«Использование ИКТ в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования».
материал (4 класс)

Бигаева Мадина Викторовна

Самообразование для учителейт начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uchitel_sovremen_internet_pol.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

                         

«Использование ИКТ в начальных

классах — как одно из условий

повышения качества образования».

             

                                                

Пояснительная записка

     Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных  сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Цель:

         - повышение эффективности обучения

Задачи:

  • активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
  • развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;
  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • создание персонального сайта;
  • создание блога класса;
  • регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;
  • оказание практической помощи коллегам;
  • участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися.

Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся

Ожидаемый результат самообразования:

  • разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии во внеклассных мероприятиях;
  • доклады, выступления на заседаниях ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Планируемые результаты самореализации:

  • Разработка комплекта электронных внеклассных мероприятий.
  • Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
  • комплекта дидактики по предмету (презентации)
  • комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты)
  • сборника кроссвордов;
  • пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),
  • базы данных методик обучения,
  • пакет сценариев внеклассных мероприятий с применением информационных технологий,
  • пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),
  • комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),
  • пакета психолого-педагогических материалов для воспитателя.

Мотивы самообразования:

• Ежедневная работа с информацией (необходимость поиска и анализа новой информации при подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др.)

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «современного человека»

• Конкуренция.

•Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

•Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

•Интерес. Человек, который ежедневно учит, но не будет постоянно учиться, имеет ли он тогда право  преподавать?

Направления  самообразования

• Профессиональное (начальная школа)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

Источники  самообразования

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

• Газеты, журналы.

• Интернет.

• Телевидение.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Курсы повышения квалификации.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому, и другому одновременно.

Формы самообразования:  

-индивидуальная

-групповая (методическое объединение, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации)

Составляющие процесса самообразования :

  Изучение и внедрение  новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения

• Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом

•Периодическое проведение самоанализа своей профессиональной деятельности

•Совершенствование своих знаний в области  современной психологии и педагогики

• Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры

 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

• Систематический просмотр определенных телепередач

•Чтение конкретных педагогических периодических изданий

(«Начальная школа»,«Первое сентября», научно методический журнал «Классный руководитель»…)

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация  внеклассной деятельности по предмету

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

•Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.  

Результат самообразования:

• повышение качества преподавания предмета (рост качества знаний, рост количества учеников, участвующих в предметных олимпиадах,..)

• разработанная программа по предмету

•применение новых форм, методов и приемов обучения (проектная деятельность   в обучении, информационно-компьютерные технологии, технология разноуровнего обучения, технология взаимоколлективного обучения, метод моделирования и др.)

•доклады, выступления (на педсоветах, методобъединениях, профессиональных конкурсах, курсах повышения квалификации)

•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей (презентации, отработанная система тестирования)

•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии и распространение через консультации, педсоветы, МО)

•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям (в школе, на МО, на конкурсах)

•проведение  мастер-классов (в школе, на МО, на конкурсах)

Темы самообразования, над которыми работала ранее: 

«Проектная деятельность в начальной школе».

Тема, над которой работаю в настоящее время 

«Использование ИКТ в начальных  классах — как одно из условий повышения качества образования».

Разработан  личный план работы над поставленной перед собой темой.

Условиями эффективной работы над данной проблемой являются  систематический доступ к компьютерной технике и Интернету.  Есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и постоянно проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой.

 Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

•Использование комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

•Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

•Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

•Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).

•Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

•Создание сборника предметных кроссвордов.

•Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

•Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.

•Разработка проектов в  учебно-воспитательном процессе

•Пакет административной документации классного руководителя.

•Пакет материалов по  проектной деятельности.

•База данных вопросов и задач по предмету,  по главам.

•Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.

•Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

•Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

Пользование разработками, методиками, статьями, дидактическим материалом в Интернете.

 План работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность ученика?

2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в освоение интернет-пространства.

3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме.

Сентябрь, 2014г.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах.

Октябрь, 2014г.

