Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками
статья

МО учителей начальных классов

Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» станицы Советской

Доклад на тему:

«Использование активных методов обучения

при работе с младшими школьниками»

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 3» станицы Советской

Бузиной Любови Георгиевны

  Март,  2021 год

     В условиях ФГОС необходимо научить ребенка самостоятельному получению знаний.

     Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации - освоение знаний не произойдёт.

Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. (Сухомлинский В.А.)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимися

10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

90% - если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов

Особенности активных методов обучения:

  • использование системно - деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
  • групповая форма организации работы участников учебного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность учебного процесса;
  • систематическое включение в работу диалога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

      Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций, кинофильмов и диафильмов.

Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы, проекты.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.


 Методы начала урока:


    Такие методы, как «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями»  эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
     
Нетрадиционное начало урока  –  эмоциональный настрой на урок (цитата, костюмированное появление, видеофрагмент, музыкальное вступление, ребус, загадка, анаграмма, перестановка букв в слове).
 

Метод  «Поздоровайся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.


 
Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

«Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

Проведение: учащиеся под музыку передают (дарят ) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: « Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»
 

Метод «Встреча»

Цель: определение настроения каждого и группы в целом.

Класс становится в круг. Каждый по очереди делает шаг вперёд и делает какое-нибудь движение или жест, принимают ту или иную позу, выражая отношение к своему имени в данный момент. Остальные пытаются выяснить, какие чувства испытывает данный участник игры.

Методы выяснения  целей, ожиданий и опасений:

Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», «Вместе построим дом» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Метод «Вместе мы построим дом»

Цель: Ученики самостоятельно формулируют свои ожидания, узнают ожидания других, наблюдают за учебным процессом.

Участники мероприятия описывают свои ожидания на листиках – брёвнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома, как только ожидание исполняется, брёвнышко перемещается на свободное в макете дома место. Если к концу урока дом построен, то учитель правильно организовал учебный процесс.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
 

Метод «Что у меня на сердце»

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

 

«Список покупок»

Участники определяют предпочитаемые цели работы.

Учащиеся составляют что-то в виде «списка покупок», в котором записано всё то, что хотят сделать на уроке и изучить.

Метод « Песочные часы»

Учитель ставит по очереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: « Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»


 Методы п
резентации учебного материала:


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал. Такие методы, как  «Кластер», «Мозговой штурм», «Синквейн»  позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

Использование форм интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «дебатов».

Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка).

Например:

        Сколько рогов у двух коров?

        Что находилось у Красной Шапочки в корзинке?

        Что стоит между окном и дверью?

        Сколько букв в алфавите?


«Синквейн» - изучение словарных слов. 1 строка- слово, 2 строка – 2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – предложение со словом, 5 строка- синоним, антоним.

«Кластер» схема важных понятий новой темы, который выстраиваем вместе с детьми в процессе изучения новой темы, помогает при выполнении домашнего задания и опросе.

«Мозговой штурм». На доске записана тема урока. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты, записываем на доске. Постепенно исчезают «белые пятна»; дети осознанно запоминают новое, метод способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. Каждый ребенок может высказать свое мнение, и с ним соглашаются или нет члены коллектива. При этом немаловажную роль играет умение ребенка слушать.

«Разлетевшиеся шары»

На доске на писаны слова с пропущенными орфограммами, а справа за чертой находятся разноцветные шары с написанными на них буквами. Учащиеся выходят к доске, находят нужный шар и прикрепляют его к слову.

«Грамматическая  эстафета»

На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.

Учащиеся делятся на 3 команды , по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму.

Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.

 «Узнай себя»

Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.

«Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.

Мини-интервью

Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».

Методы организации самостоятельной работы:


При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Творческая мастерская» или «Твори совместно» применяется на обобщающих уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии. На уроке или к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, готовят поделки. Возможно деление на группы, индивидуальная работа или предварительная индивидуальная работа с последующим превращением в единый классный проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.


Метод «Ищем клад»

Этап урока: проработка содержания темы.

Количество участников: весь класс.

Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.

Продолжительность проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.

Методы релаксации:


Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь, воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно.

Земля.  Ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться», ученики  начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода.  Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в воде.
 

     Упражнение: «Экспресс – портрет»

Цель: закрепить изученный материал, умение описывать, обобщать, активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую активность, фантазию; расширять словарный запас, письменную речь; умение работать в группе.

Оборудование: листочки для записей, коробочки (по количеству групп), наборы картинок (по количеству групп).

Проведение: класс делится на 3-4 группы. Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: природные зоны, сообщество и т. д. «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.
 

Упражнение «Словотоки»

Цель: повторение и запоминание полученной информации, способ выучивания терминов, развивать навыки общения, способы получения информации, расширять словарный запас.

Оборудование: цветная бумага, карточки двух цветов, карточки-обманки,

Проведение: учитель раздаёт всем ученикам карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны словарные слова, которые были изучены, на карточках другого цвета – значения этих слов. Учитель обязательно готовит и карточки-обманки! По сигналу учителя ученики отправляются в «плавание»: ищут пару для своего слова или для своего значения слова. Как только нашли, садитесь на место и держите свою карточку при себе. Через определенное время начинается оглашение результатов. По очереди ученики читают слово и показывают свою пару, которая тоже читает свою карточку. Ученики корректируют неправильные ответы. В конце ученики аплодируют друг другу за правильно выполненную работу.

 

Упражнение «Проблемы»

Цель: составление плана работы над темой.

Группы: участники каждой группы

Оборудование: листы бумаги для каждой группы

Проведение: каждая группа на листке бумаги за определенное количество времени пишет свои идеи на вопрос, например: «Какие животные могут жить в горах?», «Когда человеку бывает плохо?». Пишут не менее 4-5 пунктов. Теперь сомкните бумажки и киньте их в другую группу. Пусть покидают бумажки в течение минуты. В итоге в каждой группе должно оказаться по одному комочку. Теперь по очереди зачитывают, что написано на бумажках, которые попали в группу. Учитель записывает это на доске. Подводим итоги, когда же человеку бывает плохо.

 

Игра «Композиция»

Цель: в игровой форме разделить детей на группы.

Оборудование: карточки для каждого ученика с картинками сказочных героев.

Проведение: учитель заранее готовит карточки с картинками и записанными названиями персонажей из сказок: 1поросенок, 2 поросенок, 3 поросенок, волк; бабка, дедка, внучка, Жучка; Колобок, заяц, волк, медведь, лиса и т.д. Ученики, получив карточки, находят свою группу.

Методы подведения итогов:

«Ромашка» (отрывают лепестки и отвечают на вопросы по изученной теме),

«Микрофон» (дети берут в руку ми микрофон и говорят, что понравилось, что нет, где было интересно или трудно)

«Мудрый совет» - Ребенок пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока. Совет записывается (анализируется) – парой за партой. 

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Дети делятся на группы, встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

    В заключении хочу напомнить притчу: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

     В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети уходили с урока с запасом знаний и точно знали, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять активные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...

Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....

Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, напр...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...