Формирование у младших школьников любви к малой родине через экологическое воспитание.
учебно-методический материал

Лариса Николаевна Тихонова

Наиболее зфффективные педагогические задания для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения через экологическое образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  у младших школьников любви к малой родине   через    экологическое воспитание

      Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, надо прививать эти чувства с раннего возраста. Понимаю, что именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.

    Экологическая  ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление   в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, каждого конкретного человека.

    Человек - единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития  нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Человека создает Земля. Но и Землю создает человек. От человека зависит её сохранность, мир на Земле, умножение её богатств.

    Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования.

       Актуальность обусловливается тем, что история человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое образование надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

      Дети младшего школьного возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы). В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Всё это создает определенные условия для эффективного развития экологической культуры  на этом возрастном этапе.

     Всё сказанное позволяет увидеть противоречие между потребностями государства и общества в воспитании у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения и традиционными подходами к их реализации в массовой практике. Противоречия, потребности современного этапа развития педагогического знания и практики воспитания обусловили необходимость экологического образования  детей младшего школьного возраста.

    В связи с этим, возникает проблема: каковы педагогические условия воспитания у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения.

    Поэтому цель моей работы – выявление, обоснование и систематизация наиболее эффективных педагогических условий для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения.

           Работая по данному направлению, планирую достижение следующих результатов:

• Воспитание у учащихся ценностного отношения к природе;

• Формирование первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• Приобретение элементарных знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• Формирование первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства;

• Приобретение личного опыта участия в экологических инициативах, проектах.

  Новизна:

Систематизация наиболее эффективных педагогических заданий для воспитания любви к родному краю через экологическое образование

     Для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников учащимися были предложены вопросы анкеты.

                                               Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Назовите охраняемые растения и  вашей местности.

6. Что могут сделать дети для охраны природы?

Обработка результатов:

   На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели  суммировались и переводились в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (50%), растения (70%), человек (40%). 30% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика, большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.

                                   Что природа дает человеку?

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%).40% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.

 Состояние окружающей средыс. Елизарово дети оценивают как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%). 10% детей затруднились с ответом. Как видно из графика, большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным.

Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

                          Каким образом человек разрушает природу?

  Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%). 50% детей не дали ответа.

Приведенные данные свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Данные диаграммы свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных.

               Назовите растения, охраняемые в нашей местности

Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.80% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика, не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы.

                      Что могут сделать дети для охраны природы?

    В целом, сложилась следующая картина: для детей на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды в с. Елизарово дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Охраняемые растения назвали кувшинку белую. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

      Данные, полученные в ходе анкетирования, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания младших школьников, послужили основой для организации системной работы по экологическому образованию детей.

Краткий анализ психолого-педагогической литературы по заявленной  проблеме.

 Классики педагогики утверждали, что чем раньше начать приобщать ребёнка к природе, тем богаче будет его жизненный опыт. Я.А. Коменский ещё в XVII в. утверждал, что люди усваивают информацию легче и лучше всего в детстве. В своём труде «Великая дидактика» он из законов природы вывел законы обучения и воспитания, отмечая, что образование приносит наибольшую пользу в раннем возрасте. Именно в этот период ребёнку легче привить полезные идеи и исправить недостатки. Я.А. Коменский вывел экологическое положение о связи человека и природы, об их неразрывности, и доказал, что в человеческом обществе процессы протекают подобно природным.

  За укрепление и развитие гуманных чувств детей средствами природы выступали и другие великие педагоги.  Г. Песталоцци в своей работе «Лингард и Гертруда» определил главную цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие у детей «природных сил», и основной его принцип – соблюдение согласия человека с природой. Он считал, что надо оказывать детям помощь в развитии, направляя их по правильному пути.

   Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский был горячим сторонником повышения экологической грамотности, утверждая, что «логика природы  есть самая доступная и самая полезная логика для детей», и её воспитательное значение «мало оценено в педагогике». В своих работах К.Д. Ушинский теоретически обосновал «родиноведческий»  принцип  в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.

   Наблюдения детьми сначала простейших, а затем и более сложных природных явлений, проникновение в их сущность В.А.Сухомлинский считал необходимыми шагами на пути формирования научного мировоззрения: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение «Книги природы»…было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний».

