ПК 4.3
материал


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность младших школьников

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника. Синергетическая функция игры вытекает из функции самореализации ребенка в игре, на основе теории самоорганизации помогающей объяснить, как в игровой ситуации изменяются модели поведения ребенка. Она определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности, мотивирования, рефлексии, коллизийности (т. е. способности выявлять, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям).

Игра и учеба – это две разные деятельности, имеющие значительные качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения. Основной целью дидактических игр и игровых приемов обучения является облегчение и ускорение постепенного перехода к учебным задачам.

Функции дидактической игры:

  1. Обучающая;
  2. Развивающая;
  3. Формирующая;
  4. Ориентационная;
  5. Мотивацонно-побудительная.

Основными функциями дидактических игр являются:

1. Формирование устойчивого интереса к учению и снятия психоэмоционального напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

2. Мотивация и стимуляция познавательной деятельности учеников.

3. Обучение способам ориентации в конкретной учебно-игровой ситуации.

4. Развитие основных психических новообразований.

5. Формирование компонентов учебной деятельности.

6. Развитие общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы, умения учиться.

7. Формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий.

8. Формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей.

Различают следующие виды дидактических игр:

• Игры-путешествия – это игры, которые проводятся в форме образовательного воображаемого путешествия по определенному маршруту, раскрывающему познавательное содержание в сочетании с игровой деятельностью: постановка задачи, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач («Путешествие в Средние века», «Прогулка по Всемирной паутине» и т. д.);

• игры-поручения – это игры, в основе которых – выполнение определенных действий с предметами по словесным поручениям педагога, где игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать, построить какой-либо алгоритм и т. д.;

• игры-предположения – это игры, в которых перед школьниками ставится задача и создается ситуация, которая требует определения и осмысления целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами («Что было бы…?», «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?» и т. д.);

• игры-загадки – это игры, основной признак которых заключается в замысловатом описании, логической задаче, оформленной в виде вопроса или заканчивающейся им, необходимой для расшифровки, отгадывания или доказательства;

• игры-беседы – это игры, в основе которых лежит игровое общение педагога с детьми и детей друг с другом, основным средством которой является словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.



Предварительный просмотр:

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

« Школа России»

Неопределенная форма глагола

VII. Включение в систему знаний

А мы сейчас проверим как вы поняли. Я сейчас вам буду читать произведение, а вы должны выписать глаголы неопределенной формы.

-Готовы? Начнем

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

А. Пушкин

-А теперь проверим. (Слайд 7).

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

« Школа России»

А. Платонов «Ещё мама»

II. Актуализация знаний и мотивация

- А теперь попробуйте отгадать загадку!

Учитель читает загадку о маме:

«Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю в кружечку налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?»

-Мама

-Правильно! А как вы относитесь к своим мамам?



Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка— динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактический, ролевые, деловые— игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.



Предварительный просмотр:

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

4

«Школа России»

В царстве грибов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Учитель читает названия грибов. Если гриб съедобный - ученики хлопают в ладоши, если несъедобный - ученики топают ногами.

Съедобные

Несъедобные

Груздь

Рядовка

Опята

Маслята

Белый гриб

Подберезовик

Подосиновик

Шампиньон

Желчный гриб

Ложноопёнок

Бледная поганка

Мухомор

Ложная лисичка

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

«Школа России»

Кто что ест?

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Физкультминутка.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

  • когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
  • когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
  • когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

            Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

         М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

          А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».

           Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

    Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

           Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

         Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

    Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

   Структура проблемного урока:

1.Организационный момент:

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности



Предварительный просмотр:

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

«Школа России»

«Алгоритм сложения трёхзначных чисел»

III. Постановка учебной задачи

-Молодцы.

Рассмотрим примеры на доске.

+345               + 255            

  43                    464                

  775                  619                                                      

Какие ошибки допущены в записи?

-Как вы думаете влияет ли правильность записи на решение?

-Давайте сделаем правильную запись и решим пример. Что у нас получилось?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Второй пример записан правильно, но может проверим, правильно ли его решили?

-Что надо знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях?

-Значит какая тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим?

Класс

Образовательная программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

3

«Школа России»

«Птица» в технике оригами»

III. Постановка учебной задачи

-Хорошо!

-А вот какую фигурку мы будем сегодня выполнять, вы сможете назвать, отгадав загадку:

В ярких перьях всех расцветок

Он заметен среди веток,

В клетке может день—деньской

Разговаривать со мной.

До чего смешная птица!

Мы успели подружиться.

Кешу лучше не пугай!

Он домашний … (Слайд)

-Попугай

-Правильно! А кем является попугай?

-Значит какая тема нашего урока?

--Научится выполнять «птицу» в технике оригами на примере попугая.

-Как мы с вами это будем делать?