Статья "Электронные образовательные ресурсы для обучения детей с умеренной умственной отсталостью"
статья

Ольга Анатольевна Переводчикова

Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы для обучения детей с умеренной умственной отсталостью

Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится увеличение количества детей, проявляющейся в трудностях освоения общеобразовательных программ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально- психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории таких детей по системно-психологической классификации отклонений в развитии, предложенной О.В. Трошиным.

Электронные образовательные ресурсы принадлежат к числу средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ЭОР в систему обучения каждого ребенка, создавая учебную мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности, обеспечивая индивидуальный темп работы и способ усвоения знаний.

Электронные образовательные ресурсы открывают новые технологические варианты обучения, имеющими преимущества в сравнении с традиционными методами. Они обеспечивают:

- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника (мотивирование трудных для ребенка видов деятельности);

- большую информационную емкость (что позволяет представить модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях;

- интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика - повышается работоспособность, активируется познавательная деятельность детей;

- создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;

- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;

- изменение ситуации взаимодействия «учитель-ученик» на «учитель-ученик- компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;

- насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

Рассмотрим ряд развивающих и обучающих программ, выпускаемых на российском рынке, получивших высокие отзывы как в адрес разработчиков-программистов, так и педагогов-методистов и одобренные Экспертным Советом при центре «Игрушка» Министерства Образования Российской Федерации. Образовательный мультимедийный игровой продукт «Незнайкина грамота» (Разработчик компания «Бука»). Замечательный веселый непоседа и почемучка, любимый детворой Незнайка с радостью и удивлением откроет детям окружающий мир, научит ориентироваться и действовать в нем. Весело и с интересом дети научатся ориентироваться на плоскости, представлять различные пространственные положения объекта после его мысленного поворота, разовьют координацию «глаз-рука», а заодно и мелкую мускулатуру рук и пальцев, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, наблюдательность и сообразительность. Игра способствует развитию творческих начал в ребенке, учат его фантазировать. Программа «Незнайкина грамота» сделана с учетом требований и ограничений по работе ребенка на компьютере, в отличие от аналогичных западных продуктов учитывает сложившееся мировосприятие и особенности российского менталитета. Компания «Кирилл и Мефодий» разработала серию уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 классы. Занимательные задания, красочный фон, сказочные герои способствуют развитию интереса детей к усвоению учебного материала, формируют произвольное внимание, память, устойчивый образовательный интерес.

Игра «Искатель. Фантазер» компании «Новый Диск» построена на картинках-загадках и ориентирована на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Юный герой посетит три удивительных мира, где его ждут разнообразные и увлекательные приключения. Подводный мир познакомит искателя с загадочными морскими обитателями. В разделе «Космос» игроку предстоит управлять межпланетной экспедицией и, разгадывая головоломки, помочь кораблю вернуться домой. Сразить дракона и освободить принцессу можно, разобравшись в картинках-загадках к третьей игре «Замок».

 Как и все игры серии, «ИСКАТЕЛЬ. Фантазер» тренирует внимание, зрительную память, наблюдательность. Картинки-загадки способствуют развитию ассоциативного, логического и образного мышления. Игра «Веселое географическое путешествие» («Руссобит-М») - это увлекательная и познавательная игра для детей, которая знакомит с основами такой науки, как География. Сведения об истории планеты, ее строении и развитии расширят кругозор и внутренний мир вашего ребёнка.

Вместе с известным путешественником и исследователем по имени Боб, открывшим на Земле неизвестную страну, ваш ребёнок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь. По мере продвижения Боб рассказывает об окружающем мире, объясняет причины тех или иных природных явлений. Ребенку предстоит узнать о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями и анимацией.

Познавательные истории чередуются с увлекательными играми. Игроку придётся самому собрать вещи в дорогу, пересечь опасный участок гор под камнепадом, спуститься на лодке по бурной реке и даже восстановить вид динозавра по его скелету. « Веселое географическое путешествие» содержит 8 увлекательных этапов, каждый из которых сопровождается игрой, интересным рассказом о нашей планете и красивыми пейзажами. Игра «А я считаю лучше всех! Часть 1. Математика для первоклашек» («МедиаХаус»)- несложная обучающая программа для первоклассников. С помощью игровых заданий на логику и наблюдательность малыши научатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать предметы, освоят счет, сложение и вычитание, а яркие картинки и четкое разделение на уроки помогут детям сосредоточиться и надолго удержат их интерес. Компьютерная программа «Баба-Яга и Проша: Год, полный забот» («МедиаХаус»)– это увлекательная игра по дисциплине «Окружающий мир».

