Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
статья

Шавкун Анастасия Вячеславовна

Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_obchenie._statya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное обучение и воспитание  детей с особенностями психофизического развития.

Шавкун А.В., студентка 4 курса

(г. Витебск, ВГУ имени  П. М. Машерова)

Научный руководитель – Корнилова О.В., старший преподаватель кафедры коррекционной работы

Эволюция отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями во многих странах сейчас проходит период от изоляции к интеграции.

В отечественной теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия «интеграция», «интегрированное обучение», «дифференциация», «дифференцированное обучение». Сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, разрабатывались такими учеными, как Л.С. Выготский, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёв, В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, Н. М. Назарова, Е.Г. Речицкая, Н.В. Цукерман, Шедько Е.А., Шевчук Л.Е., X. Мюллер-Колленберг и др [1].

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Л.С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования.

Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения [2].

Процесс интеграции затронул практически все мировые образовательные системы. В 1990-е годы в стране появились новые формы и модели обучения, ориентированные на интеграцию детей с особенностями психофизического развития  в среду их нормально развивающихся сверстников. Причем если на начальных этапах этого пути формировался вариант социальной интеграции, при которой основное взаимодействие детей с разным уровнем психофизического развития осуществлялось во внеучебных формах общения, то в дальнейшем появились различные модификации модели социально-образовательной интеграции. Данная модель предполагает не только социальное партнерство, но и различные варианты совместного получения образования на всех ступенях обучения и воспитания детей.

Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашем государстве с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблему гуманизации общества, необходимость осознания того, что человек – важнейшая ценность и забота о нем – главная задача демократического государства, предусмотренная нормами международного гуманитарного права.

Сегодня дети с особенностями психофизического развития  могут получить психолого-педагогическую помощь как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте, но особую актуальность приобретает опыт оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, то есть в условиях социально-образовательной интеграции, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроках.

  Под социально-образовательной интеграцией понимают особую педагогическую систему, которая, во-первых, принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития; во-вторых, имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся предметно-развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду; в-третьих, обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родительской общественностью, так и со специалистами иных (не только образовательных) министерств и ведомств, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся в социуме [3].

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития

Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.

    В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.

   Цель интегрированного обучения:

•        способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.

   Задачи интегрированного обучения:

•        освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;

•        исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;

•        обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;

•        создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;

•        формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;

•        формирование позитивно ориентированной личности;

•        профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

   Классы интегрированного обучения и воспитания:

•        полной наполняемости;

•        неполной наполняемости.

   Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

•        не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

• не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

• не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития [4].

Ученые, занимающиеся вопросами интеграции, выделяют некоторые проблемы в условиях интегрированного обучения. Проблема первая: в классах интегрированного обучения есть «социально изолированные» ученики, находящиеся в самоизоляции.

Имеет место скрытая дезадаптация. Это свидетельствует о необходимости проведения в сотрудничестве с психологом и педагогом социальных занятий по организации социального взаимодействия. Создание благоприятного климата для изолированных детей предполагает включение их в интересную дня них деятельность. В условиях образовательной интеграции требуется выявление и отслеживание специфики межличностных взаимоотношений в группе (классе), формирование помогающего поведения, включение учеников в деятельность, приносящую пользу другому человеку.

Вторая, не менее значимая, проблема - организация качественного трудового обучения и формирование жизнеспособной личности, подготовленной к самостоятельной жизни в социуме. Но для трудового обучения не всегда создана материально-техническая база, нет нужного взаимодействия между интегрированными и вспомогательными школами [5].

В условиях образовательной интеграции наиважнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация в окружающем мире. Социальная ситуация развития ученика в условиях закрытого учреждения образования не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Знания, полученные в школе, не всегда можно применить в жизни. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизни общества [5].

Таким образом,  хотелось бы сказать, что интегрированное обучение и воспитание занимает особое место в ряду актуальных проблем специального образования. Интегрированное обучение и воспитание - форма организации специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического осуществляется в общеобразовательных учреждениях образования, создавших специальные условия для пребывания и получение образования такими детьми.

Список цитированных источников:

1. Варёнова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб.пособие /Т.В.Варёнова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 288 с.

2. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей Собр. соч.: В 6т. / Л.С. Выготский.  – М., 1983. – Т.5. – 156 с.

3. Екжанова, Е.А. Основы Интегрированного Обучения: Пособие Для Вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резниоква. — М.: Дрофа, 2008. — 210 с.

4.  Кодекс Республики Беларусь Об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3

5. Коноплева, А.Н. Проблемы и перспективы образовательной интеграции в Республики Беларусь / А.Н. Коноплева. //Дефектология.– 2006. – №5.- С. 3-9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся....

Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)

Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....

Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"

В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В  материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...

«Особенность интегрированного обучения в начальной школе»

laquo;Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале  обобщённых знаний в той или иной области».В настоящее время в начальных классах уделяется особое внима...