Методическая разработка Формирование ИКТ компетенций младшего школьника в рамках ФГОС путём вовлечения в проектную деятельность с использованием сетевого общения
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Гарина Светлана Павловна

Современный мир развивается очень быстро.  Практически каждый день совершаются новые открытия и  даются новые технологии, которые сразу же берут на вооружение коммерческие и некоммерческие организации. Новые технологии врываются и в школьную жизнь.

На сегодняшний день педагогу тоже важно не отставать в сфере технологий, активно их познавая и изучая, ведь процесс образования претерпел серьезные изменения. Советская система, когда учитель просто читает урок аудитории, уже  ушла  в прошлое. Современные педагоги должны уметь проводить занятия, используя современные девайсы, интерактивные формы. Эта тенденция, которая прослеживается, а также будет все более очевидной. Причем, для педагогов любого уровня образования: дошкольное, школьное, вузовское, а также любой направленности: музыкальное, техническое, гуманитарное и физкультурное.

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз родители много  внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребенок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации. Учитывая это, вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет. В результате по стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы.

Помочь учителю в решении такой задачи, как   научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Одним из таких методов является метод сетевых проектов.

             Работа с сетевым проектом позволяет  создать условия для формирования  у детей умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст, анализировать изображение и звук, самим создавать изображения, работать с фотографиями, аудио и видео файлами, готовить выступления, использовать сеть Интернет для своей работы.

Данная разработка  может использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности, а так же для организации дистанционного обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 г Рыбинска.

Методическая разработка

Формирование ИКТ компетенций младшего школьника в рамках ФГОС путём вовлечения в проектную деятельность с использованием сетевого  общения 

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fsites.google.com%2Fview%2Fmoykray%2F%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F&4&0

        Автор: Гарина Светлана Павловна ,

           учитель  начальных классов

           МОУ СОШ № 44; г Рыбинск

г. Рыбинск 2018 г

Содержание

Введение.

3

Основная часть

4

Глава 1. Сетевые проекты

4

1.1 Что такое сетевой проект?

4

1.2 Необходимые условия для организации взаимодействия в сети.

5

1.3 Формирование ИКТ компетенций у учащихся начальной школы

6

Глава 2. Работа с сетевым проектом «Мой родной край»

7

2.1 Программа внеурочной деятельности «Юный эколог»

7

2.2 Сайт «Мой родной край»

14

2.3  Формирование ИКТ компетенций  младшего школьника посредством работы с сайтом «Мой родной край»

17

2.4 Формирование навыков самооценки  и отслеживание результатов.

28

Заключение

32

Литература

33

Приложение

34

Введение.

Безграмотными в 21 веке будут

не те, кто не умеет читать и писать,

а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.

Э. Тоффлер.

Современный мир развивается очень быстро.  Практически каждый день совершаются новые открытия и  даются новые технологии, которые сразу же берут на вооружение коммерческие и некоммерческие организации. Новые технологии врываются и в школьную жизнь.

На сегодняшний день педагогу тоже важно не отставать в сфере технологий, активно их познавая и изучая, ведь процесс образования претерпел серьезные изменения. Советская система, когда учитель просто читает урок аудитории, уже  ушла  в прошлое. Современные педагоги должны уметь проводить занятия, используя современные девайсы, интерактивные формы. Эта тенденция, которая прослеживается, а также будет все более очевидной. Причем, для педагогов любого уровня образования: дошкольное, школьное, вузовское, а также любой направленности: музыкальное, техническое, гуманитарное и физкультурное.

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз родители много  внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребенок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации. Учитывая это, вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет. В результате по стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы.

Помочь учителю в решении такой задачи, как   научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Одним из таких методов является метод сетевых проектов.

             Работа с сетевым проектом позволяет  создать условия для формирования  у детей умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст, анализировать изображение и звук, самим создавать изображения, работать с фотографиями, аудио и видео файлами, готовить выступления, использовать сеть Интернет для своей работы.

