Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"
статья

Ракова Оксана Николаевна

Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном  уроке, в частности на уроках литературного чтения, приобретает использование различных видов творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах.

Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном  уроке, в частности на уроках литературного чтения, приобретает использование различных видов творческих работ.

Особенности работы с художественными произведениями в начальной школе определяются прежде всего формированием  и совершенствованием навыка чтения. Основным методом работы с текстом является его чтение: выборочное, чтение вслух, про себя, комментированное и др. Осознанное чтение предполагает единство изучения содержания и формы произведения. В результате в основу методики современного урока литературного чтения легли следующие ступени восприятия художественного произведения:

- подготовка к воспроизведению,

- первичное эмоциональное восприятие,

-осмысление прочитанного и его эстетическая оценка,

- выражение отношения к прочитанному.

Можно также выделить три этапа работы с текстом:

- первичный синтез,

- анализ,

- вторичный синтез.

На этапе вторичного синтеза проводится работа, которая предполагает обобщение по тексту произведения, его перечитывание и выполнение творческих работ учащимися. Одним из наиболее эффективных форм работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения является драматизация.

Драматизация – это последствие психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, мимики, жестов, позы и др.

 Уже в первом классе, когда ребенок еще не достаточно уверенно владеет процессом чтения, метод драматизации можно использовать при анализе иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героях. Анализ иллюстраций происходит путем обсуждения:

- Что изображено на картине?

-Что делает герой?

- Какое у него выражение лица?

- Когда так делают?

Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, мы усложняем работу, предлагая  задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем уточнили: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллюстрации или на анализ содержания текста. В целях усложнения работы анализ иллюстрации чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.

Таким образом, анализ иллюстраций, усложняясь на уроках чтения, служит основой для другой формы драматизации – произнесения слов героя произведения с привлечением средств интонационной, мимики.

После использования на уроке чтения самой простой формы драматизации – анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев - мы применили следующую форму драматизации: постановка «живых картин».

«Живая картина» – это момент из художественного произведения, запечатленный на полотне не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите (карандаши, краски, детские игрушки).

Более сложным видом драматизации является работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

Данный вид происходит в следующем порядке:

1) восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать;

2) проверка качества восприятия;

3) характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ);

4) анализ действий и слов одного из героев в названной учителем ситуации;

5) демонстрация поведения героя (со словами);

6) анализ соответствия показа смыслу отрывка или литературного источника;

7) установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.

Данная форма драматизации более сложная, чем «живые кар-

тины», за счет воспроизведения выразительной речи героев произ-

ведения.

Однако на смену вышеописанным видам драматизации мы постепенно подошли к более сложному: чтение по ролям.

Подготовка к проведению чтения по ролям проходила в данном случае в такой последовательности:

1) знакомство с текстом – чтение, общая проверка восприятия;

2) определение количества действующих лиц;

3) чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов первой буквой их названия;

4) определение необходимости чтения авторских слов;

5) анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них»;

6) определение типа интонации, с которой нужно читать слова героев;

7) выбор чтецов и первое чтение по ролям;

8) разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;

9) выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям;

10) подведение итогов и оценка работы.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Оно используется и в период обучения грамоте, но из-за недостаточной сформированности у первоклассников техники чтения в меньшей мере, чем на уроках литературного чтения.

На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Когда дети овладевают перечисленными навыками, больше внимания следует уделять характеристике действующих лиц и выразительности их интонации. Усложняя прием чтения по ролям, мы предложили учащимся не только произносить слова каждого из героев произведения, но и, читая, показать, как они выглядели, какими были выражения их лиц. В данном случае чтение по ролям проводилось у доски. Сидящие за партами ученики не «следили» по тексту, а слушали исполнителей и смотрели на них.

Драматизация развернутой формы самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности, поэтому она вводится не сразу, а постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса к развернутой драматизации может подвергаться этому виду работы один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком.

Затем проводится показ и анализ результатов. Эффективность использования приемов драматизации на уроках чтения будет зависеть от соблюдения правил:

1 Учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель каждого введения приема на уроках.

2 При использовании любой из форм драматизации важно соблюдать в более или менее полном виде общую последовательность работы.

3 Для повышения качества драматического воплощения литературного источника целесообразно, где только можно, использование иллюстративного материала.

4 Распределение ролей проводить сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки.

5 Необходимо выработать отношение детей к драматизации как к искусству переживания, а не изображения.

6 Реквизит нужно применять умеренно, каждый раз ясно осознавая цель использования любой детали декорации, костюма, грима.

7 Важно, чтобы качество каждого применения приема драматизации подвергалось анализу и оценки со стороны учителя и детей.

8 В процессе драматизации педагог должен выступать не только в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности.

9 Для достижения эффективности работы по использованию драматизации в процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное использование приема.

Также драматизация или детское театральное творчество ближе всего к детскому литературному творчеству. Наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, иногда инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры.

Но гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества. Здесь возможны самые различные формы и степени: от заранее подготовленного и проработанного литературного текста и до легкой наметки каждой роли, которую сам ребенок в процессе игры должен импровизированно развернуть в новый словесный текст. В настоящей детской постановке все: от занавеса и до развития драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку.

Надо иметь в виду, что применение приема драматизации не только возможно, но и рационально с первых дней обучения ребенка в школе. Прием драматизации предполагает последовательную работу над отдельными выразительными средствами языка, причем, только в тех случаях, когда это не является самоцелью и служит учебным задачам: создать речевую ситуацию; помочь учащимся «увидеть» то, о чем написано в произведении; способствовать вживанию в образ героя для того, чтобы лучше понять его характер и состояние.

Для того чтобы исследуемый прием функционировал наиболее эффективно, необходимо в процессе использования драматизации соблюдать рекомендации, при применении которых учитель улучшает работу над художественным произведением на уроках чтения.

Для достижения эффективности в работе по использованию драматизации в процессе обучения чтению необходимо систематическое использование этого приема в порядке нарастания его сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"....