Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности
статья

Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Учителя, воспитатели,  организуя учебно-воспитательный  процесс должны применять различные технологии, методы и приёмы, формирующие у школьника компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетентностей младших школьников

в процессе учебной и внеучебной деятельности»

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося "на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса:

  • технологию проблемного обучения;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательские технологии;  

                  Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

  • успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
  • использование заданий различного уровня сложности;
  • создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;
  • использование элементов проблемного обучения; типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  • использование приемов поощрения и похвалы.
  • нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка),  выяснения целей, ожиданий, опасений.
  • презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски.
  • использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  • использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
  • элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
  • нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Внеурочная деятельность - является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

             Для совершенствования воспитательного процесса в своей работе использую разные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны форма приближает воспитательную среду к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

                Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

Словесно-логические формы.

                Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, классные часы,

                   Вовлекаю обучающихся в научно-исследовательскую, творческую деятельность, в

олимпиадное движение по предметам, мотивирую к участию в конкурсах на разных уровнях.

        Образно-художественные формы.

                  Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением классных руководителей и родителей. Организуя деятельность школьников, предусматриваю моменты молчания, приемы наблюдения.

Трудовые формы внеурочной работы.

                   Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ухода за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.

Игровые формы работы.

                 Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры проводим спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание на психологические формы работы с учащимися.

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

            Например, игра "Волшебный стул", которую проводят во всех классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается, что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.

Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. Учителя, воспитатели,  организуя учебно-воспитательный  процесс должны применять различные технологии, методы и приёмы, формирующие у школьника компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа с...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Методический семинар «Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса».

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" на тему: "Формирование ключевых компетенций младших школьников через технологизацию учебного процесса"...