Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
материал (2 класс)

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативной компетентности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx113.23 КБ
Файл kom.komp_.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

«Организационно-педагогические условия формирования

коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

     Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативной компетентности у детей.

Слайд 2

Коммуникативные способности можно понимать как природную

одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность.

Слайд 3

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, знание о коммуникативных методах и приемах и их действия, возможности и ограничении.

Слайд 4

Коммуникативные умения - это умение объяснять свои мысли

правильно, грамотно, доходчиво; адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Таким образом, в содержании понятия«коммуникативная компетентность» выделяются владение устной речью как средством передачи информации, умение четко объяснять и говорить доступным понятным языком,доходчиво передавать те или иные факты, умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с собеседником, предвидеть и предотвращать конфликтные ситуации.

Коммуникативная компетентность является сложным многокомпонентным образованием и начинает развиваться уже с дошкольного возраста.

              Здесь важную роль играют:

- социальная ситуация развития ребенка;

- потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

- совместная деятельность и обучение.

       Исходя из множества вариантов определения коммуникативной компетентности как планируемого результата общего образования и учитывая специфику и содержание коммуникативной компетенции на этапе начального образования, наиболее перспективным определением представляется следующее:

Слайд 5

коммуникативная компетенция – это соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.

Преимущество данного определения состоит в том, что, с одной стороны, оно позволяет отразить интегральный социально-личностный характер такого образовательного феномена как коммуникативная компетенция, с другой – четко определить предмет формирования этого результата на уровне начального общего образования.

Слайд 6

В образовательных стандартах определены следующие показатели коммуникативной компетентности:

- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

Сущность и содержание коммуникативной компетентности учащихся основано на представлении об учебном процессе как о коммуникативном взаимодействии педагога и учащихся (педагогической коммуникации), направленном на создание между ними общего коммуникативного пространства, ситуации понимания и взаимопонимания.

       Выделяются 3 компонента коммуникативных умений: информационно- коммуникативный, интерактивный и перцептивный

.СЛАЙД 7

Информационно-коммуникативный компонент заключается в умении принимать и передавать информацию.

Содержание интерактивного компонента включает в себя готовность к взаимодействию и умение взаимодействовать с партнером по общению.

В основе перцептивного компонента лежит восприятие партнера по общению и межличностных отношений.

Слайд 8

Перцептивный компонент я рассматриваю с помощью методики

«Отражение чувств» (О.В. Дыбина).

                                                       ЗАДАНИЕ № 1

Предлагаю детям рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях и ответить на вопросы: 

- кто изображен на картинке? 

- что они делают? 

- как они себя чувствуют? Какое у них настроение? 

- как ты догадался об этом? 

- как ты думаешь, что произойдет дальше? 

         Дефицит языковой и коммуникативной способности приводит к тому, что дети не умеют обращаться с просьбами, никогда не задают уточняющих вопросов по ходу объяснения материала или задания, испытывают трудности при восприятии инструкции, не включаются в выполнение задания, адресованного всему классу.

      Специфика коммуникативной деятельности младших школьников с УО проявляется в том, что дети лучше ориентируются в инструкциях, направленных на предметную деятельность, чем на познавательную. На уроках их активная речь, как правило, обращена к учителю. В то же время они зачастую воспроизводят реплики сверстников без дополнительной умственной переработки («эффект эха»).

      Неумение общаться, негативные особенности коммуникативного поведения не могут не отразиться на успешности школьного обучения.

      Трудности в организации коммуникативного процесса порождают у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формируют низкую самооценку, вследствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое чаще всего имеет защитный характер.