Обобщение и анализ педагогического опыта

   Работая в начальных классах 32 года, поняла, что чувству Родины детей нельзя не учить. С чего начинается Родина? Родина начинается с любви к ней.  А с чего начинается эта любовь? С познания Родины.  В познании Родины участвует, помимо сознания, и сердце: необычно чуткое, впечатлительное, памятливое. Оно-то и придаёт глубинное содержание нашему восприятию отчей земли, присоединяет действительно сердечную привязанность, окрашивая это понятие живыми красками непосредственного, личного опыта.

    Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

 Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Это результат целенаправленной длительной работы на уроках, во внеклассной работе  и во внеурочной  деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы.

     Я считаю, что  воспитание любви к родине  надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром  природы вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном,  бережно относиться  к родной природе.

    Работу по этому направлению я провожу  как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даю знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

   Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  ценностных отношений у  детей к малой родине. Учебные предметы начальной школы составляют основу познавательного интереса  к изучению окружающего мира младших школьников. Вся деятельность поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на уроках – окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

       Учебники Плешакова А.А. «Окружающий мир» 1 - 4 класс помогают мне формировать у учащихся экологически оправданных ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, навыков поведения.

Окружающий мир  – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

     В курсе изучения окружающего мира  можно выделить три уровня изучения природы:

  • 1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
  • 2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
  • 3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

              1 класс

                2 класс

          3 класс

               4 класс

Для учителей районного методического объединения был дан открытый урок «Как помочь птицам зимой?». Дети расширили свои знания о зимующих птицах нашего края, познакомились с устройством кормушек и видами корма.

Создана презентация по теме «Моё родное село», рассказывающая о достопримечательностях и интересных местах д. Богданово. Она была послана на общероссийский конкурс, организованный  центром МАУНЕД МАГИСТР.

Для учителей творческой группы, работающей по эколого-краеведческому направлению был разработан и показан урок «Чтобы путь был счастливым». 

Дети уяснили, что для нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

В раздел «Родной край-часть большой страны» включены уроки, отражающие природные особенности нашего края:

1 . «Водоёмы нашего края».

2 . «Почвы нашего края»

3 . «Растения нашего края»

4 . «Животные нашего края»

                    «Родной край-часть большой страны»:

 «Водоемы нашего края» 

1. Водоёмы нашей местности.

2. По какой причине  загрязняются наши водоёмы.

3. К чему приводит их загрязнение;

 «Почвы нашего края» 

 1. Какие  виды  почв  преобладают  в нашей местности.  Какими свойствами они обладают.  

 2. Как сохраняется плодородие почв естественным образом.

 3. Какие существуют искусственные пути улучшения плодородия и как они влияют на человека и его здоровье.  

 4. Как уничтожают плодородные почвы в нашем крае. Что можно сделать для охраны почв.);

 «Растения нашего края» 

1. Какие существуют типичные растения в нашем крае.  

 2. Какие редкие растения существуют.

3. Как можно защищать растения.;

 « Животные нашего края» 

 1. Какие животные наиболее часто встречаются в нашем крае.

 2. Какие животные у нас редкие.  

 3. Какие существуют у нас птицы, рыбы.  

 4. Как влияет загрязнение окружающей среды на жизнь птиц, растений, животных.

      Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно и на уроках математики. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. Текстовые задачи, задания с экологическим содержанием имеют возможность для раскрытия  вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.

                1 класс

             2 класс

          3 класс

             4 класс

1. У комаров 6 ног, а у паука 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?

2. На цветке сидели 5 бабочек, 2 улетели. Сколько бабочек осталось на цветке?

3. На дереве сидели 3 дятля,1 улетел. Сколько осталось?

4. На полянке росли 5 одуванчиков, потом ещё выросли 2. Сколько всего одуванчиков растёт на поляне?

1. Днём Петя и его папа совершают пробежку. Во время бега они всегда делают 20-ти минутный перерыв на отдых. Сколько минут они бегают, если всего они находятся на прогулке 55 минут?

2. Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она может уничтожить за 2 дня? За 5 дней?  

1. Из незакрытого на перемене крана в столовой течёт вода. За минуту вытекает 8 л воды. Сколько чистой воды утечёт в канализацию за перемену (15 мин) и за урок (40мин)?

