«Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)
материал

Бакуто Юлия Александровна

«Девять десятых счастья зависит от здоровья» 

(формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devyat_desyatyh_schastya_zavisit_ot_zdorovya.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Девять десятых счастья зависит от здоровья»

(формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)

                                                                                  Бакуто Ю.А. учитель начальных классов

                                                                                             МБОУ «СОШ №1» г.Мариинска

"Девять десятых счастья зависит от здоровья", сказал Шопенгауэр, и тема моего выступления  конечно же будет связана со здоровьем, тем более это актуально теперь, когда на самые вершины власти пришло осознание того, что главное для государства – здоровье нации. Вот что по этому поводу говорил президент Лиги “Здоровье нации”, директор Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, академик РАМН Бокерия Леонид Антонович: “Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. С другой стороны, здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Физическое и духовно нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны. Каждый гражданин являет собой частицу своего государства, а значит, определяет уровень цивилизованности государства, силу его общественных институтов, возможности его властных структур”.

Современная школа стоит на пороге  внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. Нововведение способствует   сохранению здоровья наших детей.

        По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. А ведь дети – это будущее нашего государства. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья.  

         Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

«Если нельзя вырастить ребёнка,  

 чтобы он совсем не болел, то,

 во всяком случае, поддерживать его  

уровень здоровья вполне возможно».        

                                      Академик, хирург Н.М.Амосов  

Реализация внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян.  «Цель-охрана и укрепление  физического и психологического

здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия,

используя только те образовательные технологии, которые

способствуют физическому и психологическому развитию и

поддержанию здоровья  детей.»

                         («Концепция модернизации российского образования»)

«…одной из функций образовательного учреждения является

создание условий, гарантирующих охрану и укрепление

здоровья  обучающихся.»

                                                  (ст.51 Закон РФ «Об образовании»)

Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

И решая проблему, «Как помочь подрастающему поколению сохранить здоровье в рамках современного урока и во внеурочной деятельности?» я  выбрала  основным  направлением  внеурочной деятельности в моем классе – спортивно-оздоровительное.  Я взяла для работы программы «Здоровейка» и «Детский фитнесс». О курсе «Здоровейка» я бы и хотела немного рассказать.

Курс внеурочной деятельности «Здоровейка» посвящен вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

 Занятия данного курса нацелены на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.

Программа курса «Здоровейка» и тематический план рассчитаны на обучающихся 1 классов в количестве 33 часов, по 1 часу в неделю в течение учебного года.

Цели курса:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи курса:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, физическая культура, музыка. (Таблица)

Программа состоит из 7 разделов:

        «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

        «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

        «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

        «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

        «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

        «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

        «Вот и стали мы на год  взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Каждое занятие старалась проводить в разной форме: в форме праздника, КВН, беседы, театрализованных представлений.

Обязательным этапом каждого занятия является ресурсный круг (приветствие и игра, дающие эмоциональный заряд ).

В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Обязательно учитываю то, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Почти все занятия наполняю сказочными персонажами.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку, есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия о пище, питании мы проводили в школьной столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, формируется положительный настрой, закрепляются  здоровые принципы питания (тщательное пережевывание пищи, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды). А занятие «Зрение – это сила» проводила школьная медицинская сестра в медицинском кабинете. День здоровья «Как хорошо здоровым быть!» мы проводили совместно с родителями в спортивном зале. Это был настоящий спортивный праздник!  А так же ребята участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»,

На уроках здоровья отметки не выставляются. На поставленный вопрос ребенок должен дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует отрицательно реагировать на их ответы. Всегда нужно быть доброжелательной. Выслушивая ответы детей, не показывать свое неприятие позиции ребенка даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит.

Необходимо иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости  и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Вся моя работа по формированию здорового образа жизни  в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, родительских собраний по теме: «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Быстрого и ловкого болезнь не догонит», «Актуальность сохранения здоровья», встречах с медицинским работником школы. Цели и способы сотрудничества вы видите на слайде.

           Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и  личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Свое выступление я хочу закончить словами Гиппократа «О здоровье люди молят богов. Но они не понимают, что его сохранение  зависит от них самих».

                                             

Давайте беречь свое здоровье и здоровье наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Это зависит от тебя." Буклет "Здоровый образ жизни"

Данную презентацию можно ипользовать и на уроках физкультуры,  во внеклассной работе по направлению "Здоровье".Направлена на фомирование культуры соранения здоровья, желание стать человеком, кото...

Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Особое место в учебно-воспитательном процессе и в методической литературе для учителей и родителей занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни младшего школьника. В стат...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физ...