Как развивать речь первоклассника (статья)
статья

Панькова Клавдия Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoklassnik.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Панькова Клавдия Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ Мало – Куналейская СОШ

«Как развивать речь первоклассников»

             Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё  нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника, каким- то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная работа.

        Речевое развитие детей закладывается в раннем детстве и особенно интенсивно протекает в период от 2-х до 7 лет. И всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он  удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическим конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе своей деятельности.

        Первоначально ребёнок выражает свои  чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишёнными чёткого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает интуитивно улавливать систему в языке. В его высказываниях появляются различные части речи, употреблённые в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетаниях и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования. К семилетнему возрасту, дети уже в основном должны владеть важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.

        Детская речь тесно связана с развитием мышления, она зарождается в связи с деятельностью, наблюдениями окружающего мира, речевыми контактами с взрослыми и сверстниками. Огромная роль в развитии речи принадлежит игре, чтению рассматриванию картинок.

        Однако на речевое развитие ребёнка оказывают влияние и многие другие факторы, и прежде всего особенности психического склада.

Заслуженные замечания от учителя. Упущения родителей ребёнка  в формировании его характера. Видя его неразговорчивость, родители слишком поздно задумываются над её причинами, не сразу реагируют на то, чтобы у ребёнка были более активные товарищи и хорошие собеседники, игра с которыми, безусловно, положительно повлияла бы на него. А быть хорошим собеседником – значит, не только уметь выбрать интересную тему для разговора, ясно, живо, не слишком длинно, но и не сухо излагать свои мысли. Надо также уметь слушать участников беседы, не перебивая, без скуки в лице с тактичными репликами, которые не только не помешают говорящему, но и помогут уточнить его мысль или дополнить её новыми уместным в этом разговоре фактом.

        Но, может быть, вы подумаете, что перечисленные требования относятся к взрослым скорее, чем к детям?

        Нет! Взрослым очень трудно перевоспитать, гораздо легче "хорошее" заложить в раннем детстве. Школьнику оно крайне необходимо, так как беседа большое место. Учитель пользуется ею и при объяснении "изученного", и при опросе. Поэтому – то так важно воспитать в ребёнке умного, тактичного, собеседника.

        Есть дети, у которых при посторонних появляется излишняя стеснительность, благодаря которой они как бы утрачивают дар речи. Такого ребёнка надо обязательно показать невропатологу и ни в коем случае не фиксировать его внимания на том, что он боится говорить при посторонних». Наоборот, нужно  закреплять его веру  в свои возможности вести спокойную беседу с любым человеком. ( В основном, это  те дети, которые не посещают д./сад).

        У некоторых детей есть болезненные дефекты речи: картавость, шепелявость, заикание. Не всегда родители вовремя обращаются по этому поводу к врачам- специалистам, надеясь на то, что со временем всё само по себе пройдёт. Это глубокое  заблуждение.

        К сожалению, наши дети не всегда знают, над, чем можно и над чем нельзя смеяться и… начинают дразнить больного ребёнка, в результате может плохо дело окончится для этого ребёнка, у него это может остаться на всю жизнь.

         В учебно процессе учитель проводит большую работу по совершенствованию развития детской речи, по устранению недостатков её. Но каким бы мастером ни была учительница, семья не должна, не имеет права слагать с себя обязанности по совершенствованию детской речи.

        Прежде всего, родители, постоянно обращаясь с ребёнком, должны неустанно следить за общей культурой своей и детской речи, стремиться избегать вульгаризмов, неправильных ударений, неточного употребления слов. Очень важно следить за тем, чтобы расширялся и обогащался словарный запас ребёнка. Для этого полезно систематически проверять все ли слова в книге или устной речи понятны маленькому ученику. Очень хорошо, если в семье  есть обычай пользоваться словарями, детской или другой энциклопедией.

И если уж зашла речь о каком-то слове то постарайся выяснить не только его смысл, но и обратить внимание на правильность написания.

        Лучше всего, если новое слово впервые предстаёт перед ребёнком не как некое звукосочетание или грамматическая категория, а в тесной связи с реальным образом того объекта, который оно обозначает. Поэтому старайся ребёнку всякий раз показать предмет или соответствующую ему картинку. Но не ограничивайтесь тем, что ребенок, верно, назовёт этот предмет. Пусть он укажет как можно больше и точнее разных его признаков. Например,  это – апельсин. Он круглый, большой, оранжевый, душистый, кожица у него сверху пористая, внутри белая и т.д.

