СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
учебно-методический материал

Ключникова Любовь Александровна

В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе. Поэтому тема данной работы актуальна в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_kontrolya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЁТА ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

КлючниковаЛ.А.

В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе. Поэтому тема данной работы актуальна в наши дни.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию педагог получает в процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они способствуют:

— выявлению знаний, умений каждого ученика;

— своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

— раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

— повторению и систематизации изученного материала;

— установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

— формированию умения много и напряженно работать;

— овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

— стимулированию ответственности учеников;

— развитию навыков соревновательности.

Требования к контролю: объективность; индивидуальность; регулярность; гласность; всесторонность проверки; дифференцированность; разнообразие форм; этичность.

В современной начальной школе широко применяются многие виды, методы и формы контроля: наблюдение за работой учеников; устный индивидуальный опрос; фронтальный опрос; групповой опрос; письменный контроль; комбинированный контроль (уплотненный); тестовый контроль; программированный контроль; практический контроль; самоконтроль. 

Оценка – исключительно сложный педагогический инструмент многостороннего значения. Она выступает и как мера стимулирования ученика и как выражение одобрения или неодобрения его действий учителем. Ее выставление требует от учителя мастерства педагогического воздействия. Для учащегося отметка – главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время отметки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.

Поскольку результаты контроля успеваемости выражаются в оценке знаний, умений и навыков, то очень важно, чтобы ученики были убеждены, что их успеваемость оценивается объективно. Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед.

Однако следует отметить и отрицательную сторону выставления отметок и оценочных суждений учителя. Ряд педагогов высказывают мысли о том, что отметка вызывает страх у ребёнка, чувство зависти к более успешным товарищам и другие негативные эмоции.

В связи с этим в последние годы в 1 классе и первом полугодии второго класса применяется безотметочная система. Это вовсе не значит, что учитель перестал диагностировать и отслеживать динамику результатов обучения и развития учащихся. Наша контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться. 

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, а как следствие, и изменение системы оценивания. Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая в них самостоятельность, чувство свободного выбора.

В современной педагогике развиваются и совершенствуются формы, технологии и инструментарий проводимых мониторинговых исследований. В последние годы наравне с другими формами, используемыми учителями для оценки учебных достижений обучаемых, вошло тестирование. По мнению большинства педагогов, правильно составленный тест создаёт более широкий диапазон для диагностики уровня достижений обучаемых, чем, например, традиционная контрольная работа. Характерной особенностью оценивания тестовых работ является то, что ученик имеет право на ошибку. Отметку «пять» получает ученик, выполнивший более 90 % заданий правильно.

На уроках в начальной школе учителя с большим успехом применяют для проверки и оценки качества знаний интерактивные флэш-игры, презентации с гиперссылкой, различные электронные тренажёры. Это позволяет многократно усилить и, что немаловажно, поддержать в дальнейшем интерес учащихся к изучаемому предмету.

Обсуждая тему современных форм и методов контроля и учёта знаний учащихся, нельзя не коснуться того, какие же изменения предстоят нам в этой области в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

Прежде всего, должна поменяться система оценивания, её роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания теперь выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:


  •            самостоятельный и самоценный элемент содержания;

  • средство повышения эффективности преподавания и учения;

  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;

  • регулятор программы обучения.


Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:


  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

  2. Оценивание может быть 
    только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  3. Оцениваться с помощью отметки могут 
    только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

  1. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к 
    самооценке и взаимооценке.

  2. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться 
    принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.


В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством:

 оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он
привнес в выполнение задания или в изучение темы;


  • учета 
    индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

  • учета способов 
    демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.


В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка,проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и т. п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

^ Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

^ В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т. п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

^ Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщённый результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Такая демонстрация может проводиться как в формевыставки результатов проектной работы, которая велась ребёнком на протяжении всего четвёртого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме итоговой комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможна также любая комбинация этих форм.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Использование итоговых комплексных работ даёт возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

И в заключении хотелось бы отметить, что какие бы ни предлагались нам инновации в области оценочной деятельности, учитель обязан помнить, что использование стимулирующей функции оценки - мощное средство в его руках, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего, оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося, представить глубину психологических пластов, задеваемых оценкой и степень воздействия на учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям.

Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.

Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая, так или иначе, он преследует определенные цели. Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с основополагающей педагогической позиции учителя – чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом.


Литература:

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили - М.:Просвещение, 1984.,с.427

2.Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999.- № 7.- с.25

3.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

4.Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс/ О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 2-е изд. – М.:Просвещение,2010.

5.Матис Т.А.: “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, № 4, 1999 г.

6.Солдатов Г.: “Оценки и отметки”, журнал “Начальная школа”, № 2, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы дифференцированной и индивидуальной работы в начальной школе

Методика осуществления дифференцированного подхода сводится к следующему: разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы, методы и виды работы,...

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Современные формы и методы контроля и учета знаний учащихся

Учет и контроль в образовательной деятельности занимают такое же место, как соответствующие процедуры в управлении. Иными словами, поскольку педагогический и управленческий цикл построены аналогично, ...