Загадки в стихах и сказочные персонажи с яркими характерами. Иллюстрированный справочник по флоре и фауне средней полосы России. Красочная мультипликация и великолепная озвучка героев. Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик.

Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки. Особенности программы: методика опережающего обучения. Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Сказочные герои с яркими характерами.

Также интересны и познавательны для детей данной категории следующие программы компании «МедиаХаус»: «Баба-Яга в плену врага. Информатика»; Баба-Яга учится считать; Баба-Яга. Сказочная вечеринка; Баба-Яга. Школа на курьих ножках. Эффективным средством творческого развития детей являются продукты компании «Новый диск» «Своими руками. Мастерская игрушек», «Веселые медвежата. Актерское мастерство», «Раскрашивай шедевры. Художественная мастерская +контуры», «Детская музыкальная студия».

Программа «Детская мастерская» («Бука») похожа на большой короб с инструментами, работая с которыми дети смогут развить свои творческие способности. Интерфейс программы интуитивно понятен, он очень прост и логичен. В распоряжении ребенка целая палитра инструментов, с помощью которой он сможет совершить множество операций, но прежде всего, рисовать и раскрашивать уже готовые рисунки. В памяти программы находится множество заготовок для пригласительных билетов, конвертов, почтовых бланков, визитных карточек, дверных табличек, трафаретов, забавных дипломов, значков, плакатов.

Совершенно несложно будет изготовить веселые шахматы и шашки с доской, домино, карты с оригинальными рисунками. Дети научатся мастерить оригами, карнавальные маски, одежду для кукол, праздничные декорации, кубики. Особый интерес представляют «танцующие куклы» и заготовки для книжки-мультфильма. Всего библиотека рисунков содержит четыреста различных моделей. При наличии цветного или черно-белого принтера «Детская мастерская» поможет распечатать на бумаге результаты детского творчества. Специальные видеофильмы подробно покажут, как разрезать, согнуть и склеить модели.

Для развлечения предназначен ящик с игрушками. Он полон музыкальных и арифметических игр, загадок, а также упражнений для развития памяти, которые помогут сочетать развлечение с учебой. Работать в «Детской мастерской» можно под любую музыку. Для этого в программе предусмотрен проигрыватель компакт-дисков. А игра в «магические шторы» позволит ребенку развить музыкальный слух и память. Издательство: МедиаХауз (Разработчик Quaim Interactive) выпустило серию увлекательных музыкальных программ «Играем с музыкой»: Играем с музыкой Моцарта: Волшебная флейта, Играем с музыкой П.И. Чайковского: Щелкунчик, Играем с музыкой Вивальди: Алиса и Времена года. Чарующие мотивы произведений композиторов, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи - вот то, что поможет ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство.

Игровая часть программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией, которые помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память. В настоящее время появился новый вид электронных образовательных ресурсов - развивающие мультимедийные игры-презентации. Их можно встретить на сайтах, рассматривающих проблемы воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ. Отличительной особенностью этих игр является наличие алгоритма, который с помощью гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивает интерактивный диалог. Презентация слайдов обратной связи часто сопровождается мелодией или голосом. Примеры игр-презентаций: «Выбери ответ», «Аналогии», «Четвертый лишний». Следуя несложному алгоритму создания развивающих игр-презентаций в программе Microsoft PowerPoint, каждый педагог может смоделировать самостоятельно игры-задания. Данный вид игр дает возможность индивидуализировать процесс обучения, использовать разные уровни сложности.

Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса специализированные и развивающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью"

Публикация  " Современные тенденции обучения детей с умеренной умственной отсталостью" включена в сборник "Воспитание и социализация учащихся 5 - 9 классов" (материалы городской научно - практиче...

Статья УПРАЖНЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья УПРАЖНЕНИЕ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...

"Роль наглядности и практической деятельности в обучении детей с умеренной умственной отсталостью"

Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мыш...