3, возможно 2 уровня. Таким образом, понимание обращенной речи у наших учащихся тоже нарушено, хотя и не грубо.

         Подведем итог. Нарушение всех видов восприятия и понимания обращенной речи являются основанием для искаженного или недостоверного восприятия информации учащимися с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность восприятия информации

Особенность восприятия информации у каждого ребенка индивидуальна. Следует учитывать это при проведении уроков. Разберемся с основными типами личностных характеристик в отношении "принятия" информации...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации...

Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся

Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...

Родительское собрание "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"

Содержит материалы (презентация, практические советы родителям) к родительскомусобранию по теме: "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"...

Повышение эффективности образовательного процесса путём учёта особенностей восприятия информации

Возможности использования  различных заданий на уроках  с учётом особенностей восприятия информации  для повышения эффективности образовательного процесса и  познавательной активно...

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...