Данная разработка  может использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности, а так же для организации дистанционного обучения.

Основная часть

Глава 1. Сетевые проекты

1.1 Что такое сетевой проект?

            Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное ДЕЛО, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ- компетенций ученика. Как нельзя лучше, объединить всё это можно в проектной деятельности

Одной из форм взаимодействия учителя и учащихся   как раз и являются сетевые учебно-исследовательские проекты.. Что же такое сетевой проект? Для учителя – это средство организации учебной деятельности на основе компьютерной телекоммуникации. Именно это говорила нам Евгения Семёновна Полат. Для ученика это увлекательное занятие поиска решения проблемы.

Сначала сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи при обмене писем между учащимися. Но  специально совместная работа в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных классов, школ, городов и стран.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.

Безопасность детей в Интернете .Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.

На сайте Nachalka.com   http://www.nachalka.com/node/3122  каждый учебный год предлагаются учебные и внеучебные сетевые проекты. Участие в этих проектах под силу любому современному учителю.

1.2 Необходимые условия для организации взаимодействия в сети.

Участие в сетевых проектах  требует хорошего владения Интернет-технологиями, техническим школьным оборудованием от координаторов проекта и от участников. Т.е  учитель должен владеть умением создания сайтов и иметь представление о различных сервисах в сети Интернет.

 Средства организации такой совместной деятельности включают: 

  • электронную почту,
  • списки рассылок,
  • электронные доски объявлений,
  • дискуссионные группы,
  • средства поиска информации в Интернете,
  • средства общения в реальном и отложенном времени,
  • аудио- и видеоконференции,
  • социальные сетевые сервисы или сервисы  СOOGL и Web 2.0.

Этапы работы над сетевым проектом практически такие же как и над простым, но здесь есть ряд интересных моментов.

1. Дети должны владеть минимальными умениями работать на компьютере.

2. На первых этапах обязательная помощь ученикам со стороны учителя, родителей, взрослых учеников.

3. Связь с участниками проекта (посредством электронной почты, скайпа, социальных сетей).

 В основном используется командная форма работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники.

1.3  Формирование ИКТ компетенций у учащихся начальной школы.

В примерных программах по начальной школе сказано

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (раздел 11; п 6,7,8) сказано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Работа с сетевыми проектами создаёт благоприятные условия для формирования именно этих метапредметных результатов у учащихся.

Глава 2: Работа с сетевым проектом «Мой родной край»

2.1 Программа внеурочной деятельности «Юный эколог»

                    Сетевой проект « Мой родной край» был задуман, как одна из составляющих программы внеурочной деятельности «Юный эколог» в 3 классе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18].

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах.

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

         Цели  программы  «Юный эколог»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Формирование ИКТ компетенций

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в МОУ СОШ № 44. Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный участок, читальный зал библиотеки, дистанционно. Детский экологический центр, Рыбинский музей – заповедник.

Содержание программы «Юный эколог» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, работу с сетевыми проектами, экскурсии, заочные путешествия и другие.

         Программа «Юный эколог » относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

Одним из планируемых результатов освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог» в 3 классе является формирование ИКТ компетенций  

А именно:

  • умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст,
  • анализировать изображение и звук,
  • создание изображения, работа с фотографиями, аудио и видео файлами, готовить выступления,

использование  сети Интернет для своей работы.

В тематическом планировании отражена работа сайтом «Мой родной край»

Тематическое планирование 3 класс 2018 -2019 учебный год.

аудит

внеауд

дата

1.

В лес по загадки. 8ч

1-3

Осенний лес. Осенние растения. Прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой. Сбор листьев.  Классификация листьев. Регистрация команд в сервисах Гугл. (создание учебных аккаунтов). Знакомство с сетевым проектом. Выполнение контрольного задания

1

2

.

4-5

Почему желтеют листья?  Работа с информацией, видеорядом, обучение совместной работе в гугл документах

1

1

6-7

Экскурсия в экологический отдел Рыбинского музея – заповедника.

2

8

Выставка «Что нам осень подарила?» Обучение фотографированию. Создание совместной стенгазеты или презентации. Работа с клавиатурным письмом. Подведение итогов 1 этапа работы с сетевым проектом.

1

Птицы Ярославской области 6ч

.

9-10

Кто такие птички? Работа с сайтом. Групповая и индивидуальная работа, работа с сервисами Web 2.0.

1

1

11

Перелётные птицы Ярославской области.

1

12

Где зимуют птицы? Исследование. Работа с совместными документами. Обучение навыкам клавиатурного письма

1

13-14

Кто первым улетает и последним прилетает? Исследование. Работа с совместными документами

1

1

Зимняя страница 8 ч

15 -17

Елочка – зелёная иголочка. Анкетирование в Гуглопросах, выполнение елки из бросовых материалов. Участие в городской акции экологического центра, создание совместной презентации.

1

2

18

Почему хвойные деревья не сбрасывают листву. Организация исследования, работа со статьёй, работа в совместных Гуглдокументах.

1

19-20

«Птичья столовая» Организация подкормки птиц, изготовление кормушек, наблюдение за птицами. Обучение фотографированию. Создание совместной презентации.

1

1

21- 22

Курорт «Сосулька». Изучение кочующих птиц. Знакомство с сказкой Сладкова «Курорт Сосулька» Написание сценария. Распределение ролей. Изготовление костюмов. Постановка и репетиция. Выполнение совместной презентации. Выступление перед ребятами начальной школы.

1

1

Охраняй! 12ч

23-24

Подготовка к выступлению на экофестивале

2

25-26

Участие в экологическом фестивале

2

27

Природоохранные зоны  Ярославской области. Работа с сетевым проектом. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0. 

1

28- 29

Чем отличается заповедник от заказника? Организация исследования. Работа в совместных документах. Заполнение таблиц. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0

1

1

30

Дарвинский заповедник.

1

31-32

Берегите первоцветы! Изучение первоцветов. Красная книга. Создание плаката.

1

1

33

Презентация «Берегите первоцветы!» Обучение сканированию документов. Создание совместной презентации.

1

34

Подведение итогов сетевого проекта. «Мой родной край!»

1

итого

19

15

34

2.2 Сайт «Мой родной край»

              Сайт задумывался, как обучающее пособие. Благодаря подобранному материалу, выполняя последовательно все задания сайта, дети самостоятельно или с помощью учителя могут достигнуть  планируемых результатов освоения программы.

              Рассмотрим подробно ресурсы сайта и формируемые навыки.

Материалы сайта представлены ресурсами открытого информационно – образовательного  пространства и ресурсами созданными детьми.

Ресурсы открытого информационно – образовательного  пространства это :

  1. Видеоконтент (обучающие фильмы и мультфильмы)
  2. Обучающие плакаты
  3. Статьи сети Интернет
  4. Справочники сети Интернет
  5. Авторские упражнения сервиса learningapps.org
  6. Авторские упражнения сервиса jigsawplanet

          

  1.            2

           

3                                           4

           

5                                                                  6.

Ресурсы,  созданные детьми, представлены на сайте в виде совместных документов и  презентаций.

 

Сайт содержит различные инструкции для работы с материалами

Примеры инструкций

 

Продукты полученные в результате реализации проектно – исследовательской деятельности  представлены помимо презентаций и совместных документов  поделками детей, плакатами, театральными постановками. Участие в таких проектах как: «Птичья столовая», «Эту ёлку не руби!», «Берегите первоцветы» позволяет вывести детей на 3 уровень  результатов освоения программы.

https://1igolka.com/wp-content/uploads/2017/11/elka_iz_nitok_i_pryazhi_20_10145921.jpg   http://cdn01.ru/files/users/images/78/b2/78b2e0c3f61676fb87c322c89be0a915.jpg

2.3  Формирование ИКТ компетенций  младшего школьника посредством работы с сайтом «Мой родной край»

№ занятий

Тема занятий

Работа с сайтом

Формирование ИКТ компетенций

В лес по загадки. 8ч

1-3

Осенний лес. Осенние растения. Прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой. Сбор листьев.  Классификация листьев. Регистрация команд в сервисах Гугл. (создание учебных аккаунтов). Знакомство с сетевым проектом. Выполнение контрольного задания

Правила работы с компьютером, смартфоном, планшетом.

Qr коды. Как пользоваться Qr кодами.

Регистрация в сервисах Гугл

Знакомство с сайтом.

Цели и задачи работы

Работа в сервисе learningapps.org

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

4-5

Почему желтеют листья?  Работа с информацией, видеорядом, обучение совместной работе в гугл документах

Просмотр видеоряда, коллективная или индивидуальная  работа в совместных документах на основе просмотренного фильма. Самооценка работы в группах.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст,

нализировать изображение и звук,

использование  сети Интернет для своей работы.

анализировать изображения, звуки,; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8

Выставка «Что нам осень подарила?» Обучение фотографированию. Создание совместной стенгазеты или презентации. Работа с клавиатурным письмом. Подведение итогов 1 этапа работы с сетевым проектом.

Обучение фотографированию на цифровой фотоаппарат, смартфон, обработка изображения. Электронная почта. Отправка файлов на электронную почту учителя или товарища. Анализ и самоанализ работы с сайтом. Заполнение документа  «Чему я научился» (линеечки)

создание изображения, работа с фотографиями, использование  сети Интернет для своей работы.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

анализировать изображения, звуки, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

создание изображения.

Птицы Ярославской области 6ч

9-10

Кто такие птички? Работа с сайтом. Групповая и индивидуальная работа, работа с сервисами Web 2.0.

Просмотр мультипликационного фильма «Кто такие птички?»

Рассматривание плаката

«Этапы развития птицы»

Выполнение упражнения в сервисе  learningapps.org

Самооценка своей работы (круг успеха)

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст,

анализировать изображение и звук,

использование  сети Интернет для своей работы.

11

Перелётные птицы Ярославской области.

Работа с Qr кодами. Выполнение упражнений в сервисах learningapps.org и

 Jigsawplanet

Создание совместного документа в гугл документах. Обучение клавиатурному письму

умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст,

нализировать изображение и звук,

использование  сети Интернет для своей работы.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины

анализировать изображения, звуки, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

12

Где зимуют птицы? Исследование. Работа с совместными документами. Обучение навыкам клавиатурного письма

Рассматривание обучающего плаката, работа с справочниками сети Интернет

Работа с текстами справочника.  Выполнение исследования, заполнение на основе исследования совместного документа.

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

13-14

Кто первым улетает и последним прилетает? Исследование. Работа с совместными документами

1 Рассматривание обучающего плаката, работа с справочниками сети Интернет

Работа с текстами справочника.  Выполнение исследования, заполнение на основе исследования совместного документа (таблицы) формулирование вывода исследования.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины

анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Зимняя страница 8 ч

15 -17

Елочка – зелёная иголочка. Анкетирование в Гуглопросах, выполнение елки из бросовых материалов. Участие в городской акции экологического центра, создание совместной презентации.

Гуглопросы , организация проекта «Эту ёлку не руби»

Фотографирование

Обучение созданию совместной презентации.

Оценка работ детей при помощи голосования.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

18

Почему хвойные деревья не сбрасывают листву. Организация исследования, работа со статьёй, работа в совместных Гугл документах.

Работа со статьёй,

 поиск необходимой информации.

Ответы на вопросы.

Работа с совместными документами,

отработка навыка клавиатурного письма

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины

19-20

«Птичья столовая» Организация подкормки птиц, изготовление кормушек, наблюдение за птицами. Обучение фотографированию. Создание совместной презентации.

