Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"
статья

Ставинская Ольга Георгиевна

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствии

с системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование деятельностных способностей младших школьников на
уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС»

Ставинская Ольга Георгиевна,

студентка ОГАПОУ «БПК»

г. Белгород

Одной из актуальных проблем начального образования, требующей своевременного решения, является развитие деятельностных способностей младших школьников. В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию [2].

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через деятельность ребёнка, его практический опыт, его эмоциональное переживание, запомнится им на всю жизнь, станет его способностью. Даже народная мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, делаю и умею».

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации [1].

В прошлом мы гордились большим объёмом фактических знаний, но в настоящем изменившемся мире – это теряет свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника [4].

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [3].

В случае, когда личностное овладение знанием из заучивания и надоедливых повторений превращается в деятельностный процесс, в процесс интенсивного умственного развития (благодаря которому возможности мышления ребёнка существенно увеличиваются), основной путь школьника к самосознанию (познанию человеком самого себя) и развитию своего интеллекта значительно расширяется. По нашему мнению, как было изложено ранее, данному явлению содействуют следующие способы организации учебного процесса: групповые формы работы, приёмы проблемного обучения, проектные методики.

Среди разнообразных средств развития деятельностных способностей младших школьников особое место занимают уроки русского языка и литературного чтения в начальных классах.

На наш взгляд, наиболее эффективными условиями для развития деятельностных способностей обучающихся на уроках литературного чтения являются:

- развитие мотивации к учению, познавательных интересов обучающихся;

- проведение развивающих учебных игр;

- организация поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы обучающихся с текстом;

- стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

- выполнение заданий эвристического характера;

- применение компьютерных технологий в учебном процессе.

Таким образом, реализация деятельностного подхода в обучении позволяет учителю развить у обучающихся деятельностные способности, которые обеспечивают воспитание в каждом ребенке самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Список литературы:

1.        Аксёнова Н.И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар.науч.конф. – СПб.: Реноме, 2016. – с. 140 – 142.

2.        Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

3.         Деятельностный метод как средство достижения новых результатов школьного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34594 (дата обращения: 09.12.2020).

4.        Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: «Соврем. слово», 2017 — 928 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения"

Доклад по данной теме можно использовать учителям начальной школы, молодым специалистам, студентам и практикантам....

Статья СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В данной статье поднимается тема развития творчества с помощью сказки, рассмотрены виды сказки и некоторые интересные методы работы на уроках литературного чтения с 1-4 класс....

Статья ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СКАЗОК

Еще одна интерпретация статьи про сказки и их влияние на развитие творческих способностей....