Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий
методическая разработка

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_11.11.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

                                                                     

 Учитель начальных классов:

Шихалёва Дарья Сергеевна

Думаю, всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких детей единицы в классе, либо совсем нет. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».
Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведется работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Важно продолжать работу по формированию орфографической зоркости на протяжении обучения.


Виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

В традиционной методике русского языка выделяют следующие виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1.Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. 
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально организованного обучения списыванию необходимо как можно раньше познакомить учеников с наиболее общими признаками орфограмм.

2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
Слабые учащиеся не всегда исполнительные, не уверенные в своих способностях, часто не усвоившие твердо буквы и графический навык, стараются запомнить написание букв зрительно. Поэтому они или не диктуют себе при письме или диктуют формально, вне связи с написанием слогов. Поэтому них не формируется орфографическая зоркость.
Вот поэтому и важно научить детей данному приему – письму с проговариванием
.


3. Комментирование (объяснение написания).
Объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить; комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка); комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака); комментированный диктант.


4. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 


5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.


6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.


7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).


8. Звуковой анализ слов.


9. Использование словарей.


10. Использование таблиц, схем.


Систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
Необходимо учитывать 
факторы формирования орфографической зоркости, а это:


1
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 
3. 
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 
4.
 Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, некоторые российские педагоги-практики предлагают детям выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендуют детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Также на уроках не стоит пренебрегать «письмом по памяти», которое предлагается авторами учебника.

    Письмо по памяти.

Письмо по памяти проводят по следующей схеме:

1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

3. Упражнение в запоминании.

4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

5. Запись.

6. Проверка.       

        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

       Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Многие российские педагоги предлагают во время проговаривания слова с орфограммами (если их несколько в слове), постукивать столько раз, сколько ошибко-опасных мест содержится в данном слове.

       «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но лучше, чтобы и тут была активность учеников. Например, один ученик в классе не знает или затрудняется в написании слова, ребята класса могут помочь ему в написании, объяснив орфограмму, помочь подобрать проверочные слова.

        Словарный диктант.

Предлагаю ознакомиться с примерами упражнений по развитию орфографической зоркости, которые предлагает учитель начальных классов Зарёвской средней школы Здебская Елена Владимировна.


Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1.Прочитай пословицу: 
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2. Предлагает составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу» 
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить). 
3. Часто проводит зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрывает, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы. 
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах 
берега, холода. 
5. Проводит различные игры. 


Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: 
рука… бере… 
лу… моро… 
зимний ле… гладкий лё…

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записывает предложения. Детям предлагает «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигают на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, можно использовать на уроках стихотворные упражнения по орфографии.

Имена, фамилии - Начинает буква 
Клички, города – Важные слова: 
Все с заглавной буквы Иванова Анна, 
Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ 
Лыжи. Мыши и ужи 
Шины, ёжики, чижи, 
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ 
С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости. 
Мягкий знак, мягкий знак , 
Без него нельзя никак! 
Станут «пенками» - «пеньки», 
«Уголками» - «угольки», 
Без него не написать. 
Тридцать, двадцать, десять, пять 
«Банька» в «банку» превратится, 
Вот, что может получиться, 
Вместо «шесть» получим «шест», 
Вместо «есть» получим «ест», 
Если будем забывать 
Мягкий знак в словах писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...

Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

Объектом  исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания....

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий.

Грамотность- это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Этот материал расскажет о том, как развивать орфографическую зоркость в процессе обучения учащихс...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...