Организация проекта «Птичья столовая»

Фотографирование

Обучение созданию совместной презентации. Обучение навыкам клавиатурного письма.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

21- 22

Курорт «Сосулька». Изучение кочующих птиц. Знакомство с сказкой Сладкова «Курорт Сосулька» Написание сценария. Распределение ролей. Изготовление костюмов. Постановка и репетиция. Выполнение совместной презентации. Выступление перед ребятами начальной школы.

Работа с текстами сайта

Фотографирование

Выполнение совместной презентации

Самоанализ и самооценка

(Круг успеха)

Работа с сервисом learningapps.org и

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины

анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Охраняй! 12ч

27

Природоохранные зоны  Ярославской области. Работа с сетевым проектом. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0. 

Самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Безопасность в сети интернет.

 Поисковая строка.

Отработка навыков клавиатурного письма.

Работа с сервисом learningapps.org и

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

28- 29

Чем отличается заповедник от заказника? Организация исследования. Работа в совместных документах. Заполнение таблиц. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0

Чтение статей сети Интернет

Переход по ссылкам

Безопасность в сети интернет.

Организация исследования. Работа в совместных документах. Заполнение таблиц. Работа с сервисом learningapps.org

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

33

Презентация «Берегите первоцветы!» Обучение сканированию документов. Создание совместной презентации.

Сканирование документов. Работа с совместной презентацией

анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

34

Подведение итогов сетевого проекта. «Мой родной край!»

Работа с итоговой таблицей сайта. Самоанализ. Работа с  таблицей своих достижений.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2.4 Формирование навыков самооценки  и отслеживание результатов.

Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля, оценки и самооценки. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту.

Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.   В ходе самоконтроля  ученик совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

В работе с данным сайтом используются следующие приёмы

Колесо успеха (баланса)

Для развития регулятивных  умений в системе формирующего оценивания можно использовать  технологию «Колесо баланса»- одну  из базовых техник, которая является своего рода картой движения к пункту назначения.

1 шаг. Определение срока планирования. На этом этапе идёт проясняет  срок, на который ребёнок  хотел бы создать видение своего будущего (цели работы), обозначается дата «старта», и та дата в будущем, куда бы ребёнок хотел заглянуть. Это та дата, когда он будете подводить итоги.

2 шаг. Какие области важны для ученика в этот временной период? А затем рисует колесо баланса и максимально полно выписывает эти области.

3 шаг. Построение шкалы удовлетворенности каждой областью. На этом этапе я предлагаю представить и описать  шкалу удовлетворенности своей работой, где 1 – это минимальный уровень удовлетворенности, а 10 – это максимальный уровень удовлетворенности.

Сильные вопросы, позволяющие формировать регулятивные умения и развивать личностные результаты

- Какой результат хочешь на этом занятии (уроке)?

- Как поймешь, что достиг результата?

- Почему этот результат так важен для тебя сейчас?
- Как можешь достичь этот результат за 30 минут?

- С каким ожиданием пришёл сегодня на занятие (урок)?

- Как поймешь, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для тебя сейчас?

- Как можешь достичь этого ожидания  за 30 минут?

- С какой целью пришёл на занятие (урок)?

- Как поймешь, что достиг результата?

-Почему эта цель так важна для тебя сейчас?

-Как придешь к этой цели за 30 минут?

Прием «Волшебная линеечка»

«Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал

 

Клавиатурное письмо                    ввод логина и пароля                                      работа с совместными                                       документами

Таблица продвижения (личного участия, успеха)

 «Волшебные линеечки» могут быть преобразованы в «Оценочные таблицы». Это связано с тем, что с каждым днем, с каждой новой темой ученики приобретают все новые и новые умения. С ними растет и количество критериев. Для удобства крестики заменяются знаками  «+ –»

Таблицы продвижения (личного участия, успеха). Помогают  участнику, координатору и командам наблюдать за продвижением каждого в проекте, даёт возможность каждому участнику команды отметить свой вклад в общий успех.

