Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
опыты и эксперименты

Гордеева Оксана Николаевна

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме самообразования  

«Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

     В своей педагогической практике я осуществляю личностно-ориентированный подход, использую оптимальные приемы и методы обучения, в системе формирую у учащихся УУД, определённые в государственном стандарте начального общего образования. Учебные занятия строю с учетом современных образовательных технологий. Я большое внимание уделяю формированию детского коллектива, провожу диагностические обследования с целью выяснения уровня сформированности познавательной мотивации школьников к учению, психологического климата в классе.

На уроках я  выступаю не только в роли педагога, но и в роли инструктора, систематически веду со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы.

За последние 3года  в педагогической  работе наблюдается  положительная  динамика  учебных  достижений  учащихся –  100% успеваемости качество знаний составило  в 2018-2019 учебном году- 75% в 4 классе и 75% во 2 классе, 2019-2020 учебном году-75% в 3 классе, в 2020-2021 учебном году-80%-в 4 классе и 75%-во 2 классе. 

В моей практике обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, поэтому я выбрала тему своей работы «Формирование орфографической зоркости у младших школьников. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия.

Достичь орфографической зоркости можно лишь ежедневным упорным трудом.

Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение "видеть” орфограммы. Как помочь учащимся писать грамотно? Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо задуматься над поиском эффективных способов тренировки орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

Цель:

Целью моей работы является повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка через использование наиболее эффективных приёмов и методов работы по формированию грамотного письма.

Задачи:

Для достижения этой цели я сформулировала следующие задачи:

- изучить эффективные приёмы и применять их на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости у учащихся;

- подобрать систему орфографических разминок, заданий для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма и оформить их в виде методического материала;

- систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде дидактического материала.

Целью моего педагогического опыта является представление системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы на уроках русского языка. Системный подход основан на следующем: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.

Успешность использования педагогического опыта подкрепляется созданием на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, созданием условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

В своей работе по формированию орфографической зоркости я соблюдаю несколько этапов:

Первый этап.

Обучение постановке ударения. Задания предлагаю такие, где написание не расходится с произношением.

Второй этап.

Ввожу слова, где написание расходится с произношением.

Третий этап.

Отрабатываю навыки правописания безударной гласной. Записываем слова с пропуском сомнительных гласных или их подчёркиваем.

Четвертый этап.

Отрабатываем умения проверять безударную гласную. Знакомлю детей с орфограммой, когда наблюдается явно неоднозначное произношение и написание.

Использую упражнения на замену букв:  Эти упражнения выполняем на доске. Ученики при этом имеют возможность доказать необходимость нужной гласной.

Пятый этап.

Восприятие орфограммы на слух. Использую для выполнения таких упражнений объяснительные и выборочные диктанты.

От того, насколько правильно будут сформированы орфографические навыки на начальном этапе, зависит дальнейшее обучение ребёнка. Вот почему в работе при обучении младших школьников русскому языку важна установка на безошибочное письмо.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Также я рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке (до 5 минут), на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание я уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам

Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу, как правило, на этапе актуализации знаний.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Проверяю себя.

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Словарный диктант.

Выполнение таких видов упражнений, на мой взгляд, учит подбирать проверочные слова, расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, активизирует умственную деятельность

Результативность работы по данной теме заключается в том, что посредством включения на различных этапах урока разнообразных приемов и методов работы по формированию грамотного письма у учеников формируются более прочные орфографические навыки, повышается интерес к изучению русского языка.

Работая по системе, которая описана выше, я подвела некоторые итоги. Комплексная и целенаправленная работа помогла значительно улучшить процесс обучения русскому языку, повысить интерес к нему учащихся, что сказалось на результатах. Качество знаний по русскому языку на протяжении периода освоения опыта улучшилось, по результатам письменных контрольных работ динамика возросла.

Представленный педагогический опыт может быть использован учителями начальных классов для повышения грамотности и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка.   От того, насколько полно б...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Обобщение опыта по теме: "Развитие орфографической зоркости у младших школьников"

Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмм...