Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_rap_izo_4_kl._slepye.docx645.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания

Министерства образования и науки Ульяновской области  

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 91»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________ Ю.А. Николаева

«           » августа  2019 г.

Протокол методического совета № 1

от «         »  августа  2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

__________ В.А. Куприянов

«        »                   2019 г.

Приказ №        от «     » августа  2019 г.

Протокол педсовета  № 1

от «       » августа   2019 г.

Адаптированная рабочая  программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство. Тифлографика»

для слепых обучающихся

                                     4 а класса

на 2019 – 2020 учебный год

РАССМОТРЕНО:

Заседание МО

Учителей, классных  руководителей,

воспитателей начальных классов

Руководитель МО_______ Л.Ю. Башкатова

Протокол №1 от «        » августа  2019г.                                          

Составитель:

Аратова Галина  Борисовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                           Ульяновск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая  программа по учебному предмету «Изобразительное искусство Тифлографика» составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся, на основе  программы Неменского Б.М, Неменской Л.А., Горячевой Н.А., Питерских А.С. «Изобразительное искусство» - М.: Просвещение, 2016, учебника « Изобразительное искусство» 4 класс Неменского Б.М, Неменской Л.А., Горячевой Н.А., Питерских А.С.  - М.: Просвещение, 2017 ,с учётом учебного плана ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91».

            Цель учебного предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика»— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.  

             В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .

              Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения

               Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической,  деятельностной  форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях .    

              Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

              Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по- вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Общая характеристика учебного предмета

               Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.  

                 Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  •  изобразительная художественная деятельность;
  •  декоративная художественная деятельность;
  •  конструктивная художественная деятельность.

               Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие слепых  обучающихся  в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

               При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

           Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

         Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

           Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.  

            Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.  

            Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

          Особым видом деятельности слепых обучающихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.  

        Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

           Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

         Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

           Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

              Тема 4 класса — «Каждый народ-художник  (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли».

            Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература,  помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

           Программа «Изобразительное искусство Тифлографика» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

          Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

                 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

                  Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                 На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

                Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

                  Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.    

                  Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91» на изучение предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» в четвёртом  классе отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

                Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

              Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

            В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого   мироотношения.

                 Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение  искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

                 Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

          Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

         Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

                  Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение  слабовидящими обучающимися 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

                                                     

                                                        Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться  образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства,формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,  зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
  • Обучающиеся   овладеют умениями и навыками  восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  •  научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,  используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство. Тифлографика» в 4 классе

Каждый народ-художник

(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли

(34ч)

                Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.

Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

          Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

                                                   Истоки родного искусства (19 ч)

           Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.

        Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

       Пейзаж родной земли.  Деревня — деревянный мир Красота человека Народные праздники

(обобщение темы)

                                                     Древние города нашей земли (15 ч)

         Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

      Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины защитники. Новгород. Псков, Суздаль, Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах(обобщение темы).

                                             

Тематическое  планирование

Наименование разделов

Всего часов

Контрольные

работы

Искусство вокруг нас

34 ч

I

Истоки родного искусства

19ч

1-2

Пейзаж родной земли. Обкалывание  листьев клёна и дуба    с использованием трафарета. Раскрашивание листьев карандашами.

2

3-4

Красота природы в произведениях русской живописи. Обкалывание листьев берёзы и рябины   по трафарету (украшение деталями из пластилина).

2

5-7

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы. Обкалывание деревенского дома по трафарету. Лепка контура деревенского дома  из пластилинового жгута.

3

8-9

Деревня - деревянный мир. Изображение различных видов изб и сельских построек. Обкалывание деревенского дома по трафарету. (плоскостная лепка).

2

10-11

Русская красавица Изображение женского и мужского образа в народном костюме. Обкалывание женского образа в народном костюме (плоскостная лепка)

2

12-13

Образ русского человека в произведениях художников. Обкалывание мужского  образа в народном костюме (плоскостная лепка)

2

14-16

Календарные праздники. Изображение календарного праздника. Декоративное рисование листка отрывного календаря к новогоднему празднику. Обкалывание маски. Украшение  маски блёстками, лентами.

3

17-19

Народные праздники. Изображение народного праздника (ярмарка). Выкладывание контура народного костюма пластилином (жгут, шарик, плоскостная лепка).

3

II.

Древние города нашей земли

15

20-21

Родной угол. Изображение сторожевых башен. Обкалывание башни. Работа с пластилином.

2

22-23

Древние соборы. Изображение макета собора. Обкалывание макета собора. Работа с пластилином.

2

24-25

Города русской земли. Рисование одного объекта города: крепостная стена, сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба. Обкалывание сторожевой башни. Работа с пластилином.

2

26-27

Древнерусские воины-защитники Изображение богатыря-воина-защитника. Обкалывание. Работа с пластилином.

2

28-30

Золотое кольцо России. Рисование одного объекта города: крепостная стена, сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба. Изображение дворца-терема. Обкалывание. Работа с пластилином.

3

31-32

Узорочье теремов. Интерьер боярского терема Изображение витых колон. Обкалывание. Работа с пластилином..

2

33-34

Праздничный пир в теремных палатах. Основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна, стол, лавки и др.). Обкалывание стола. Работа с пластилином.

1

Итого:

34

Учебно-методическое

и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия для учителя

  1. Рабочие  программы. 1-4 классы. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.   М.: Просвещение, 2016.
  2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 3 класс. – М.: ВАКО, 2017.
  3. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2015.
  6. Степанчук З.А., Степанчук О.А. изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности школьников. - Волгоград: Учитель, 2016.
  7. Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 2017.
  8. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2017.
  9. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.
  10. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку //Методические рекомендации. – М., 2016.

                                  Дидактические материалы

  1. Гербарий растений.
  2. Макеты, трафареты «Животные».
  3. Макеты, трафареты «Рыбы».
  4. Макеты, трафареты «Птицы».
  5. Макеты, трафареты «Насекомые».
  6. Трафареты «Деревья».
  7. Трафареты «Цветы».
  8. Рельефные иллюстрации к сказкам.
  9. Загадки об овощах и фруктах.
  10. Инструкции по технике безопасной работы с различными инструментами и материалами.
  11. Образцы аппликаций по темам.

Учебно-практическое оборудование

  1. Набор инструментов для работы с различными материалами:
  • ножницы,
  • ластик,
  • кисточки,
  • баночка,
  • стеки,
  • доски для лепки.
  1. Наборы материалов:
  • альбом,
  • цветные карандаши,
  • фломастеры,
  • краски,
  • палитра,
  • пластилин,
  • подкладная клеёнка,
  • клей,
  • бумажные салфетки,
  • цветная бумага,
  • картон,
  • листья.
  1. Наборы шаблонов для изготовления изделий.
  2. Стилизованные игрушки.
  3. Новогодние игрушки (шарики, колокольчики, сосульки).
  4. Наборы муляжей «Овощи и фрукты».
  5. Натуральный букет из листьев.
  6. Натуральные предметы (фрукты и овощи).
  7. Натуральные предметы (платки, кувшины, полотенца, варежки, кружева, вышивки).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы).

Технические, специальные и оптические тифлосредства

реабилитации слепых обучающихся

  1. Ноутбук с программным обеспечением «JAWS».
  2. Тифломагнитофон.
  3. Принтер Брайля.
  4. Прибор для рельефного рисования «Школьник».
  5. Комплект пленок к прибору «Школьник».
  6. Прибор «Графика».
  7. Грифель для письма по Брайлю.

Приложения

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  2. Календарно – тематическое планирование

Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru

2. Видеоуроки; тесты; презентации; поурочные планы.

http://videouroki.net/

3.Школа онлайн России. Методические материалы; презентации, разработки уроков и внеклассных мероприятий; рефераты; каталог сайтов учителей, учеников и образовательных учреждений России.
http://shkolaonlain.ru

4. Я - учитель: интернет-сообщество педагогов.

Методические материалы, разработки уроков, тематическое планирование, рабочие программы, тесты, задачи, контрольные работы, презентации, задания олимпиад, развивающие игры:

http://ya-uchitel.ru

Приложение 1

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, согласованы между собой все компоненты изображения,  выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

                Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству

                 Проверочная работа №1 по теме «Истоки родного искусства»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                                                       

    Прочитай задание. Выберите правильный ответ (найди соответствие).

А)  отапливаемый жилой крестьянский  дом                   1)  наличник

Б)  столб, опора для перекрытия                                        2) акрополь

В)  украшенное обрамление окна                                      3) изба

Г)  укрепленная часть древнегреческого города              4) колонна

                                                                                                                                             

        Рассмотри  репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.        

 

 Живопись    Графика    Скульптура    Архитектура    ДПИ  

     

       Рассмотри  репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким жанрам изобразительного искусства они относятся. Запиши рядом с названием жанра номер репродукции, относящийся к жанру.

пейзаж               портрет                анималистический

натюрморт        бытовой жанр        

                                                                                                                                     

       . Рассмотри предложенные репродукции картин  известных художников. Определи, какие цвета – теплые или холодные – преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком   преобладающие цвета; б) кратко опиши настроение, передаваемое картиной.

Автор и название картины

Какие цвета преобладают

в картине

Какое настроение хотел передать художник

И.И. Левитан

Золотая осень

           теплые

холодные

Н.К. Рерих

Горы

        теплые

         холодные

И. Шишкин

Дебри

        теплые

         холодные

                               ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

             Рассмотри предложенную репродукцию картины Б. Кустодиева

«Праздник в деревне».  Определи  тему  картины  и  средства художественной  выразительности,  использованные  художником для  раскрытия  темы.  Запиши.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                             Ключ (правильные ответы и количество баллов)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная  часть работы –обязательные для выполнения задания

№ задания

Ответы

Оценивание

1.Прочитай задание, найди соответствие

А)  -   3            

Б)  -   4                                          

В)  -   1                                  

Г)  -   2                                

Правильно определено не менее 3

2. Рассмотри  репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду

Живопись-1

Скульптура-3

Архитектура -4

Графика-2

ДПИ-5

Правильно определено не менее 3 репродукций

3. Рассмотри  репродукции, расположенные на доске. Определи, к каким жанрам изобразительного искусства они относятся. Запиши рядом с названием жанра номер репродукции, относящийся к жанру

 Портрет -1

 Натюрморт- 2

Анималистический -3

Пейзаж-4

Бытовой -5

Правильно определено не менее 3 репродукций

                                                                                                           

4. . Рассмотри предложенные репродукции картин  известных художников. Определи, какие цвета – теплые или холодные – преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком   преобладающие цвета; б) кратко опиши настроение, передаваемое картиной.

Тема картины – русские народные праздники.Деревенский праздник (Осенний сельский праздник). 1914 - Кустодиев

Для раскрытия темы художник использовал следующие средства:

1)композицию (пляшущие люди находятся почти в центре, гармонист слевой стороны; 2)контраст: теплые цвета преобладают над холодными;

3) ритм ( движения передается движением фигур)

Правильно названа тема картины и средства художественной выразительности, использованные художником для раскрытия темы без уточнения

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дополнительная часть работы – не обязательные для выполнения

5. Рассмотри предложенные репродукции картин  известных художников. Определи, какие цвета – теплые или холодные – преобладают в картине и как они помогают понять, какое настроение хотел передать художник. Заполни таблицу: а) укажи знаком   преобладающие цвета; б) кратко опиши настроение, передаваемое картиной.

Учащийся определяет  преобладающие цвета и высказывает предположение  с какой целью художники используют в своих  картинах  основные  и  составные,  теплые  и  холодные  цвета

Правильно определены цвета, преобладающие в картинах, высказано предположение о настроении, которое хотел передать художник с помощью цвета.

                     Проверочная работа  №2 по теме «Древние города нашей земли».  

                                                             

  1. Знаменитый художник пейзажист, воспевающий красоту русского леса в своих произведениях:

А) И. Шишкин

Б) И. Левитан

В) А. Саврасов

  1. Ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец. Венец укладывают на венец и вырастает…

А) изба

Б) дворец

В) клеть

  1. Длинное выдолбленное бревно, закрывающее стык скатов крыши, называется:

А) причелина

Б) конь-охлупень

В) лобовая доска

  1. К элементам конструкции деревянного шатрового храма не относятся:

А) «четверик» и «восьмерик»

Б) «шатер» и купол-луковка

В) арки и своды

  1. Сторожевые башни древних крепостей называли:

А) ворота

Б) вежа

В) городня

  1. Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это…

А) арка

Б) свод

В) закомары

  1. Центральная укрепленная часть древнерусского города называется:

А) посад

Б) кремль

В) торг

  1. Знаменитый храм Покрова на Нерли находится:

А) во Владимирской области

Б) в Новгородской области

В) в Подмосковье

  1. Самый главный и большой собор Московского Кремля:

А) Успенский собор

Б) Дмитриевский собор

  1.  Глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором называется:

А) витраж

Б) мозаика

В) изразец

  1. Японский храм называется:

А) пагода

Б) чум

В) юрта

  1. Традиционная одежда японцев:

А) хитон

Б) туника

В) кимоно

  1. Столб, опора для покрытия; состоит из базы, ствола и капители:

А) колонна

Б) колокольня

В) минарет

  1. Главный храм Акрополя в Древней Греции, посвященный деве Афины, назывался:

А) Эрехтейон

Б) Парфенон

В) Пропилеи

  1. Громадный собор, устремленный к небу, с ажурными стенами и стрельчатыми арками, располагавшийся в центре средневекового города Западной Европы называется:

А) Ионическим

Б) Готическим
В) Дорическим

Ответы:

1 - А

4 - в

7 - Б

10 - В

13 - А

2 - В

5 - Б

8 - А

11 - А

14 - Б

3 - Б

6 - А

9 - А

12 - В

15 - Б

                                                                                                                       

                                                                                                                                  Приложение 3

Мониторинг

отслеживания предметных результатов

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

 

Дата

№1

№2

Предметные результаты

Ф.И. обучающегося

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Кол-во  человек

Успеваемость %

Качество  знаний %

СОУ %

                                                                                                                  Учитель: Г.Б.Аратова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.  ...

Адаптированная программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для обучающейся 4 класса (VIII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....

Календарно - тематическое планирование к адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ по учебному предмету "Изобразительное искусство". 1 класс.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство для 1 класса школы VIII вида с нагрузкой 1 час в неделю....

Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Изобразительная деятельность» обучающихся 1 класса (групповые занятия) учителя изобразительного искусства Паршенковой Е.В. на 2021-2022 учебный год

       Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана  по предмету «Изобразительная деятельность»  на основе: Федерального государств...

Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся - 5 класс (вариант 3.3)

Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся (вариант 3.3)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающ...