Тема: Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.
статья

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_formy_i_metody_obucheniya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Педагогические чтения:

«Панорама методических идей и педагогических достижений»

Тема:

Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.

Подготовила:

Учитель начальных классов

 Ушмунской СОШ.

 Швецова М.И.

2021год

Швецова М.И.

Учитель начальных классов. Ушмунской СОШ.

Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.

«Тот, кто обращается к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»

(Конфуций)

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?

Актуальность проблемы: Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время в связи с переходом на новый государственный стандарт. Школьник должен понимать, что учёба - это труд и труд не из лёгких, кроме того, те знания, которые он приобретает в школе, помогут ему адаптироваться в жизни. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Проблема: Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени, и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

Причина проблемы: Дети любопытны. Внимание падает, когда школьникам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».

Темой моей работы сегодня является нестандартные формы и методы проведения уроков.

Признаки нестандартного  урока:

Нестандартная форма этого урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников.

Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Польза нестандартных уроков

  1. Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  2. Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  3. Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  4. Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Типы нестандартных уроков:

  • 1.Уроки - деловые игры,
  • 2. уроки - пресс- конференции,
  • 3.уроки- соревнования
  • 4.Уроки типа КВН
  • 5.Уроки творчества
  • 6.Уроки- аукционы
  • 7.Уроки-зачеты
  • 8.Уроки - творческие отчеты
  • 9..Уроки- конкурсы
  • 10.Уроки- обобщения
  • 11.Уроки- игры
  • 12.Уроки - ролевые игры
  • 13.Уроки- конференции
  • 14.Уроки- экскурсии
  • 15.Уроки – игры «Поле чудес».

Это часть игровых уроков, которые, по моему мнению, лучше всего можно использовать для решения главных задач на уроках развитие у детей индивидуальных способностей, а так же умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике. Любая технология обладает средствами, которые активизируют деятельность учащихся. Я думаю, что дети всегда остаются детьми, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

 Как говорил Л.Н. Толстой «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
                                                                                                               

 Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность, как один из путей развития познавательных интересов учащихся.

Игра органически присуща детскому возросту и, при умелом руковдстве со стороны взрослых, способна творить чудеса....

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС

       Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционн...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...

«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...