2. Если сдашь 120 кг макулатуры, сохранишь от вырубки 2 дерева. Сколько деревьев сохранишь от вырубки, если сдашь 180 кг макулатуры?

1.Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

2. На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

      Приведённые примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесённых в Красную книгу.

      Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности, воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).

       Элементы экологического образования я применяю и на уроках  русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить детям рассказать, что они знают о том или другом живом объекте природы установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. При знакомстве со словарным словом  декабрь  дети зачитывают об этом календарном  месяце приготовленный ими дома материал:

слово декабрь пришло из Византии, месяц назывался «де-кемерий».

В народе говорят:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Сухой декабрь – сухие весна и лето.

Декабрь холодный, снежный, с частыми инеем и ветрами - к урожаю.

    Для развития орфографической зоркости используются скороговорки с экологической направленностью. Например: « Лягушки любят лакомиться ломтиками лососины и лавровыми листиками», «Жутко жуку жить на суку» и другие.

    Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах по ее охране, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться природным явлениям и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируются мотивы охраны природы.

   Использую на уроках русского языка игры экологического содержания «Найти описание природы в произведениях», «Узнай животное», «Подбери слово». Они помогает не только усвоению программного материала по предмету, но и позволяет через яркие образы в описании объектов природы сделать обучение познавательным и интересным.

     Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, я подбираю задания экологического характера:

    1 класс

       2 класс

        3 класс

      4 класс

1. В л.су р.дилась елоч.ка

В л.су д.лжна р.сти.

Не нужно рубить елоч.ку

И в дом ее н.сти.

Задание: вставить пропущенные буквы.

2.  «Угадай, что за зверь»

      Летом у него шерсть  серая,  а  зимой  белая,  уши  длинные,  а  хвост

короткий. Зверек этот пугливый.  (Заяц)

      Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка

длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)

      - Какие слова помогли вам угадать (признать) зверька?

3. Обогатите текст «красивыми» словами.

 Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега  лежат

на деревьях.

4. Закончи предложения:

        1) С октября у всех зверей вместо редкой  летней  шерсти  отрастает новая – … и … . (густая и пушистая)

        2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца)

1. Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.

Задание: подчеркнуть глаголы.

2. Не стоит елочку губить

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди.

Задание: укажи части речи.

3. Из перечисленных животных выбери в первый столбик  диких  животных,  во  второй – домашних. Выдели орфограмму.

 Белка, еж, лошадь, кролик, заяц,  лиса,  коза,  баран,  барсук,  бобр, лось, корова, медведь, бык.

1. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете останемся одни.

Задание: указать род имён существительных.

2. А ежик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал.

Задание: определить время глаголов.

3. Яг.ды б.рите а.уратно,

(Не) т.пчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас м.гли прийти.

Задание: определить число имен существительных.

4. Напишите стихотворение о зиме используя слова:

                    … снежинки

                    … на тропинке

                    … у реки

                    … уголки

                    …дома

                    …зима.

1. Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над  цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной формы.

2. Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке, в норке - крот,

Заяц - в поле, мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.

Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл., во второй - сущ. 2скл.

               Диктанты на экологическую  тематику

                                                      1класс

 1. Лето.

      Была сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Набежала туча. Грянул гром. Упали первые капли.

   2. Гнездо.

      За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы.

      Они громко кричали.

   3. Проверочное списывание.

      Уж верба вся пушистая

      Раскинулась кругом.

      Опять зима душистая

      Повеяла крылом.   (А. Фет).

                                                        2 класс

   1. Утро.

      Было теплое утро. Роса еще не спала. На мокрой траве остался след. Вот

шмель полетел за медком. На березке маленькие  дырочки.  Их  оставил  дятел. Весной он пьет сок. На полянах много травы. Хороший корм для коров.

   2. Краски осени.

      Лежал чудесный ковер из листьев. Сколько ярких красок у осени.  Собака

Булька играла с листочком дуба. Под елкой Ксюша нашла гриб. Он  был  красив. Ножка у гриба толстая, шляпка красная.

   3. Тайна на лугу.