Работа с семьями младших школьников с УО  по формированию у них коммуникативной компетентности заключается в активном привлечении родителей к:  

- соблюдению дома рекомендаций специалистов; 

-присутствию на уроках в классе и участию в проведении подгрупповых  занятий по формированию коммуникативной компетентности; 

-закреплению лексико-грамматического оформления высказываний, навыки которых приобретались детьми на уроках и на внеклассных мероприятиях, в домашней обстановке, в различных ситуациях общения вне школы для обеспечения возможности дальнейшего их применения в коммуникации с другими детьми; 

-расширению коммуникативного пространства и укреплению социальных связей между детьми вне школы; 

-семейному участию во всех школьных мероприятиях, особенно несущих коммуникативную нагрузку, предусматривающую выступления и детей, и взрослых.

Таким образом, в ходе реализации основных направлений работы я осуществляю создание следующих организационно-педагогические условий: 

Слайд 9

- создание коммуникативных ситуаций в процессе учебной деятельности; 

- проведение специально организованных занятий во внеурочной деятельности; 

- организация досуговой деятельности;

 - взаимодействие педагогов и родителей.

Коммуникативные ситуации мною создаются на уроках литературного чтения, математики, технологии. Важно отметить, что совместная работа детей длится не более 10-15 минут урока, так как превышение времени приводит к утомляемости детей, потере интереса к совместной деятельности и возникновению конфликтов. 

Так, на уроках литературного чтения я создаю следующие коммуникативные ситуации.

Задание № 2.      Сочинение сказки группой детей. 

СЛАЙД 10

Младшим школьникам я предлагаю тему сказки, которую они должны сочинить. Сочинение сказки происходит пошагово. В рамках такой работы дети учатся слушать и слышать друг друга, правильно воспринимать обучающую задачу. 

Тема сказки:  о домашних животных«Добрые друзья».

Задание №3.  Составление «цветных рассказов». 

СЛАЙД 11

Упражнение заключается в совместно-последовательной деятельности.

 Я предлагаю младшим школьникам несколько кружков разных цветов. Дети по очереди берут  кружки и составляют  предложения с учетом его цвета. Цель этого упражнения в том, что предложения детей в целом должны составить связный текст.  (По временам года)

                                           1 блок

Красный кружок – Наступило теплое лето.

Оранжевый кружок – Ярко светит солнце.

Зеленый кружок – Все деревья оделись в зеленый наряд.

        2 блок

Синий кружок – Наступила холодная зима.

Белый кружок – Выпал белый и пушистый снег.

Серебристый кружок – Подул сильный ветер.

        3 блок

Желтый кружок – Наступила дождливая осень.

Фиолетовый кружок – Деревья сбросили свой наряд.

Коричневый кружок – Птицы улетели в теплые края.

.  

ЗАДАНИЕ №4Драматизация диалога. 

СЛАЙД 12

Я предлагаю детям объединиться в пары и воспроизвести диалог, имитируя при этом эмоции, выражения персонажа : удивление, радость, страх и т.п. 

РадостныйГрустныйИспуганныйЗлойУдивленныйВосторженные

Слайд 13

Задание № 5.      Составление рассказа по картинкам с помощью  вопросов:

  • Кто изображен на первом рисунке?
  • Какое настроение у девочки и ее подруги?
  • Как изменились их чувства?
  • Почему это произошло?
  • Что будет дальше?

Девочки

На уроках математики я организую  работу в парах и

предлагаю следующие коммуникативные ситуации:

 Слайд 14

Задание № 6.«Собери цветок». 

Перед детьми на парту раскладываю цветочки и даю следующую инструкцию: «У вас на партах лежат цветочки. Но, увы, кто-то безжалостно наступил на них и повредил их. Работая в парах, решите примеры в квадратиках, найдите ответ на лепестках и соберите цветок».

Задание № 7.  «Счетные палочки».

Детям, объединенных в пары «ученик-ученик», раздаю счетные палочки. И даю инструкцию: «Ученики, сидящие слева, положите 10 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 10=5+5. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 10=4+6; 10=2+8».  ( состав числа)

На уроках технологии мною создаются следующие

коммуникативные ситуации:

Слайд 15

Задание №8. «Рисуем одинаково»

Детям, объединенных в пары, раздаю по одному  изображению парных предметов (сапог, варежек и т.п.) и прошу их украсить предметы так, чтобы они составили пару, то есть были бы одинаковыми.  

