Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с ОВЗ
учебно-методический материал (3 класс)

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Занятия по сенсорному восприятию направлены на:

  • развитие зрительного восприятия и внимания;
  • развитие слухового внимания и восприятия;
  • развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • развитие вкусового восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся с ОВЗ

3 класс

                                                                                           

Санкт-Петербург

2015-2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа для фронтальных коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Задачей данного предмета является развитие у детей с ОВЗ процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

У детей с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный процесс к предметам и явлениям окружающего мира, не развивается без специально организованных условий воспитания ориентировочно-исследовательская деятельность. Это подтверждается проявлением неадекватного поведения таких детей с окружающими людьми. Очень часто ребёнок с ОВЗ воспринимает другого ребёнка или взрослого человека как предмет, толкает его или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве или социуме.

Актуальность: Сенсорное воспитание и развитие внимания служат основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Развитие сенсорных систем является, с одной стороны, основой для формирования у ребёнка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Развитие сенсорных систем в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действий рассматривания, вслушивания и ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Другой важной стороной развития сенсорных систем является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребёнка со словом. Соединение того, что ребёнок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более чёткими, систематизированными и обобщёнными. Развитие восприятия во всех случаях идёт от различения предметов, их свойств и отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т.е. к появлению образа-представления.

Занятия по сенсорному восприятию направлены на:

  • развитие зрительного восприятия и внимания;
  • развитие слухового внимания и восприятия;
  • развитие тактильно-двигательного восприятия;
  • развитие вкусового восприятия.

Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ, но, учитывая индивидуальный уровень развития каждого учащегося, задачи обучения и воспитания условно делятся на три уровня.

    Программа предназначена для учащихся 3 класса «Особый ребенок».

     Целью данной программы является формирование освоения учащимися систем сенсорных эталонов.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И                               ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

1 уровень.

  • Учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
  • Учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, зрительно-тактильно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.
  • Учить различать свойства и качества предметов: мягкий – твёрдый, мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, тихий – громкий.
  • Учить различать цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий) и форму (круг, квадрат, куб, шар) предметов.
  • Учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отражённой речи).
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач.
  • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности: в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

2 уровень.

  • Учить дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые, свойства, качества и отношения предметов.
  • Выделять основной признак в предметах, отвлекаясь от второстепенных признаков,
  • Формировать образы восприятия, учить воспринимать и называть предметы и их свойства.
  • Формировать поисковые способы – пробы, примеривание при решении практических или игровых задач.
  • Формировать целостные образы предметов, образы-представления о знакомых предметах, их свойствах и качествах.
  • Развивать координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно – ощупывать, зрительно-двигательно – обводить по контуру.
  • Учить передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.
  • Учить соотносить действия, изображённые на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.
  • Учить складывать картинки из четырёх частей с разной конфигурацией разреза.
  • Учить воспринимать и различать звуки окружающей действительности.
  • Развивать вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

Требования к 1 уровню.

 Дети должны научиться:

  • Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай карандаш» и т.д.          
  • Различать свойства и качества предметов: мокрый – сухой, большой – маленький, сладкий – горький, холодный – горячий и т.д.
  • Воспроизводить в отражённой речи и или показывать на картинках некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой – маленький, холодный – горячий, кубик – шарик и т.д.)
  • Различать основные цвета: красный и жёлтый, зелёный, синий.  
  • Различать геометрические формы: круг и квадрат, шар и куб.
  • Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх).
  • Складывать разрезную картинку из двух частей.
  • Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик не катится).
  • Дифференцировать звукоподражания (выбор из 2-3 предметов или картинок).

Требования к 2 уровню.

Дети должны научиться:

  • Различать свойства и качества предметов.
  • Учитывать свойства и качества предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
  • Складывать разрезную предметную картинку из 2-3 частей.
  • Выполнять группировку предметов по заданному признаку.
  • Пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач.
  • Выполнять задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, слева, справа, на, под и т.д.
  • Называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?»  –  «Лимон кислый и жёлтый»).
  • Дифференцировать звучание трёх музыкальных инструментов, реагируя на изменение звучания определённым действием.
  • Дифференцировать разные по слоговому составу слова: матрёшка, домик, кот и т.д. (с использованием картинок).
  • Выделять знакомое слово из фразы.
  • Узнавать бытовые шумы.
  • Иметь представление о разнообразных вкусовых качествах пищевых продуктов.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Развитие зрительного восприятия и внимания.

  • Дифференциация объемных форм в процессе конструирования по образцу.  
  • Понятия «высокий – низкий», «длинный - короткий». Относительность величины «больше – меньше», «длиннее – короче», «выше – ниже».
  • Использование в апликации и в конструировании по образцу и в словестной инструкции представлений о величине предметов (большой и маленький дом, высокое и низкое дерево).
  • Выбор величины из трех предложенных объектов. Соотнесение предметов по величине (три размера): «Раставь игрушки в свои домики». Использование величины в играх с дидактическими игрушками (из пяти частей): матрешки, пирамидки, кубы-вкладыши. Узнавание предметов по описанию их формы, величины, цвета.
  • Основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, коричневый, ораньжевый. Знакомство с названиями новых цветов. Нахождение знакомого цвета в окружении. Использование цвет в игре в качестве сигнала к дейстрвию (игра «Светофор»).
  • Ориентировка в помещении. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по словесной инструкции («положи на шкаф»). Воспроизведение пространственных отношений между элементами при конструировании по подрожанию, по образцу, по словесной инструкции.
  • Знакомство с понятиями «справа – слева», «далеко – близко». Воспроизведение пространственых отношений «справа – слева» по подрожанию и по образцу.
  • Соотнесение изображаемого на картинке действия с реальным. Выбор определенного действия, изображенного на картинке, из ряда предложенных картинок («Покажи, где мальчик бежит»).
  • Нахождение разницы в деталях при сопоставлении предметов (отсутствие банта у доругой куклы, наличие туфелек и т.п.). Складывание фигуры из частей, изображение собранных фигур в рисунке, запоминание изображений (лото: сначало из 2х картинок, потом из 4х).
  • Самостоятельное складывание разрезной картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.
  • Запоминание местонахождения спрятанных предметов.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

  • Бытовые шумы (шум шагов, сигнал автомобиля, дверной звонок).
  • Звуки явлений природы (шум дождя, завывание ветра, пение птиц и т.п.)
  • Дифференциация бытовых шумов и шумов природных явлений по звуковым характеристикам.
  • Отработка реакций на различные формы звуковых сигналов (на звучание дверного звонка, спросить кто пришел; закрыть кран с капающей водой; остановится на сигнал автомобиля и т.д.)
  • Нахождение данного слова в предложенной фразе.
  • Нахождение заданного словосочетания в предложенной фразе (хлопни в ладоши, если услышишь слова «красный шарик»).
  • Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре, а так же близких по звучанию.
  • Определение направления звука и его источника без опоры на зрительный анализатор.

Развитие тактильно – двигательного восприятия.

  • Восприятие на ощупь формы и величины предметов.
  • Дифференциация на ощуп предметов, разных по форме, по величине.
  • Выбор на ощуп предметов по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмета не называть).
  • Выбор предметов по кинетически воспринимаемому признаку: по материалу (деревянный – железный).
  • Выбор предметов по кинетически воспринимаемому признаку: по качеству поверхности (гладкий – шероховатый).
  • Передача в лепке величины и формы предметов и их частей после зрительно-тактильного обследования.
  • Развитие координации руки и глаза, формирования способа обследования предметов: зрительно – тактильный (ощупывать).
  • Развитие координации руки и глаза, формирования способа обследования предметов: зрительно – двигательный (обводить по контуру).

Развитие вкусовой чувствительности.

  • Восприятие целостного образа предмета по его вкусовым характеристикам (Угадай, что ты съел?)
  • Продукты питания. Разный вкус продуктов: сладкий, кислый, соленый, горький.
  • Группировка прдуктов по вкусовым признакам (2 – 3).
  • Основы рационального питания. Подбор набора продуктов, используемых для приготовления простых блюд (салат, компот, каша).
  • Проготовление простых холодных закусок на основе различных вкусовых сочетаний.
  • Адекватное обращение с пищевыми продуктами в зависимости от их температуры (горячие, теплые, холодные).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб, «Союз», 2002 г.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта). М., «Просвещение», 2003 г.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М., «Владос», 2001 г.
  4. «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.
  5. «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха» (под редакцией Михаленковой И.А.). СПб, 1999 г.
  6. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». М., 2000 г.
  7. Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). М., «Дидакт», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс

Рабочая программа  и КТП по коррекционному курсу  «Развитие познавательных способностей»  1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...

Рабочая тетрадь для занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Данный дидактический материал будет полезен учителям начальных классов и дефектологам ,работающим с детьми с ОВЗ...

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1, 2 и 3 классов с умственной отсталостью

рабочая программа для 1,2,3 классов для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза».  Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...