Статья "Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах"
статья

Ракова Оксана Николаевна

За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно,  необходимы технологии и методы, отвечающие новым требованиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод кластера, как способ развития критического мышления в начальных классах

За переходом современной школы на качественно новое образование следует модернизация форм организации образовательной деятельности. Следовательно,  необходимы технологии и методы, отвечающие новым требованиям.

Рассмотрим педагогический метод кластера. Он подразумевает вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, развитие вариантности мышления, способность устанавливать причинно-следственные связи. Данный метод учит мыслить и систематизировать информацию, вызывая при этом интерес у участников образовательного процесса.

Термин «кластер» (cluster) – в переводе означает «скопление», «гроздь», «пучок». То есть данный метод предполагает систематизацию информации графическим способом, отображая связи между ключевыми элементами.

Метод кластера успешно можно применять на разных этапах изучения темы: новый материал, актуализация, закрепление. Форма работы также может быть разнообразной: индивидуальная, групповая, коллективная.

Для лучшего результата при использовании данного метода необходимо придерживаться определенных шагов.

Шаг 1. Учитель вовлекает учеников в работу, задавая наводящие вопросы. Данный этап необходим для стимулирования познавательной деятельности. Результатом является постановка проблемы – темы урока. На схеме данный этап отображается в виде ключевого слова (словосочетания), расположенного в центре листа.

Шаг 2. Ученики работают с информацией, данной учителем, ищут её самостоятельно в учебниках, словарях, энциклопедиях; фиксируют полученную информацию. От центрального понятия ответвляются другие крупные смысловые единицы, уточняющие ключевую тему. Происходит конкретизация крупных категорий с помощью отображения более мелких фактов, идей, образов, ассоциаций.

Шаг 3. Происходит обобщение, систематизация полученных знаний. Подведение итогов работы.

Итогом является графическая, красочная структура, отображающая размышления ученика.

Рассмотрим применение метода кластера на уроках в начальной школе. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Члены предложения».

Работая с данным методом, ребёнок учится ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, переходить от общего к частным деталям и наоборот, делать выводы.

Метод кластера очень эффективен при обучении младших школьников в силу преобладания у детей наглядно-образного мышления. Уроки с применением данного метода дают ученикам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. Нетрадиционный способ подачи и изучения материала повышает учебную мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления учащихся начальных классов

Начальный этап работы над темой самообразования....

Презентация "Технология развития критического мышления в начальных классах".

В презентации представлены некоторые методические приёмы технологии развития критического мышления в начальных классах: кластер («гроздь»), чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы, «обложка...

Буклет«Применение технологии кластер для развития критического мышления в начальной школе»

Каждый учитель стремится сделать процесс   обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого &nd...

«Технология шестиугольного обучения как способ развития критического мышления»

Презентация для учителей начальных классов. Содержит информацию о технологии шестиугольного обучения, знакомит с практическими приемами применения данной технологии, практические рекомендации применен...

Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе».

Технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя нау...

Кластер как прием развития критического мышления через чтение и письмо

Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», методические приемы и техники которой очень разнообразны....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....