Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях дистанционного обучения
учебно-методический материал

Пискунова Ирина Анатольевна

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, стало необходимо проводить  занятия дистанционно или в онлайн-формате (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для обучающихся видеоуроков, обучающие презентации и др.) При этом все цели, задачи и содержание занятия должно быть выполнено в полном объёме, как при очном занятии. Но реализовывались они уже другими, специфичными, способами, обусловленными возможностями современных информационных технологий и использования ЦОР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc52 КБ
PDF icon moya_prezentatsiya.pdf475.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в коррекционном процессе учителя-логопеда в условиях

дистанционного обучения

учитель-логопед – Пискунова И.А.

Раньше для меня, как для учителя-логопеда дистанционная работа была невозможна. Но, как говориться, «никогда не говорите – никогда».

Новые реалии жизни поставили педагогов и обучающихся в новые, немного необычные условия взаимодействия. Другими словами, мы были вынуждены проводить свои занятия дистанционно или в онлайн-формате (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для обучающихся видеоуроков, обучающие презентации и др.) При этом все цели, задачи и содержание занятия должно быть выполнено в полном объёме, как при очном занятии. Но реализовывались они уже другими, специфичными, способами, обусловленными возможностями современных информационных технологий и использования ЦОР.

Коррекционная работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Их применение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий при необходимости многократного повторения материала.  Мультимедийность электронных ресурсов  повышает заинтересованность и познавательную активность детей. Полисенсорный характер их воздействия активизирует компенсаторные механизмы, так как позволяет задействовать сохранные анализаторы, что способствует повышению результативности коррекционной работы.

Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

Техническое оснащение нашего образовательного учреждения позволяет использовать возможности интернета в режиме онлайн – работы: игры, упражнения, тесты, тренажеры и др.

LearningApps - бесплатный сервис для создания логопедических игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн-сервисов, которые используют в своей работе педагоги.

Преимущества:

  • сервис русифицирован;
  • регистрация на сайте требуется только для создания собственных упражнений;
  • позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр;
  • позволяет использовать чужие упражнения как шаблон для создания своих;
  • интуитивно понятный интерфейс и простое создание упражнений;
  • полностью бесплатный;
  • позволяет делиться упражнениями: упражнения встраиваются в блог, можно поделиться ссылкой с учеником и распространить упражнение в социальных сетях, можно использовать QR Code;
  • скачать упражнение в формате SCORM и вставить его в систему дистанционного обучения (например, Moodle);
  • создавать классы и мониторить как ученики проходят упражнения (прошел/не прошел)

Опыт работы показывает целесообразность объединения всех видов онлайн - заданий в интерактивные блоки. Широкие возможности для тематической группировки интерактивных  ресурсов предоставляет  создание логопедических онлайн - альбомов.  В альбомах разработаны и систематизированы интерактивные упражнения по шаблонам приложения Web 2.0 LearningApps.org. Данные шаблоны являются интерактивными модулями, которые легко включить в содержание коррекционной работы, их можно создавать или изменять в оперативном режиме.  Обучающиеся выполняют  задания в онлайн – режиме  на сайте http://learningapps.org/.

  1. Викторина и викторина с выбором правильного ответа, представляющие собой иллюстрированные вопросы с мультимедийным контентом (например, тренажер «Лесные животные.  Буквы а-я после согласных» http://LearningApps.org/watch?v=pf03mfox301).
  2. Пазл «Угадай-ка» - в одном пазле даются различные группы заданий, при каждом правильном выборе ответа открывается часть основного изображения или видео (например, игра «Дюймовочка. У-Ю» http://LearningApps.org/view743585).
  3. Классификация 1 - поможет создать от 2 до 4 групп, которые затем должны быть соотнесены к элементам (например, игра «Убери игрушки. Звуки Р-Р`» http://LearningApps.org/view748525).
  4. Классификация 2 - поможет формировать различные категории и классифицировать картинный, видео или аудио материал в соответствии с ними (например, игровое упражнение «Отправь письма. Звуки Л-Л`» http://LearningApps.org/view748339).
  5. Скачки - предусмотрена индивидуальная (с компьютером) и коллективная (до 6 игроков) игра,  осуществляется выбор из 4 ответов,  при правильном выборе лошадь игрока продвигается к финишу (например, игра «Кто быстрее? У-Ю» http://LearningApps.org/741983).
  6. Кроссворд - предусмотрено впечатывание слов в сетку кроссворда, возможны задания в виде загадок, вопросов, подбора антонимов и т.д. (например, кроссворд «Буквы А-Я» http://LearningApps.org/view757196, кроссворд  «Скажи наоборот» http://LearningApps.org/view758442).
  7. Соответствия в сетке -  карточки (картинки, текст, видео, аудио) в сетке должны быть соотнесены, необходимо перетащить карточки из верхней части к соответствующим карточкам в нижнюю часть (например, тренажер «Какая буква пропущена?» http://LearningApps.org/view755317).

Во всех модулях предусмотрены автоматический контроль (во время выполнения поступают сигналы о неправильных и правильных действиях, предоставляется возможность исправить ошибку), итоговая самопроверка.

Разноуровневый характер заданий позволяет максимально индивидуализировать логопедическое воздействие, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному коррекционно - образовательному маршруту, разработанному в соответствии со стартовым уровнем и потенциальными возможностями развития речи.

В современных реалиях незаменимыми помощниками учителя-логопеда становятся интерактивные онлайн-игры. Много таких игр можно найти на сайте Мерсибо - https://mersibo.ru/ - при регистрации доступно 287 игр развивающие онлайн-игры, с помощью которых можно провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь.

Так же для автоматизации поставленных звуков удобно использовать сервис Яндекса "Легко сказать"- https://yandex.ru/alice/legko-skazat детский тренажёр для развития речи в Яндекс. Просто надо сказать: «Алиса, запусти навык «Легко сказать».
Выбирайте персонажа, а дальше он сам всё объяснит. Занятия бесплатны и проходят в игровой форме. Здесь у каждого звука есть свой герой-Фиксик. Вместе с ним легко отрабатывать заданный звук. Песни для автоматизации звуков написаны детскими поэтами и популярными артистами по методике, составленной опытными учителями-логопедами.

http://www.logozavr.ru/ - компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе.

Логоудалёнка  - https://vk.com/club193475174  сайт для учителей-логопедов, на котором можно найти информацию по организации дистанционного и электронного обучения детей.

Так же в своей работе я использовала сайт интернет урок https://interneturok.ru/. На этом сайте можно подобрать видеоуроки по изучаемым темам.

 И подборку видеоуроков по изучаемым темам на видеохостинге «YouTube» - https://www.youtube.com/ 

Важно, чтобы использование ЦОР было дозированным, осуществлялось в соответствии с требованиями СанПиН, сочеталось со словесными методами и приемами обучения:

  • структура занятия может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее.
  • рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка;
  • тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей;
  • организация с родителями обучающихся чата для оперативной связи: вопрос-ответ.

Подводя итог первого опыта дистанционного применения ЦОР в своей работе, могу сказать, что опыт интересный. Конечно, онлайн занятия, занятия в записи лично для меня не могут быть конкурентами живому общению с ребенком, но, в качестве дополнительных услуг, они могут быть очень даже продуктивными и полезными.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Об использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе...

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

РАОП_ Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВЫХ   ПЛАТФОРМ: «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК»  «РЭШ»  «GLOBALLAB&ra...

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы Яндекс.Учебник.

Мастер-класс_Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе на примере цифровой платформы  Яндекс.Учебник....

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР

quot;Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР»...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе обучающимися с ТМНР

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности с детьми с ТМНР...