" Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Маслова Людмила Николаевна

" Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина" Президент Владимир Владимирович Путин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektir_sovr_uroka_s_fgos.doc63.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

 

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
                                                  Президент  Владимир Владимирович Путин

    Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации, которая требует новых способов её освоения. Так произошло и в образовательном процессе.

     На смену старому образовательному стандарту пришел новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт- ФГОС, его называют «стандартом второго поколения».

      С сентября 2011 года по этому стандарту стали работать школы нашей страны. За эти годы вносились изменения и дополнения.

Главная цель введения ФГОС НОО – повышение качества образования. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это - совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

     Важнейшей задачей каждого учителя при реализации ФГОС НОО является освоение технологии проектирования учебного занятия.

     Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?

Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

       Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

  Пришло время каждому учителю разобраться, что ему необходимо делать по-новому.

        Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса.

         В школе  вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему

остаётся урок.

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных.

Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Для учителя урок это единица времени, основная форма учебного процесса и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.

      Урок, его планирование (проектирование)  и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно ...

    Что  такое проектирование?

        Если мы обратимся к Большому Энциклопедическому словарю, то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование» – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».

        Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности.

         Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

      В основание новой технологии урока заложены 3 постулата

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

         Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

Принцип целеполагания.

Принцип мотивации.

Принцип проектирования.

Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

Принцип передачи функции оценивания.

           Меняется и сама типология урока в зависимости от целей и задач:

• Урок открытия нового знания

• Урок рефлексии

•Урок обобщения и систематизации знаний

• Урок развивающего контроля

            А также и структура урока по ФГОС:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

    Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

      В широком значении «универсальные учебные действия» – означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

      УУД направлены на достижение планируемых результатов.

 Различают три группы планируемых результатов:

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

  Виды универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД-умения САМОСТОЯТЕЛЬНО делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.

Регулятивные УУД-умения ОРГАНИЗОВАТЬ свою деятельность.

Познавательные УУД-умение результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

Коммуникативные УУД-умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

К  личностным действиям относится:

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

К регулятивным УУД : 

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция

К познавательным УУД :

общеучебные

логические действия

действия постановки и решения проблем

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества

постановка вопросов

лидерство и согласование действий

построение речевых высказываний

          Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представлена  в трех аспектах:

познавательной;  

коммуникативной;

регулятивной.  

         Каким должен стать современный урок в условиях введения ФГОС

иметь хорошее начало и хорошее окончание

четко сформулированы тема, цель и задачи урока

учёт уровня и возможностей учащихся

урок должен быть проблемным и развивающим

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

учитель активизирует деятельность учащихся

учёт времясбережения и здоровьесбережения

вывод делают сами учащиеся

В этом нам поможет технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС. Технологическая карта дает возможностью отразить взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой.

                      Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет:                                                 Тема занятия:
Класс:                                                      Цели урока:
Дата:                                                        Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Закрепление

5. Итог урока. Рефлексия

Каков же алгоритм проектирования урока  с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое. Определение места урока (тема).

Четко определить и сформулировать тему урока.

Определить место темы в учебном курсе;

Второе. Определение типа урока.

Третье. Определение цели и задач.

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных, метапредметных, предметных результатов образования.

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.

 Четвёртое. Отбор содержания учебного материала.

Спланировать и подобрать учебный материал, целью которого, является:

узнать;

воспроизвести;

применить.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.

Пятое.Подбор методов и приёмов обучения.

Шестое.Определение форм организации деятельности учащихся.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Седьмое. Подбор материала для домашней работы учащихся.

Разработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, как результат урока.

Восьмое. Определение способов контроля и оценки.

Продумать способ оценки и контроля  на уроке:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

Девятое. Подбор вопросов для подведения итога урока.

Задание ученикам по итогу их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Десятое. Подбор оборудования.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.п. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Алгоритм проектирования урока:

1.Определение места урока (тема).

2.Определение типа урока.

3.Определение цели и задач.

4.Отбор содержания учебного материала.

5.Подбор методов и приёмов обучения.

6.Определение форм организации деятельности учащихся.

7.Подбор материала для домашней работы учащихся.

8. Определение способов контроля и оценки.

9.Подбор вопросов для подведения итога урока.

10.Подбор оборудования.

       Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой, каждый учащийся:

- может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;

- получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения;

- научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания для достижения поставленных целей.

Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.

По каким бы стандартам ни учился  ребенок,

наша любовь и внимание необходима ему, чтобы он был счастлив и успешен в учебе.

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Литература

     1.   Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта / Начальная школа плюс До и После. – 2014, № 6. – с. 5 – 12.

     2.   Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

     3.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1988.

     4.   Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от    действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

    5.   Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Асмолов А. Г. - Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

    6.    Компетентностный подход и проблемы его реализации./ Строкова Т.А.  – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.

    7.   Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. / Лебедев О.Е.– М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

    8.   Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие / авт.сост: С.В.Фаттахова. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...

"Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Диплом. Тема: "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС НОО...