Презентация "Математика в начальной школе для обучающихся с ТНР"
презентация к уроку

Широкова Елена Дмитриевна

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников с ТНР умения учиться.

          Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений, усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_matematika.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика в начальной школе для обучающихся с ТНР

Слайд 2

Структура программы по математике Пояснительная записка ( цели и задачи изучения предмета, его характеристика и место предмета в учебном плане). Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Слайд 3

Цели изучения курса Математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; Воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Слайд 4

Задачи создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения; сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса; сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Слайд 5

Задачи Основные задачи курса математики в начальной школе для обучающихся с ТНР заключаются в том, чтобы сформировать у обучающихся стойкие вычислительные навыки, умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами, находить правильное решение задачи, развивать у обучающихся математические способности, способствовать развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, логических операций сравнения, классификации, сериации , умозаключения.

Слайд 6

Характеристика Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников с ТНР умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений, усваивают определенные обобщенные знания и способы действий.

Слайд 7

Характеристика Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций. Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.

Слайд 8

Содержание курса Программа по математике включает в себя следующие разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».

Слайд 9

1.Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины.

Слайд 10

2.Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений .

Слайд 11

3.Текстовые задачи Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. (скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.) Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Слайд 12

4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая, ломаная), отрезок, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Слайд 13

5.Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Слайд 14

6.Работа с данными Сбор и предоставление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерение величин, фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Слайд 15

Планируемые результаты освоения курса умение использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами математических знаний, умениями сравнивать и упорядочивать объекты по различным математическим основаниям; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы),записи и выполнения алгоритмов;

Слайд 16

сформированность элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности; развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, логических операций сравнения, классификации, сериации , умозаключения; овладение математической терминологией; использование в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий; понимание и употребление сложных логико-грамматических конструкций; умение анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи, пересказывать условие задачи, формулировать вопрос , давать развернутый ответ на вопрос задачи;

Слайд 17

сформированность общих приемов решения задач; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; распознавать, исследовать, и изображать геометрические фигуры;

Слайд 18

умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные таблицы и диаграммы; проводить проверку правильности вычислений разными способами.

Слайд 19

Распределение учебного материала по годам обучения

Слайд 20

Методы обучения Методы обучения

Слайд 21

Наглядные методы В работе с учащимися с ТНР наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, страдает точность восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

Слайд 22

Словесные методы Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. Учащиеся с ТНР испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Слайд 23

Практические методы Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей.

Слайд 24

Специфика применения методов В обучении детей с ТНР практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность в той или иной педагогической ситуации и определяют специфику применения методов.

Слайд 25

Основные средства обучения математике УМК «Школа России» Моро М.И., Бантова М.А.: - учебник в 2-х частях - рабочая тетрадь в 2-х частях - проверочные работы Карточки с заданиями Наборы Инструменты Приборы Модели Таблицы Экранные средства

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Рабочие программы по предметам начальной школы для обучающихся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости  составлены на основе примерной программы В.В, Воронковой и ориентированы на учебни...

Сценарий праздника «Прощай, Начальная школа!» для обучающихся с ОВЗ

Сценарий праздника составлен для обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант)....

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

 В свете изменений, которые проходят системе образования, требуются абсолютно новые подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)....

Использование ЛЭПБУКА в начальной школе (для обучающихся с ОВЗ)

Создание лэпбука – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это иссле...

Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логич...

Адаптация заданий в рамках проекта «Моторные сказки» на базе программы начальной школы для обучающихся с ментальными нарушениями и РАС

Что такое «Адаптация задания»?Это изменение «стандартного» задания на основе вариативности методических подходов, с учетом коммуникативных и когнитивных особенностей, ментальны...

Методический конструктор уроков в начальной школе для обучающихся по АООП УО (ИН) в соответствии с ФГОС

Доклад «Методический продукт «Конструктор уроков в начальных классах для обучающихся с УО (ИН) в соответствии с ФГОС»...