      Весь луг был покрыт белыми пушистыми  шарами.  Ветерок  решил  с  ними поиграть. Он дунул. Во все стороны полетели мелкие  пушинки.  Где  же  шары? Много тайн и загадок на лугу.

                                                        3 класс

   1. Береги птицу.

      В солнечное утро у пруда закуковала кукушка. Деревья еще  не  просохли

от утренней росы. Кукушка откуковала. Засвистел весь сад, зашумел  листьями. Божье коровки, птицы взялись за работу. Для  птиц  настала  жаркая  пора.  С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнезда. В эти  дни  постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть  птицу  с  гнезда.  Погибнут  от голода птенцы.

   2. Дым над лесом.

      Настал жаркий июль. Теплый дождь освежил поля,  луга  и  леса.  Но  на

огромных просторах страны гроза несет и беду.  От  удара  молнии вспыхивают ярким огнем ель, сосна и  другой  могучий  великан.  Огонь  в  лесу  опасен. Гибнут молодые деревца, ягодники, птичьи гнезда. Лесные звери  остаются  без корма. На помощь приходит авиация. Крылатые машины помогают охранять  лесные массивы от огня.

                                                   4 класс

   1. Берегите воду.

      Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черемухи. Но вот он выбежал  на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода.  Ручей  спешил  вперед.  Со всех сторон к шумному ручью сбегались другие ручьи.  Он  становился  шире  и глубже. Течение его  замедлилось.  Наш  ручей  стал  речкой.  В  мягком  иле поселились различные животные. На поверхности воды весело  закачались  белые кувшинки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода несет жизнь  растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите природу.

   2. Приметы.

      Переливами цветных красок славился июнь месяц. Кругом  сочная  зелень. Все живое радуется теплу и солнцу.

       А знаешь ли ты, что по  поведению  животных  и  растений  можно

судить о каждом дне? Пастухи по шерсти  овцы  могут  определить  приближение дождя. Шерсть легко вбирает воду из воздуха.  Будет  дождливо,  если  собака ест траву. К дождю лягушки вылезают из воды на  берег.  В  ненастную  погоду душистые растения издают сильный запах. Садовые  ноготки  закрывают  цветки. Не раскрывают бутоны розы и шиповник.

    На уроках русского языка так же большую роль играет работа с текстом и заданиями учебника, которые дают возможность повторить и систематизировать знания учащихся об объектах природы, их признаках, свойствах. В процессе работы с текстовым материалом с детьми проводятся беседы о значении леса, о правилах поведения в лесу, о значении диких и домашних животных, причинах сокращения или исчезновения того или иного растения.

    Подобранные задания воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.

       Большими  возможностями  для осуществления воспитания любви к родине обладают уроки литературного чтения и учебники по литературному чтению. «Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает на ребёнка большое воспитательное воздействие…», говорится в программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой.

     В учебниках чтения содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г. Скребицкого,  Б. Чарушина, И.Соколова –Микитова, М.Пришвина, В.Бианки и др. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы. Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает анализ лирических стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова и других поэтов. Работая над ними, я развиваю у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть и открывать для себя её красоту, формировать отношение к окружающему миру.

       Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

       Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира, природы.

        Свойственный искусству синтетический подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

    На уроках изобразительного искусства дети рисуют времена года, растения, животные. При этом я провожу беседы об изменениях в природе, о её красоте, о необходимости сохранять и оберегать всё живое. Например, ландыши и подснежники дети рисуют только по памяти, так как эти растения занесены в Красную книгу, что их осталось очень мало, что лучше просто любоваться ими в природе, чем нарвать огромный букет, который на следующий день завянет.

     Процесс творчества  приносит  детям радость, душевное равновесие. Обращение к картинам художников создает эмоциональное настроение, которое способствует воспитанию чувства   прекрасного, любви к природе, соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей, влияния их на природу, собственные открытия.

       Рисунки обучающихся А.  и  К. Федуловых были посланы на международный конкурс, организованный национальным центром художественного творчества детей и молодежи  Республики Беларусь, и отмечены благодарственным письмом.

        Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.  Собранный на экскурсиях природный материал используется для поделок. Это шишки, веточки, листочки, ракушки и т.д.

     Если на уроках в начальной школе учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время они могут углубить и расширить свои знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки цветовода, растениевода, эколога, исследователя.

                                       Внеурочная деятельность:

         Классные часы

     Экскурсии

Исследовательские работы

«Три тайны жизни»

   (на семинаре для директоров района)

Экскурсии  в лес, на луг, к водоёмам 

1. «Они зимуют рядом с нами»

2. «Дети Солнца»

3. « Этно – экологические аспекты изучения традиционных  русских праздников»

      На семинаре для директоров района мною был подготовлен и проведен классный час «Три тайны жизни». Материалы этого занятия были отправлены  и опубликованы в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов), а также на общероссийский конкурс организованный информационно-методическим центром МАУНЕД МАГИСТР, в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие»

      Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

      Живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка, он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и, возможно, вкусовые ощущения, которые, сливаясь воедино, создают в сознании пытливого исследователя целостный, взаимосвязанный образ природы.

       Важно, чтобы дети поняли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главная из них – соблюдение тишины.

      Следующая важная заповедь – это терпение и терпимость. Это значит, что гости природы в течение длительного времени должны молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их  своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.

      Третья заповедь – это внимательность. Её отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе всё взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить детей находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное прогнозировать последствия своего поведения.

         А. Лошкарева провела исследовательскую работу «Они зимуют рядом с нами» и стала победителем муниципального конкурса исследовательских работ «Моё первое исследование». Они вела наблюдения за поведением зимующих птиц, видовым составом, изучала их повадки, какие птицы какой корм поедают, каковы взаимоотношения птиц на кормушке, численность птиц на территории сада и на основе этого были составлены рекомендации по правильной организации прикорма  зимующих птиц. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у детей доброту, душевную щедрость. Оказалось, что известное всем занятие – прикорм зимующих птиц – дело серьезное и требует подготовки. Любое вмешательство человека в природу должно быть разумным, осторожным, и тогда оно будет полезным и сохранит природу края. И тогда будут рождаться такие красивые стихи, как эти строчки поэта-земляка Валентина Белова.

На старом поле за оврагом

Полынь и чернобыль в снегу.

Иду туда, а сердце радо,

Как в сказку добрую иду.

Чтоб словно к чуду встать поближе

И стать немножечко добрей.

На небе солнце рыже в рыжем.

А в поле стайка снегирей

Повисла на стеблях полыни.

Играя в прятки с тишиной,

Трещит мороз, сверкает иней…

И я забыл идти домой.

       

                         Внешкольная деятельность

               Операции 

                    Акции 

             Краеведение 

  1. «Живи, родник!»
  2. «Хвойные посадки»

1.«Хороша ли ты, водичка?»

2.«Кормушка»

3.«Скворечник»

Встреча с поэтом-земляком В.В. Беловым.

   Весной в родники вместе с мутными потоками стекает грязь. Если не чистить родник, он затянется илом. Пить из такого родника нельзя, вода в нем грязная. Чтобы путники, идя в лес за грибами, ягодами, могли попить чистой воды; во время сенокоса, чтобы утолить жажду, нужна чистая вода – мы помогаем людям. Вместе с детьми проводим операцию «Живи, родник» - чистим родники.

       Также составлена карта-схема «Экологическая тропа», где отмечены все родники, находящиеся на территории нашей местности и охраняемые нами.

       Самый красивый, ухоженный родник находится в центре с. Елизарово.  Много  людей  пользуются  им, и не только жители нашей деревни, но и близ лежащих селений. Вода в нем и правда вкусная.

      А самый знаменитый родник находится близ деревни Колпенки. Это исток реки Кишмы, которая впадает в реку Оку.

   Операция «Живи, родник» не оставляет детей равнодушными. Свои чувства, впечатления ученик 4 класса Максим К. выразил в стихах, посвященным родникам.

                                                              ***

                                      Родничок, родничок, родничок.

                                      Живешь ты средь больших осок

   Течёт наш родничок далече на восток,

                                      Образуя у реки-Оки приток.

                                                              ***

                                      В лесу живёт родничок,

                                      А зимой засыпал его снежок.

                                      Весной снежок растает –

                                      Журчать он начинает.

   А у Алёны А., ученицы 3 класса вот такие получились стихи.