        Можно, скажем, выполняя какое-либо несложное дело, играть в слова. Периодически меняя условия игры «Кто больше слов назовёт о таком – то предмете, кто больше знает слов, похожих по звучанию, но разных по смыслу, кто больше найдёт в комнате слов, начинающихся на такую – то букву…»

        Большое значение имеет то, как ваш ребёнок готовит устные уроки. Умеет ли он пересказывать своими словами или заучивает механически наизусть. Может ли он достаточно точно, но кратко передать главное содержание прочитанного.

        Может ли разделить рассказ на части и озаглавить их. Составляя план рассказа, может ли придумать несколько его вариантов.

        Всё это должно быть в поле вашего зрения. И если наметился какой-либо пробел, обратите на него внимание ученика, особо серьёзно отнеситесь к тому, чтобы ребёнок не «зубрил». В этом возрасте детская память обычно быстро схватывает всё дословно. Уметь разумно пользоваться этим свойством нужно, но ещё более важно развить творческий подход к изложению всякого учебного материала.

        Для развития речи большое значение имеет систематическое, вдумчивое чтение. Во многих семьях телевизор, компьютер стал вытеснять книгу. Это очень нежелательное явление. Культура чтения тесно связана и с устной и с письменной речью ребёнка.

        Пусть в вашей семье будет добрая традиция – чтения вслух, в котором участвуют все члены семьи, но более других -  маленький школьник. Обычно в младшем школьном возрасте устная речь резко опережает письменную. То, что ребёнок без труда рассказал, ему нелегко записать. Преградой является и техника письма и сознание того, что он может сделать много ошибок.

        Нередко можно наблюдать, как ребёнок, только что  получивший пятёрку за очередной диктант, пишет дома записку маме, делая ошибки в тех же словах, которые он грамотно написал в классе.

        В чём тут дело?

Дома психологическая установка маленького школьника на то, что надо писать без ошибок, утрачивается.

Как же бороться с этой бедой?

Школа тут одна бессильна. Важно, чтобы родители были постоянно начеку. Ребят надо упорно и настойчиво приучать к самоконтролю и давать им возможность постоянно упражняться в свободном письме. Это может быть переписка с родственниками и товарищами, ведение дневника читателя.

        Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

        Во-первых, что требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому и другим, когда он построен на знании фактов. На наблюдениях, когда в нём высказываются обдуманные, невыдуманные переживания  (или воображаемые картины – мы, разумеется, не против сказки, особенно в начальных классах). Приучить детей говорить только содержательно – очень важная наша задача.

         Во – вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

        Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. её соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

        Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

 

Задачи и пути развития речи младших школьников

Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе. В речевое развитие младший школьник возраста от 7 до 10 лет, а теперь и от 6 лет входит появление форм внутренней речи, осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического стоя), овладение письменной речью, понятие о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога.

        Условия, без которых речевая деятельность невозможна:

  • Потребность высказываний;
  • Наличие содержания материала;
  • Вооружение средствами языка (словарный запас)

т.е.  хорошая речевая среда.

В развитии речи отчётливо выделяются три направления:

1) Работа над словом (лексический уровень);

2) работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

3) работа над связанной речью (логика)

Элементы развития речи вплетаются в канву к/урока (не только по русскому языку, но и природоведению, математике, труду, изо, во-внеклассных мероприятиях).

Виды речи – зависят от задач, высказываний и от ситуации, от крика о помощи,  до выступления на митинге, от лаконичной телеграммы до многопланового романа, от ответа ученика на уроке до научного сообщения.

Речь внешняя – облечённая в звуки или графические знаки, обращённая чаще всего к другим. И внутренняя – это мысленная обращена как бы к самому себе.

Внешняя речь – бывает:

Монологическая и диалогическая.

Искусственным, школьным вариантом диалога является беседа учащегося с учащимся, между учащимися.

Монолог – пересказ прочитанного или услышанного, рассказ по картине, рассказ на основе наблюдений.

Требования:

Содержательность

Логика

Точность

Богатство языковых средств

Ясность речи

Выразительность

Чистота (отсутствие лишних слов, правильность) (соответствие с литературными нормами)

Работа над словарём

Обогащение словаря, уточнение словаря, активизация.

Устранение нелитературных слов (диалект, просторечные, жаргонные слова)

Работа над синонимами, антонимами, многозначительных слов (идет) образования других частей речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивая речь - развиваем личность

В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....

Статья. "Формирование положительной мотивации у детей при изучении русского языка ( развиваем речь играя).

Тесная связь литературы и русского языка поможет творческому развитию детей....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....

Развиваем руку-развиваем речь

Советы логопеда по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей....