«Эффективная коммуникация с родителями»
материал

Плешивцева Алёна Николаевна

 

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Развивающая беседа. Это: 1.Доступная и распространённая форма установления персонального, долгосрочного и системного контакта между педагогом и родителем.

2.Способ налаживания долгосрочного сотрудничества между семьей и школой.

3.Технология включения и поддержки родителей в процессе образования их детей.

Это возможность для родителей и педагогов:

•прояснить и согласовать свои цели, ценности и смыслы;

•сформулировать ожидаемые результаты для ребенка и результаты своего сотрудничества;

•вместе найти наилучшие решения по достижению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей;

•прояснить и распределить зоны ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коммуникация с родителями27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего выступления: «Эффективная коммуникация с родителями»

Слайд 2

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьёзные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с родителями.

Зачастую типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания. Мы наблюдаем и чувствуем обострение отношений.

Слайд 3

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что их общей целью является хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Слайд 4

Сегодня мы постараемся кратко осветить тему «Эффективная коммуникация с родителями» на примере материала курсов Фоксфорда, которые проходили с июля по сентябрь 2018 года.

На курсах освещались следующие вопросы:

-«Ключевые компетенции педагога

как эффективного коммуникатора с родителями»

-Стратегии взаимодействия в коммуникации

-Управление мотивацией в коммуникации

-Установление контакта в коммуникации

-Развивающая беседа с родителями

Слайд 5

Все мы знаем, что в современной школе субъектами образовательных отношений являются педагог, обучающийся и родитель (законный представитель)

«Законодательные требования к педагогу

в области взаимодействия с родителями

описаны в нормативном документе

ПРОФ.СТАНДАРТ ПЕДАГОГ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г. № 544н

  • Определяет основные требования к квалификации педагога.
  •  Отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
  • Выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Слайд 6 (раздатка)

Слайд 7

Права, обязанности и ответственность

родителей (законных представителей)

(раздатка)

Слайд 8

При каких условиях возможно партнерство семьи и школы?

Условия партнерства:

  • Эффективная коммуникация педагогов и родителей
  • Новые формы: развивающая беседа, родительское собрание в формате проектной сессии
  • Создание партнерства семьи и школы – стратегический проект образовательной организации
  • Регулярная поддерживающая коммуникация в команде единомышленников

Слайд 9

При установлении контакта с родителями важным становится начало диалога. И здесь можно воспользоваться техникой «Тотальное Да».  На вопрос родителя «Почему вы поставили «3»-ку моему ребенку по математике в четверти? можно учесть 4 варианта поведения: спокойно согласиться с фактом произошедшего, с эмоцией, которую испытывает родитель в данный момент, вежливо подтвердить формат поведения родителя или увидеть позитивное намерение, с которым он пришёл к учителю. Предлагаю проиллюстрировать Технику «Тотальное Да» следующими примерами диалогов:

1)

2)

3)

Слайд 10

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

И в этом несомненно поможет Развивающая беседа. Это: 1.Доступная и распространённая форма установления персонального, долгосрочного и системного контакта между педагогом и родителем.

2.Способ налаживания долгосрочного сотрудничества между семьей и школой.

3.Технология включения и поддержки родителей в процессе образования их детей.

Развивающая беседа — метод, который уже не один десяток лет применяется в Эстонии и входит в обязательный набор техник при обучении детей, а также при работе с родителями и педагогами. В России развивающие беседы стали применять относительно недавно, но их польза безусловна.

Слайд 11

Назначение РБ

Это возможность для родителей и педагогов:

•прояснить и согласовать свои цели, ценности и смыслы;

•сформулировать ожидаемые результаты для ребенка и результаты своего сотрудничества;

•вместе найти наилучшие решения по достижению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей;

•прояснить и распределить зоны ответственности.

Слайд 12

Ценность РБ

Для родителя:

•больше осведомленности в вопросах развития своего ребенка, чувство уверенности и спокойствия;

•возможность принимать важные решения вместе с педагогом;

•большее понимание особенностей и возможностей школы для образования ребенка;

•профессиональная поддержка в вопросах образования детей;

•уверенность в безопасности и благополучии ребенка.

Слайд 13

Для педагога:

•повышение ответственности родителей и их мотивации на сотрудничество;

•понимание особенностей жизненного контекста ученика;

•поддержка и одобрение со стороны родителей;

•уменьшение деструктивных конфликтов и повышение лояльности родителей к педагогу и к образовательной организации;

•удовлетворение результатами деятельности и создание профессионального имиджа

Слайд 14

Для родителя, для педагога и для образовательной организации:

Это возможность для максимального объединения всех конструктивных усилий родителей и педагогов с целью поддержки развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала и достижения им наилучших результатов своего образования.

Слайд 15

Задачи РБ

  • Качественная обратная связь, обмен мнениями по актуальным вопросам и их учет при принятии решений.
  • Рефлексия и анализ ситуаций, условий и ресурсов развития.

•Формирование совместного согласованного плана действий.

•Определение зон ответственности и прояснение обязательств.

•Создание устного/письменного двухстороннего соглашения.

•Предупреждение вероятных сложностей и проблем, связанных с поведением/успеваемостью ученика;

•Формирование взаимопонимания и доверия между педагогами и родителями.

 Слайд 16

Этапы развивающей беседы

1. Подготовка

2. Реализация

3. Рефлексия

Техническая подготовка

  • Согласуйте место и время проведения беседы
  • Проверьте и распечатайте все необходимые данные
  • Пригласите специалистов, при необходимости
  • Подготовьте аудиторию
  • Создайте условия, чтобы вас не отвлекали

Слайд 17

Содержательная подготовка

  • Каковы тема, цель, ценность, смысл и результаты беседы?
  • Владею ли я всей информацией по теме данной беседы? У кого получить недостающую информацию?
  • Кого из специалистов важно пригласить? С кем важно проконсультироваться?
  • Какие этапы беседы? Какие вопросы я буду задавать на каждом этапе?
  • Каких возражений можно ожидать от родителя? Что может пойти не так? Как я буду реагировать в сложных ситуация?
  • Что можно предложить родителю в случае его несогласия или молчания? Что я готов/готова сделать в данной ситуации? За что готов/готова взять ответственность?

Слайд 18

Психологическая подготовка

-Что я знаю о моем собеседнике и как к нему отношусь?

-Как мое отношение к нему поможет достичь цели и эффективно провести беседу?

-Что я знаю о моем собеседнике и как к нему отношусь?

-Как мое отношение к нему поможет достичь цели и эффективно провести беседу?

-Какую стратегию предположительно он выберет в беседе?

-Что делать, если беседа станет слишком эмоциональной?

Слайд 19

Второй этап - Реализация

ЭМОЦИИ •Спокойствие

               •Воодушевление

                •Радость

                •Интерес

МЫСЛИ

•«Все пройдет хорошо!»

•«Родитель-заинтересованное в ребенке лицо!»

•«Мы найдем самые лучшие решения!»

•«Мы договоримся!»

ДЕЙСТВИЯ

•Следуйте алгоритму беседы!

•Установите и поддерживайте контакт!

•Управляйте мотивацией родителя!

•Применяйте уместные стратегии, техники и инструменты!

Слайд 20

Алгоритм развивающей беседы

Важно позитивно настроится на цель и стиль конструктивного разговора и на внутреннюю позицию актуализатора!

Контакт

•Готовность к диалогу

Цели

•Цель 1

•Цель 2 (Прояснены и согласованы)

Ценности и смыслы

•Ценность 1

•Ценность 2 (Прояснены и согласованы)

Решение

•Поиск решений

Договор

•План

•Зоны ответственности

•Сроки

Завершение

•Благодарность

•Ценность и смысл беседы

Может быть, два варианта такого общения:

1.        по инициативе учителя;

2.        по инициативе родителей.

Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.        Постановка психологической цели.

Что я хочу от родителей? Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельности.

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствую о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияю, на общение учителя и семьи.

Вызывать родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

Организация начала диалога..

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним, но имени—отчеству.

Установление согласия на контакт то означает, что учитель обязательно обговариваем время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю, я ребенка, вижу в нем и положи тельные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, по и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но...» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факт о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ, о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, организованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Пено, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим...».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын» т, е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для того педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств, но поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды па...», «Меня удивило...», «Я огорчена...» и т.д. Выполнение этого условия' предотвращаем возникновение конфликта при разнице во мнениях, и способствует взаимопониманию споров.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени - отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Слайд 21

Третий этап -Рефлексия

Достигнута ли цель беседы? Почему?

Что удалось сделать лучше всего?

Получены ли ожидаемые результаты?

Что следовало бы сделать иначе?

Что следовало бы сделать иначе?

Слайд 22

Правила поведения педагога в развивающей беседе

Настройтесь на позитивное восприятие родителя и на внутреннюю позицию актуализатора.

•Включите активное слушание. Старайтесь в каждой фразе слышать позитивное намерение собеседника.

•Постарайтесь, чтобы во время беседы родитель говорил 80%, а вы 20%.

•Создайте условия для безопасного общения. Будьте открыты, искренне интересуйтесь собеседником.

•Скажите родителю, что вся информация и итоги развивающей беседы КОНФИДЕЦИАЛЬНЫ. Получите разрешение у родителя обсудить проблемы ребенка с другими специалистами.

•Управляйте беседой: следите за временем (мах 60мин), придерживайтесь цели и заранее составленному плану.

•Делайте сами пометки, предлагайте делать записи родителю.

Слайд 23

Трудности внедрения развивающей беседы в практику педагога

1.Довольно сложно проводить беседы системно в том темпе, в котором живет педагог.

2.К беседе нужно тщательно готовиться, что занимает в начале достаточно много времени, также как и реализация самой беседы.

3.Могут нарушаться договоренности, так как на этапе заключения соглашения и распределения ответственности родители часто сопротивляются (явно или скрыто).

Слайд 24   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества с родителями

Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества  с родителями...

Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества с родителями

Коучинг это в первую очередь технология для раскрытия потенциала личности ученика, для максимализации  его собственной производительности и эффективности. Однако это не только техника, кот...

Коучинговый подход, как залог эффективного сотрудничества с родителями

Коучинговый подход в индивидуальных диалогах с детьми превращается в процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему...

Коучинговый подход, как залог эффективного сотрудничества с родителями

Коучинговый подход в индивидуальных диалогах с детьми превращается в процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему...

Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества с родителями

Коучинг- это, в первую очередь технология для раскрытия потенциала личности ученика, для максимализации  его собственной производительности и эффективности. Однако это не только техника, которая ...

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Эффективные коммуникации учителя-логопеда

Эффективные коммуникации как основа профессионального развития учителя-логопеда...