                                                 ***

                                        Ручеёк, ручеёк

                                        Расскажи ты мне, дружок,

                                        Как зайчишка лапки мыл,

                                        Как свой хвостик намочил.

                                                               ***

                                        - Ручеёк, ручеёк!

    Ты куда течёшь так стремительно?

                                        - Я теку, теку к речке-матушке,

                                        Я впаду в неё, стану частью её.

      Организация практической деятельности младших школьников имеет свои особенности: их необходимо учить практическим действиям. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит специальным заданиям, таким как, например, покормите птиц зимой. Зимой подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы успешно могут  противостоять холодам, но только  в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц гибнет в зимние месяцы именно от бескормицы. Поэтому, чтобы спасти жизнь птицам, была проведена акция «Кормушка».

Каждым ребенком была сделана кормушка и повешена около дома или школы. Кормушки получились разные: деревянные, пластиковые, металлические. Дети не забывают следить за сохранностью кормушек и постоянно пополнять запасы еды для птиц.

       А для того, чтобы собрать богатый урожай, уберечь зелёные растения от вредителей, проводим весной операцию «Скворечник». 

      С целью проверки эффективности использования разнообразных форм и методов работы в экологическом образовании младших школьников детям к концу года повторно были предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

                                            Обработка результатов:

                                        Что такое природа?

Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (70%), воздух (60%), животные (80%), растения (90%), человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика, большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека. На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы: пищу (60%), лекарства (70%), чистый воздух (50%), одежду (58%), древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос.

                                        Что природа дает человеку?

Состояние окружающей среды с. Елизарово дети оценивают как здоровое (20%), удовлетворительное (50%), относительно хорошее (75%), неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.

Как видно из графика у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

   Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%), уничтожая зверей (60%), загрязняя воду (50%), уничтожая насекомых (85%), губя растения (20%), разоряя птичьи гнёзда (10%).10% детей не дали ответа. Приведенные данные свидетельствуют, что школьники узнали о влиянии человека на природу.

                         Каким образом человек разрушает природу?

                           Растения, охраняемые в нашей местности

10% детей не смогли назвать охраняемые растения нашей местности.43% назвали валериану, ландыш - 50%, 60% - кувшинку белую, 70% - купальницу, сон-траву - 75%. Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что внеклассные занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним - двумя школьниками, стали известны большинству.

  Интересные ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 40% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 40% - ограждать муравейники, 60% - сажать деревья, 60% - ухаживать за животными, 40% - собирать мусор, 70% - изготавливать скворечники. Большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.

  Анализ результатов анкет показал, что у детей после системной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность позволяет учитывать разные интересы учащихся, способствует расширению объема интереса младших школьников к природе, формированию эколого-ценностного отношения и эколого-оправданного поведения в природе, а, значит, и любви к малой родине.

                                                           Заключение

       В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.

       Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

        Главное состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей и понять, что от практических действий, поведения, усилий взрослых и детей зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных, которые имеются в окружении. Всё в конечном счете зависит от личного участия каждого в движении за здоровую биосферу, каким станет лик Земли.

          Велико предназначение учителя сейчас, он в ответе за жизнь на планете.

       Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали  более внимательными к объектам окружающего мира,  часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

      Проделанная мною работа дала хорошие результаты. Ребята имеют хороший уровень воспитанности. Идёт постоянный рост качества знаний по окружающему миру. Дети стремятся сохранить красоту, не нанести вред. И это стремление идёт дальше. От сохранения к умножению. Многие у себя дома стали разводить цветы. Значит, что всё, что заложено в них не пропало, а дало свои ростки. Ребята выпускают памятки о поведении в природе, издают рукописные книги, делятся знаниями с младшими ребятами, выпускают обращения, экологические газеты, умеют себя вести в походах, на экскурсиях. Отпала проблема, когда дети ломали  ветки деревьев, рубили мотыгами всё, что попадалось под руку.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине.

Беседы с детьми подготовительной группы...

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....

Научно - методическая статья "Формирование у младших школьников чувства любви к малой Родине"

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (по материалам курсового исследования)...

Воспитание любви к малой Родине

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....

Воспитание любви к малой родине

Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию - цель государственной программы «Патриотическое воспитани...