Сообщение «Требования к методике преподавания математики и русского языка в начальных классах в рамках реализации ФГОС»
статья

Сообщение «Требования к методике преподавания математики и русского языка в начальных классах в рамках реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filatova_i.n._soobshchenie_no1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«Требования к методике преподавания

математики и русского языка в начальных классах

в рамках реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов Филатова И.Н.

2020 г.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе стало использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, находить и собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы.  У обучающегося современной школы должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В условиях ФГОС изменились требования к методике преподавания математики и русского языка в начальных классах.

Основным подходом в обучении выступает  системно – деятельностный подход:

- применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии — способности соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Таким образом, школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не дает детям знания в готовом виде, а направляет на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Урок, по-прежнему, главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине, в том числе по русскому языку и математике, во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

На уроках математики и русского языка в современной школе создаются оптимальные условия, обеспечивающие интенсивность формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучающихся.

Математическое обучение способствует овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире и для продолжения образования; приобретению навыков логического, алгоритмического и критического мышления; формированию мировоззрения, обеспечивающего понимание взаимосвязи математики с действительностью, владение математическими методами для познания действительности.

Главной задачей обучения математике становится не столько изучение основ математической науки, как формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Одной из важных сторон обучения математике является активная познавательная деятельность учащихся, которая способствует развитию стойкого познавательного интереса: он заставляет активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения возникающей жажды знаний. Под влиянием познавательного интереса учеба протекает плодотворнее, быстрее и с лучшими результатами. Для успешного формирования познавательного интереса нужно создать необходимые условия. Использовать на уроках материал, направленный на расширение знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, развитие логического мышления, пространственных представлений и т.д. Это, могут быть, ребусы, кроссворды, головоломки и лабиринты. Задания, предлагаемые обучающимся на уроках, должны не только развивать психические процессы младших школьников, но и способствовать формированию у них предметных действий. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи, чему способствуют тщательно продуманные задания на уроках математики.

Современный урок русского языка должен быть организован таким образом, чтобы его содержание способствовало решению задачи научить детей не только предмету, но и сформировать учебную деятельность учащегося, вызвать мотивированный интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще. Поставленная задача по формированию универсальных учебных действий может быть реализована только при условии новой организации учебного процесса на уроке. Необходимо, чтобы при изучении конкретной темы, при формировании конкретного предметного действия у учащихся формировались так же личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные) универсальные учебные действия.

Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является формирование у обучающихся прочных орфографических навыков, именно грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении. Следовательно, способствует качественному усвоению учебного материала по всем предметам. 

Большое внимание на уроках русского языка уделяется речевой деятельности. Речевая деятельность, прежде всего, обеспечивает смысловое восприятие текста или его создание. С одной стороны, эта деятельность ведет к пониманию усваиваемого содержания, с другой стороны, имеющаяся у человека информация при помощи средств языка обращена к людям. При этом обучающиеся овладевают приемами логического мышления, так как мышление связано с речью, которая во многом предопределяется мышлением и является каналом развития интеллекта.

Основными требованиями к современному уроку русского языка в начальной школе являются:

- Урок русского языка должен быть правильно организован. На уроке должны использоваться групповые и командные формы работы.

- На уроке большое внимание должно уделяться индивидуальным особенностям и способностям младшего школьника, его уровню развития, темпу работы, особенностям памяти.

- Современный урок русского языка в начальной школе представляет собой знакомство с темами, которые не предполагают отработки, а формируют его мотивацию к изучению предмета, прогнозируют продолжение изучения русского языка в дальнейшем.

Программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.

Развитию универсальных учебных действий  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссия, коллективная и индивидуальная деятельность.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Современным и эффективным можно назвать урок, на котором учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; в таком случае знание становится личностно значимым, а ученик является творцом своего знания. Именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    Начального общего образования (Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897). Новая редакция ФГОС ООО: Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644. - (ФГОС ООО).
  2. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: учебное пособие - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116490 

Интернет-ресурсы

  1. Быркина Е.В. Основные требования и идеи ФГОС на уроке. Проблемное обучение https://urok.1sept.ru/articles/681429
  2. Журнал «Начальная школа» http://www.n-shkola.ru/.
  3. Моделирование урока в рамках ФГОС https://push-pravdasch1.edumsko.ru/activity/methodics/post/128964
  4. Плотникова Г.Ф. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики https://infourok.ru/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki-4170986.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учеников начальных классов в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете школы учителя 1 класса, работающего по ФГОС....

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС

Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....

Использование элементов театрализации на уроках французского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Материал данной статьи был представлен на городской научно-практической конференции "Актуальные проблемы иноязычного образования: преемственность в реализации задач ФГОС в обучении иностранному языку"...

" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

" Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно-лабораторного оборудования в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...