Методическая разработка внеклассного мероприятия «Помним, гордимся скорбим…»
методическая разработка (4 класс)

Афонькина Ирина Юрьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Помним, гордимся скорбим…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leningrad-pomnim_i_skorbim.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение лицей № 22 имени героя Советского Союза Ровенского В.Г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Помним, гордимся скорбим…»

                                                                        Автор работы  

Афонькина И.Ю.

Учитель начальных классов.

Сочи

2021г

Содержание

Введение        3

Цели проведения мероприятия, оснащение        4

Основная часть        5

Заключение        9

Список использованных источников        10

Введение

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает в самом раннем возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к школе, к учителю, к родному городу, родной стране. Сегодня в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года рекомендует направить усилия для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на "формирование конкурентноспособного человеческого потенциала", способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

Огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающих поколений уделяли выдающие педагоги и общественные деятели прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В.Г. Белинского, Е.Р. Дашковой, Н.А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского; Н.Г. Чернышевского и др. Они акцентировали внимание на воспитании сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество.

На сегодняшний день в обществе созрела необходимость в патриотическом воспитании школьников начальных классов и это доказывает актуальность и позволяет сформулировать тему работы: работа по патриотическому воспитанию для начальной школы.

Цели проведения мероприятия, оснащение

Цель

  • Образовательная. Познакомить учащихся с героическим подвигом ленинградцев совершенным в период Блокады.  
  • Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма,  уважение и благодарность к участникам тех событий.  Сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.  
  • Развивающая. Развивать у учащихся интерес к исследовательской деятельности.

Задачи

  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому родного края, страны;
  • Развивать чувство уважения, гордости к старшему поколению, его героическому прошлому;
  • Через творческую деятельность воспитывать у младших школьников чувство патриотизма

Оборудование

Компьютер, колонки, проектор, ЭКТ-экран, тематическая презентация.

Подготовительная работа

Учитель  подготовил тематическую презентацию

Школьники нарисовали рисунки, подготовили совместно с педагогом творческие миниатюры, выучены стихи.

Основная часть

1 слайд

Заставка, начало мероприятия

Слово  учителя:   Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорности.  Сегодня, мы вспоминаем одну из самых трагических страниц в истории нашего города да и во всей Великой Отечественной войне – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г. - день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории.


Звучит фрагмент «Священная война»

2 слайд

Зажженная свеча, кусочек черного хлеба, обелиск «Дети блокадного Ленинграда», мелодия Рахманинова

Ученик:

Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

3 слайд

Диктор: 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

4 слайд

2-й чтец:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Бергольц).

5 слайд

Ведущий: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград.

6 слайд

Ведущий: Не вышло!

7 слайд

К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

Ведущий: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

8 слайд

В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые

9 слайд 

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

10 слайд

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

11 слайд

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых.

12 слайд 

Кадры фильма «Блокадный Ленинград»

4-й чтец:

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик — это суп на ужин,
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяльце тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин! Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет. (О. Бергольц)

Ведущий: Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план враг до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

13 слайд

За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек.

14-15 слайды

Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином.

16 слайд

В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин.

17-18 слайды

Вмести со взрослыми на заводах трудились и дети. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Диктор: Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих ко многим.
Еще не знают на земле.
Страшней и радостней дороги» – писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

19 слайд

6-й чтец:

Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё

20 слайд

Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период из города было эвакуировано 554 186 человек.

21 слайд

Ведущий: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

22 слайд

Диктор: Говорит ЛЕНИНГРАД! Говорит ЛЕНИНГРАД! БЛОКАДА ПРОРВАНА!!!!!

7-й чтец:

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Стук метронома

23 слайд

10-й чтец:

У Вечного огня!.. Я знаю, что хочу.
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.

24 слайд

Ведущий: В блокаду, только по официальным данным, от голода умерли 641 тысяча горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года население города сократилось до 560 тысяч человек.

25 слайд

Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь...
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня
И прокляни меня, жар вещего костра.
Свет Вечного огня.

26 слайд

Ведущий: Объявляется минута молчания… Прошу всех сесть.

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой".

27 слайд

Выступление приглашенного ветерана

Проходят годы и с каждым днем становиться все меньше участников тех героических событий, о которых мы даже не знаем. На сегодняшний день в нашем городе проживает три женщины  имеющие звание «Дитя блокадного Ленинграда». И   сегодня мы пригласили одну из них к нам в гости Тихомирову Ольгу Владимировну.

Слайды 27-30

Беседа с ветераном.

Заключение

Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.

Мы рассматриваем патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических

чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.

В разработанных условиях под результатами патриотического воспитания школьников понимается повышение уровня с формированности патриотической воспитанности. Все компоненты взаимосвязаны, представляют собой единое целое.

Настоящая работа не могла, охватить в равной мере все аспекты Патриотического воспитания. Требуется дальнейшее работа патриотического воспитании при переходе учащихся из  начальной школы в среднюю и старшую; вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в системе дополнительного образования. Более глубокого и разностороннего изучения ждут проблемы индивидуального подхода в этом важном аспекте воспитательного процесса.

Список использованных источников

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в

ДОУ //Управление ДОУ. – 2005

Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных

систем//Системные исследования: Методологические проблемы,-М.,1985

Бездухов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к

ценностям.-Самара, 2002.

Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н.Ф.Бунаков. –

М.: Педагогика, 1991.

Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика,

2006

Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания

граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2005

Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова //

Дошкольное воспитание. - 2014

Деркунская В. Воспитание гражданской позиции школьников начальной школы /

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации //

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//

Управление ДОУ. – 2005

Маркина, О. Растим патриотов России : цикл мероприятий, посвященных

Дню Бородинского сражения. Для школьников начальной школы / О. Маркина, О.

Макаренко А.С. О воспитании: Сб.-2-е изд., перераб. и доп.-, 1990

Макаренко, А.С. Цель воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко –

Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской

педагогики / Н. П. Овчинникова // Педагогика. — 2007

Воспитание нравственных чувств у школьников начальной школы: Кн. Для

воспитателей дет. сада/ Р. С. Буре и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. — М.:

Просвещение, 2003.

Нравственно-патриотическое воспитание школьников начальной школы.

Проект "Защитники Отечества" электронный ресурс: http://www.maam.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Чтобы помнили!"

Во внеклассной работе особое значение имеют мероприятия, посвящённые значимым памятным датам .Данное тематическое мероприятие  может быть приурочено к праздникам  - «День Победы» или  «...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню Защитника Отечества "Недаром помнит вся Россия про день Бородино"

В методической разработке представлена конкурсная развлекательная программа для обучающихся начальных классов в предверии празднования Дня Защитника Отечества....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого дню памяти и скорби(22 июня)

Методическая разработка  внеклассного мероприятия, посвященного дню памяти и скорби (22 июня) .Разработка использовалась в лагере дневного пребывания детей....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...