Практико - ориентированное обучение в начальной школе .
материал

Специфика практико-ориентированных педагогических технологий во взаимодействии между педагогом и обучающимся.

   Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие

     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.

     Второстепенная роль – у педагога. Он сопровождает, содействует, консультирует,     

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированное обучение

в начальной школе

Специфика практико-ориентированных педагогических технологий во взаимодействии между педагогом и обучающимся.

     Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие

     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.

     Второстепенная роль – у педагога. Он сопровождает, содействует, консультирует,     


В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Именно такого выпускника должен подготовить современный учитель. Одним из условий успеха в достижении поставленной задачи является выбор методик, технологий, приемов, 

Идея практико-ориентированного образования стала внедряться в систему общего образования достаточно давно (например, постановление Правительства РФ № 334 от 9.06.2003 г. о профильном обучении старшеклассников). Некоторые авторы, например, Фарит Габтелович Ялалов,доктор педагогических наук, профессор, российский ученый, считают, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. 

 Для учеников начальной школы технологию практико-ориентированного обучения можно считать наиболее успешной. Суть этого обучения заключается в создании таких возможностей, при которых развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Это такой способ организации обучения, когда содержание и формы прямо направлены:

- на развитие ребенка, т.е. на способы самостоятельного постижения знаний;

- на развитие мыслительных способностей в процессе осуществления практической деятельности;

- на эмоциональное отношение к содержанию образования. Такой подход расширяет творческое мышление, а это при сложившихся современных условиях – главное. 

Какие условия необходимо создать для реализации такого подхода?

1) в процессе обучения необходимо использовать ресурсы сети Интернет, технологии проблемного, развивающего, здоровьесберегающего обучения, информационно-коммуникативные технологии;

2) содержание образования можно расширить за счет программ внеурочной деятельности, ориентирующих учащихся на адаптацию в социуме;

3) и, самое главное, в процессе обучения необходимо в темах школьного курса применять задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни.

Однако в школьных учебниках такого типа задания встречаются нечасто. Поиск и систематизация поучительных и в то же время достаточно простых практико-ориентированных заданий – весьма актуальная проблема, которой я занимаюсь.

Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках я использую метод ситуационных заданий. Ситуационное задание актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения. 

 Например, на уроках математики в 4 классах на устном счёте я предлагаю детям задачи такого типа:

Татьяна Сергеевна решила купить новые электроприборы – утюг и электрочайник. В таблице указаны цены в рублях на разные модели этих товаров.

Электроприбор

Samsung

Philips

Tefal

Delta

Мясорубка

719 руб.

432 руб.

354руб.

598 руб.

Кофемолка

440 руб.

419 руб.

349 руб.

300 руб.

Вопросы: Мясорубка какой модели самая дорогая? Самая дешёвая?

Сравни цены на кофемолку. Какая кофемолка самая дешёвый?

Самая дорогая?

Как вы думаете, от чего зависит цена товара?

Какую мясорубку и кофемолку может купить Ирина Семёновна, имея 1000 рублей? Рассмотри несколько вариантов.

2). Таксист за месяц проехал 13000 км. Стоимость 1 л. бензина 32 руб. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на заправку автомобиля? Как можно сэкономить на бензине?

Варианты ответов детей: заправляться там, где бензин дешевле;

заправляться на одной и той же заправке, чтобы получить скидку для постоянного клиента.

Во 2 классе на уроках окружающего мира при изучения раздела «Человек и общество» я предлагаю детям составить родословную своей семьи. Это же задание можно продолжить и при изучении темы по русскому языку при изучении темы «Имя собственное» Такие задания дают возможность применения межпредметных связей

1. Ситуация. Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести и плодоносить без корней. А знаешь ли ты свои корни?

2. Роль учащегося. Семейный летописец.

3. Описание задания. Для составления родословной тебе надо показать на рисунке своих родственников (узнать у старших членов семьи об их предках), записать все фамилии, указав родственные связи, собрать сведения об этих фамилиях, объяснить, как они образовались в языке, каково их происхождение, что они обозначают (воспользоваться ресурсами сети Интернет).

На уроке литературного чтения УМК «Школа России» во 2 классе в ходе работы над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» предлагаю детям представить, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? Напишите мини-сочинение на тему «За что вы любите своих бабушек и дедушек?» 

 Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

У роки окружающего мира уже сами по себе предполагают опору на жизненный опыт учащихся. Например, при изучении темы «Термометр» предлагаю задания типа: каждый день перед школой вы смотрите на висящий за окном термометр и говорите родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней. Что вы можете сказать родителям:

Сегодня тепло, всего два градуса ниже нуля.

Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла.

Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза.

На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов.

Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Считаю, что вышеописанный подход к обучению младших школьников могут использовать и учителя старших классов на своих предметах, поскольку формирование практических умений школьников – суть практико-ориентированного обучения – должно осуществляться на протяжении всего обучения в школе. 

В своей практической деятельности я успешно использую следующие методы:

Метод контрольных вопросов.

Это модифицированный мозговой штурм, коллективный поиск решения задачи. Например, на  уроке по русскому языку во 2 классе «Письмо Деду Морозу» при обобщении знаний об орфограммах в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чк, чн и др. я использовала наглядный материал «Снежинку», на лучиках которой располагались буквы и, я, ю, е, ё, ь.

- Посмотрите на Снежинку. Что общего у всех этих букв? (Они обозначают мягкость предшествующего согласного).

- Какую букву можно исключить? Почему? (ь – не обозначает звука, остальные гласные. И – тогда остаются буквы, обозначающие либо два звука, либо один после согласного).

- Нас эти буквы сейчас интересуют, когда они стоят после согласного и используются для его смягчения. Но все ли согласные нужно смягчать? (Нет. Есть согласные, всегда обозначающие мягкий звук: ч, щ, й)

- А все ли согласные можно смягчить?

(Нет. Есть согласные, всегда обозначающие твёрдый звук: ш, ж, ц)

- Вывод. Написание каких орфограмм с этими буквами мы должны запомнить? Назовите орфограммы с этими буквами.

Приём составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

Этот же метод использую для изучения и запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству, месту расположения, звучанию, вкусу, назначению и т.д. Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов, придуманных моими учениками: кАрАндаш – пАлочка (по форме), зАвод – трубА, дЕревня – дЕрево (дома деревянные и много деревьев), учитЕль – тЕлефон, восЕмь – сЕмь, пАльто – пАпа (одевает).

Метод моделирования.

Наиболее эффективно этот приём я использую на уроках математики при изучении текстовых задач.

Использование практико-ориентированных задач  позволяет  применять знания учащихся  в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и нестандартных задач.

Само название указывает на то, что в окружающем нас мире оказывается много математических задач и ситуаций, для решения которых необходимы те или иные знания и  умения.

Примеры таких задач:

Сколькими способами можно пришить пуговицу с четырьмя дырками, чтобы ниточкой соединялись две пары дырок, и ни одна дырка не оставалась свободной?

В квадратную комнату с длиной 6 метров решили постелить ковер так, чтобы от каждой стены оставалось до ковра расстояние в 1 метр. Каких размеров будет ковер?

В пачке бумаги 250 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 8 недель?

 В летнем лагере 230 детей и 28 воспитателей. В автобус помещается не более 47 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?

 Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит 6 литров маринада. В магазине продаются пачки лимонной кислоты по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления маринада?

Каждый день во время конференции расходуется 90 пакетиков чая. Конференция длится 7 дней. Чай продается в пачках по 50 пакетиков. Сколько пачек нужно купить на все дни конференции?

Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?

В доме, где живет Оля, 5 этажей и несколько подъездов. На каждом этаже находится по 4 квартиры. Оля живет в квартире №83. В каком подъезде живет Оля?

Маша отправила SMS-cообщения с новогодними поздравлениями своим 15 друзьям. Стоимость одного SMS-сообщения 7 руб. Перед отправкой сообщения на счету у Маши было 140 руб. Сколько рублей останется у Маши после отправки всех сообщений?

Для реализации целей практико-ориентированного обучения необходимо включать  в учебный процесс задачи с практическим содержанием.  Они показывают прикладной характер математических знаний, активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике как к предмету. 

Очень эффективно работают практико-ориентированные проекты.

Проекты на уроках математики в 1-2 классах носят творческий характер – создание игры «Математические сказки», «Тайна имени», создание альбомов «Цифры в сказках», «Геометрия вокруг нас».

Идеи практико-ориентированного подхода реализуется мною также при организации занятий внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

ПРофессиональные компетенции. Статья по теме: "Практическое применение личностно-ориентированного обучения в начальной школе" - 2011г.

Статья-практикум содержит теоретическое и практическое описание методов и технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе по нескольким предметам. Это выступление на школьном семинаре...

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

Технология личностно - ориентированного обучения в начальной школе.

Положения, технология личностно ориентированного образования. Специфика проведения личностно ориентированного урока в начальной школе....

Выступление на педагогическом совете " Практико-ориентированное обучение в начальной школе"

   Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие     Главная роль у ученика – он является центральной фигурой.     Второстепенн...