Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»
консультация

Бондарева Ольга Леонидовна

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу для ускорения понимания и стимулирования инноваций. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальной карты  на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу для ускорения понимания и стимулирования инноваций. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Использование интеллект-карт как метода обучения позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:

1)  информационной компетентностью учеников:

  • выделение познавательной цели;
  • поиск информации;
  • формирование понятий и установление связей между ними;
  • структурирование знаний;
  •  кодирование, перекодирование и моделирование;
  • синтез, анализ;
  • классификация, систематизация и обобщение;

2) коммуникативной компетентностью учеников:

  • общение и взаимодействие;
  • учебное сотрудничество;
  • умение дискутировать;
  • умение работать в паре;
  • умение работать в малой (4 человека) группе;

3) личностным и регулятивным развитием учеников:

  • самопознание;
  • самоопределение;
  • саморегуляция;
  • творческое развитие.

                   Интеллект - карты  являются  удобным  графическим  способом  представления информации. В центре карты находится основной объект (термин, понятие или идея), от которого  в разные стороны отходят  ветви,  представляющие взаимосвязанные с  ним объекты. Каждый из таких объектов в свою очередь может имеет связанные с ним ветви и соответствующие им объекты следующего уровня по иерархии. Взаимосвязи определяет человек на основе ассоциаций, которые вызывают у него изображенные объекты. Таким образом, выстраивается древовидная структура в буквальном смысле отражающая ход мышления человека при восприятии центрального объекта.

        Помимо ознакомления своих учеников с теорией и практикой интеллект – карт, учитель может использовать интеллект – карты в решении ряда собственных практических задач, делая преподавание и соответственно учебный процесс более легким и приятным занятием.  

                Освоение приемов структурирования и визуализации учебного материала проходит ряд этапов:

  • отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
  • выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов темы;
  • расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
  • подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;
  • поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
  • составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;
  • критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
  • введение цвета;
  • озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства.

При подготовке к урокам (занятиям) в начальной школе  учитель в конструкторе ментальных карт  XMind  (устанавливается на компьютер) создаёт структуру урока по отдельным тематическим группам.   В бесплатной версии — большой выбор шаблонов, добавление маркеров и стикеров, картинок, ссылок на веб-ресурс, экспорт карты в виде картинки, прикрепление файла.  Интеллект-карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений.

           Приведу пример ментальной карты по тематическому разделу «Лес».

        

Таким образом, применение ментальных карт на уроках  в начальной школе ведёт к более полноценному усвоению учебного материала, повышению качества знаний по предмету, формирует у учеников самостоятельность, умение получать знания самостоятельно, используя разные источники информации. Обучение будет эффективным тогда, когда ученик будет усваивать учебный материал  в деятельности. Использование ментальной карты на уроке позволяет создать ясный, понятный ученику конспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему: «Групповые технологии на уроках в начальной школе»

«Групповые технологии на урокахв начальной школе»«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить соб...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого н...

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Дидактическая игра как метод обучения.Роль дидактических игр в обучении.Виды дидактических игр....

Доклад на тему "Роль игры на уроках в начальной школе"

С самого начала, чтобы изучение иностранного языка проходило успешно, нужно применять на уроке игровые виды работ, так как для младших школьников игра является основной формой познания окружающего мир...