Внимание детей акцентируется на том, что они сами могут придумать узор, но вначале им необходимо договориться между собой, какой узор рисовать, и только потом приступать к рисованию.  (Можно предложить уже готовый узор, а разукрасить его одинаково, и при этом можно изменить формы одинаковых предметов.)

Задание №9. «Рисуем  вместе».

Слайд 16,17,18

Все дети садятся рядом друг с другом вокруг ватмана и берут себе тот цвет фломастера или карандаша, который им нравится больше всего. Я наношу на лист элементы рисунков. Каждый ребенок должен углядеть в них какой-либо образ, дополнить рисунок и  закончить его. Ватман при этом можно поворачивать любой стороной, как будет удобно детям. Когда рисунки закончены, можно устроить обсуждение по всем рисункам, которые получились. 

 Такая организация работыспособствует формированию у младших школьников с УО умения договариваться со сверстниками, обсуждать, слушать, обосновывать.

        Исходя из того, что было проделано, можно сделать вывод, что такие организационно-педагогические условия, как создание коммуникативных ситуаций в процессе учебной деятельности;

организация внеучебного взаимодействия младших школьников с УО и их сверстников;

взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению коммуникативной компетентности младших школьников с УО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» Подготовила Дуванова Е.В., учитель начальных классов ГБОУ «Специальная школа- интернат с.Дмитряшевка »

Слайд 2

Коммуникативные способности - природная одаренность человека общаться.

Слайд 3

К оммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, знание о коммуникативных методах и приемах и их действия, возможности и ограничении.

Слайд 4

Коммуникативные умения - это умение объяснять свои мысли правильно, грамотно, доходчиво; адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению

Слайд 5

Коммуникативная компетенция – это соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.

Слайд 6

- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - приемлемое отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника.

Слайд 7

Компоненты Параметры Эмпирические показатели Информационно-коммуникативный Умение принимать информацию 1. Внимание к сообщениям учителя. 2. Внимание к сообщениям сверстника. Умение передавать информацию. 1. Умение выражать мысли, намерения, просьбы и т.п. 2. Полнота сообщения. Интерактивный Умение взаимодействовать с партнером 1.Совместное планирование предстоящей деятельности. 2. Ориентация на партнера по общению. 3.Отсутствие конфликтов. Готовность к взаимодействию. 1.Умение ориентироваться в ситуации общения. 2. Социовалентность . 3. Удовлетворенность в общении. Адаптированность в коллективе. Отсутствие симптомокоплекса дезадаптации . Перцептивный Восприятие другого. 1. Понимание отношения другого к себе. 2. Понимание эмоционального состояния другого. 3. Понимание эмоций. Восприятие межличностных взаимоотношений. 1. Представления о сущности общения. 2. Значимость для ребенка данных отношений. 3. Способность к выделению личностных характеристик партнера.

Слайд 8

«Отражение чувств»

Слайд 9

- создание коммуникативных ситуаций в процессе учебной деятельности; - проведение специально о рганизованных занятий во внеурочной деятельности; - организация досуговой деятельности; - взаимодействие педагогов и родителей.

Слайд 10

« Сочинение сказки группой детей»

Слайд 11

. Составление «цветных рассказов». .

Слайд 12

. Составление «цветных рассказов». Ярко светит солнце. Все деревья оделись в зеленый наряд. . Наступило теплое лето.

Слайд 13

. «Драматизация диалога »

Слайд 14

«Составление рассказа по картинкам с помощью вопросов»

Слайд 15

. «Собери цветок»

Слайд 16

« Рисуем одинаково»

Слайд 17

«Рисуем вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...

Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.

Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте....

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...

Учебная мотивация детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Способы формирования.

У младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается слабость мотивации к обучению. Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее инт...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...