Таблица самоанализа ИКТ компетенции школьника

Начало работы

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Знаю правила пользования компьютером.

+

+

+

Умею пользоваться мышью

+

+

+

Умею вводить текст

+

+

Умею переходить по ссылкам

+

+

Умею создавать аккаунт в сети Интернет

Пользоваться электронной почтой.

+

+

Умею работать в сервисе learningapps.org

+

+

Умею заполнять таблицы в совместном документе

+

Умею фотографировать

Умею составлять совместную презентацию

Умею сканировать документ

Отслеживание ИКТ компетенций учителем.

Таблица  продвижения проекта

Заключение.

Работа с сетевыми проектами достаточно хлопотное, но интересное для всех участников дело.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.), могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. 

Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности как: гибкость мышления, умение вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу. 

 Сетевой проект – реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который будучи вовлеченным в проектную деятельность вынужден постоянно учиться.

И каждый, обязательно каждый, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе.

Литература

  • Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
  • Наталья Каюткина – «Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей» ЛитагентРидеро 2017
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
  • https://multiurok.ru/files/iziuminki-psikhologhichieskogho-nastroia-uchashchi.html

Приложение

  1. Ссылка на сайт https://sites.google.com/view/moykray/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fsites.google.com%2Fview%2Fmoykray%2F%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F&4&0

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог»

Содержание

 

1. Пояснительная записка…………………………………………

2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог» …………………………………….

3.  Тематическое планирование………………

 

 

 

 

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [1, с.23].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [1, с.18].

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах.

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

         Цели  программы  «Юный эколог»:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Формирование ИКТ компетенций

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в МОУ СОШ № 44. Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

русский язык;

литературное чтение;

окружающий мир;

технология;

изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный участок, читальный зал библиотеки, дистанционно. Детский экологический центр, Рыбинский музей – заповедник.

Содержание программы «Юный эколог» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, , экскурсии, заочные путешествия и другие.

 Программа «Юный эколог » относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

           33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

34часов

10 часов

24 часов

3 класс

34часов

9 часов

25 часов

4 класс

34часов

9 часов

25 часов

 «Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный эколог»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 44. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Формирование ИКТ компетенций  

формирование

  • умения использовать различные способы сбора  и анализа информации, умения вводить текст,
  • анализировать изображение и звук,
  • создание изображения, работа с фотографиями, аудио и видео файлами, готовить выступления,
  • использование  сети Интернет для своей работы.

Первый уровень результатов освоения программы «Юный эколг» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для  обучающихся 1-2 классов, работа с сетевыми проектами 3-4 класс Программа «Юный эколог» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

патриотизм;

терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к  малой родине;

неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Содержание

Осенние изменения в природе. Деревья и кустарники Ярославской области. Причины листопада и изменения окраски листьев. Организация выставки поделок из природного материала. Птицы Ярославской области. Перелётные птицы, кочующие, оседлые. Причины перелёта птиц. Охрана природных богатств. Организация подкормки птиц. Изготовление кормушек. Творчество писателей – натуралистов. Заповедники, заказники. Дарвинский заповедник. Участие в акциях экологического центра.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Тематическое планирование 3 класс 2018 -2019 учебный год.

аудит

внеауд

дата

1.

В лес по загадки. 8ч

1-3

Осенний лес. Осенние растения. Прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой. Сбор листьев.  Классификация листьев. Регистрация команд в сервисах Гугл. (создание учебных аккаунтов). Знакомство с сетевым проектом. Выполнение контрольного задания

1

2

.

4-5

Почему желтеют листья?  Работа с информацией, видеорядом, обучение совместной работе в гугл документах

1

1

6-7

Экскурсия в экологический отдел Рыбинского музея – заповедника.