3. Практический

1. Система мер, направленных на решение проблемы: создание персонального сайта, регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Весь год

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Март-апрель, 2018 г.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Цель:

•        развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;

•        обучение самостоятельному приобретению знаний

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю включение учащихся в проектную деятельность.

ИКТ-компетентность учителя

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ -компетентности учителя :

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
  • материалы для урока,
  • тематическое планирование ,
  • мониторинги по своему предмету,
  • различные отчеты по предмету,
  • анализ процесса обучения, и т.д
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
  • школьная сеть,
  • электронная почта ,
  • социальная сеть (Дневник.ру, …),
  • сайт (раздел сайта),
  • форум ,
  • Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
  • блог (сетевой журнал или дневник событий),
  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя.

                                         

                        Отчёт по теме самообразования:

«Современный учитель –активный Интернет-пользователь»

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ- компетентен во многих вопросах.

  Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

    Сейчас уже неоспорим факт применения ИКТ на уроках. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования. Но, а что даёт самому учителю применение ИКТ-технологий?

    Учитель может вести блог, страничку, зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещая материалы на сайтах, вы имеете возможность получать сертификаты о публикации необходимые при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах. Давайте разберёмся, что же такое блог и каковы его возможности.

Блог1 (blog - англ.) - дневник, сетевой журнал одного или нескольких авторов,  основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Блоггер\блогер (blogger) - человек, ведущий блог.

Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.

    С ведением блога появляется возможность обмениваться информацией,

осуществлять обратную связь с коллегами, родителями, учениками,

анализировать и обобщать свой собственный опыт.

   В последние годы интерес и потребность в Internet-блоге очень возросли. На мой взгляд, в школы приводят своих детей новое поколение родителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Учитель должен соответствовать требованиям и запросам времени.

Первый сайт, где я зарегистрировалась, был сайт ПроШколу.ру

Почему именно на этом сайте? Потому, что это бесплатный школьный портал, на котором можно пообщаться с тысячами других школ, учителей и учеников,

разместить фото-, видеоинформацию, документы, презентации, получить компетентную помощь и поддержку миллионной аудитории учителей и т.д.

    В настоящее время проявляется большой интерес к образовательным блогам, т.к. в них размещаются педагогический опыт, идеи, размышления, инновационные приемы, методы, способствующие достижению целей уроков или занятий.

По своему функциональному применению, реализуемый в педагогической деятельности блог, относится к категории личных профессиональных блогов. Это некий "монолог на тему", прерываемый и направляемый комментариями, вопросами, рекомендациями блоггеров.

     В процессе ведения блога можно:

  • получить навыки в работе с персональным компьютером, освоить новые компьютерные программы, непрерывно совершенствовать свои знания в области ИКТ и делиться ими с учениками;
  • расширить кругозор;
  • участвовать в диалоге с представителями учительских сообществ, получить нужную информацию, помощь или поддержку, а также, услышать компетентное мнение по интересующему вопросу, комментировать достижения коллег из разных уголков России, а также делиться с ними результатами своего труда;
  • систематизировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, саморазвития.

    Таким образом, у педагога, ведущего блог, формируются и развиваются профессиональные компетенции, растёт педагогическое мастерство и творчество.

  Размещать свой методический материал можно и на известных педагогических сайтах, где кроме общения вы ещё получите и сертификат о публикациях.

Имею публикации на интернет-ресурсах: 

Персональный сайт

Каждый учитель имеет огромный запас методических материалов. Всё это можно разместить, создав свой персональный сайт. Так я и поступила. 

Создала свой сайт с методически богатым содержанием.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования

Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое  состояние  в значительной степени определяется условиями  его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе созд...

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Использование ИКТ в начальной школе как одно из условий повышения качества работы учителя.

Как повысить качество работы учителя начальной школы с помощью ИКТ...

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования

Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования...

Использование ИКТ - технологий в начальных классах – как одно из условий повышения качества образования

В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные техно...