2

8

Выставка «Что нам осень подарила?» Обучение фотографированию. Создание совместной стенгазеты или презентации. Работа с клавиатурным письмом. Подведение итогов 1 этапа работы с сетевым проектом.

1

Птицы Ярославской области 6ч

.

9-10

Кто такие птички? Работа с сайтом. Групповая и индивидуальная работа, работа с сервисами Web 2.0.

1

1

11

Перелётные птицы Ярославской области.

1

12

Где зимуют птицы? Исследование. Работа с совместными документами. Обучение навыкам клавиатурного письма

1

13-14

Кто первым улетает и последним прилетает? Исследование. Работа с совместными документами

1

1

Зимняя страница 8 ч

15 -17

Елочка – зелёная иголочка. Анкетирование в Гуглопросах, выполнение елки из бросовых материалов. Участие в городской акции экологического центра, создание совместной презентации.

1

2

18

Почему хвойные деревья не сбрасывают листву. Организация исследования, работа со статьёй, работа в совместных Гуглдокументах.

1

19-20

«Птичья столовая» Организация подкормки птиц, изготовление кормушек, наблюдение за птицами. Обучение фотографированию. Создание совместной презентации.

1

1

21- 22

Курорт «Сосулька». Изучение кочующих птиц. Знакомство с сказкой Сладкова «Курорт Сосулька» Написание сценария. Распределение ролей. Изготовление костюмов. Постановка и репетиция. Выполнение совместной презентации. Выступление перед ребятами начальной школы.

1

1

Охраняй! 12ч

23-24

Подготовка к выступлению на экофестивале

2

25-26

Участие в экологическом фестивале

2

27

Природоохранные зоны  Ярославской области. Работа с сетевым проектом. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0. 

1

28- 29

Чем отличается заповедник от заказника? Организация исследования. Работа в совместных документах. Заполнение таблиц. Выполнение заданий в сервисах Web 2.0

1

1

30

Дарвинский заповедник.

1

31-32

Берегите первоцветы! Изучение первоцветов. Красная книга. Создание плаката.

1

1

33

Презентация «Берегите первоцветы!» Обучение сканированию документов. Создание совместной презентации.

1

34

Подведение итогов сетевого проекта. «Мой родной край!»

1

итого

19

15

34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС ПУТЁМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ Гарина Светлана Павловна , учитель начальных классов МОУ СОШ № 44 г Рыбинск

Слайд 2

Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Элвин Тоффле «Мы отменим лекционные занятия в классической форме. Думаю, что через пять лет мы точно заменим абсолютно все лекции онлайн-курсами» Ярослав Кузьминов (ректор ВШЭ )

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗДЕЛ 11; П 7,8) - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Слайд 4

ЦЕЛЬ создание условий для формирования ИКТ компетенций у обучающихся начальной школы.

Слайд 5

РЕСУРСЫ ОТКРЫТОГО ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Слайд 6

РЕСУРСЫ ОТКРЫТОГО ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Слайд 7

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Слайд 8

ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Турнирная таблица Диагностика овладения ИКТ компетенциями

Слайд 9

« В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ»

Слайд 10

РАБОТА С СОВМЕСТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ.

Слайд 11

КТО ТАКИЕ ПТИЧКИ?

Слайд 12

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Слайд 13

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 14

РАБОТА С СОВМЕСТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Слайд 15

РАБОТА С АНКЕТАМИ И СОЗДАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Слайд 16

ПРОЕКТ «КУРОРТ СОСУЛЬКА», «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»

Слайд 17

ОХРАНЯЙ

Слайд 18

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САЙТА «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» Для организации внеурочной деятельности Для организации работы на уроке Для организации работы с детьми с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

«Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы ВладимировныСодержание:1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспита...

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.  Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...

«Воспитание младших школьников в рамках ФГОС нового поколения через внеурочную деятельность»

laquo;ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой индивидуальности личности младшего школьника в рамках ФГОС НОО»

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия....