Приёмы работы по изучению таблицы умножения. Как выучить таблицу умножения?
методическая разработка

Трофимова Наталья Давыдовна

Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памяти ни у себя, ни у своего ребенка. Такие сложности, действительно, встречаются не так уж часто. Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и построено обучение в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы по изучению таблицы умножения. Трофимова Наталья Давыдовна учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 66 р.п.Бердяуш»

Слайд 2

«1» - «2» - «3» - «4» -

Слайд 3

2*3 = * =

Слайд 4

2*3 = 6 * =

Слайд 5

Повторяем и закрепляем: произносить с разными интонациями (например, сильно удивляясь или огорчаясь) выкрикивать как лозунги говорить как можно медленнее или , наоборот, как скороговорку кричать или шептать и т.п.

Слайд 6

Игра «Тройки» 2 4 8 9 3 3 2 6 3

Слайд 7

Какого числа не хватает? 2 ? 8 9 3 ? 6 ? 3 4 3 2

Слайд 8

Игра «Найди лишнее» 8 12 15 17 21 и др.

Слайд 9

Сводная таблица 4 6 8 10 12 14 15 16 18 20 21 24 25 27 28 30 32 36 40 42 48 49 56 63 64 72 81

Слайд 10

Предложенные приемы работы по изучению таблицы умножения могут изменяться и дополняться другими методами и приемами, но принцип прочного усвоения соблюдае тся.



Предварительный просмотр:

Приёмы работы по изучению таблицы умножения.

Как выучить таблицу умножения?

  Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памяти ни у себя, ни у своего ребенка. Такие сложности, действительно, встречаются не так уж часто. Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и построено обучение в начальной школе.

  Если же у ребенка плохо развита механическая память, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в незавидное положение. Ужасно обидно за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная система преподавания не учитывает их индивидуальных особенностей.

Один из методов, который рекомендуется использовать для заучивание таблицы, это создание рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение. Этот метод,  я бы советовала применить на самом первом этапе изучения таблицы во 2 классе.

   Сначала предлагается ребенку пофантазировать и сказать, на что похожи цифры от 0 до 9. Так учащийся придумывает для себя устойчивые ассоциации. Например, цифра "1" напоминала ей человека с любопытным носом, цифра "2" - лебедя, цифра "3" - сердечко и т.д. (важно, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком, иначе это станет дополнительной нагрузкой на память). Далее эти образы рисуются в виде картинок рядом с соответствующими цифрами (задействовав таким образом моторную и образную память, а также эмоциональную, т.к. эта необычная работа вызывает у детей разные положительные чувства).

После этого необходимо закрепить образовавшиеся ассоциативные связи, поэтому ребенку называют нарисованные картинки в разброс, а он вспоминает, какую цифру он ею изобразил.

Когда эти связи будут четко установлены, можно переходить к работе над запоминанием табличных примеров на умножение. Лучше не проходить за день более, чем один столбик из таблицы, чтобы избежать явления наложения заучиваемого материала друг на друга (что является нормальным свойством человеческой памяти).

   Дальнейшая работа строится следующим образом. Ученик пишет пример, который он в данный момент запоминает, сначала обычными цифрами, а рядом с помощью образов (картинки и знак умножения в левой стороне, затем знак "равно" и число в виде образа(ов) справа). После этого ему предлагается придумать историю, которая логично объединяла бы этих персонажей и имела какие-то причинно-следственные связи. Схема истории такова: один персонаж встречает другого, условия их встреч могут быть разнообразны. А окончание должно логично подвести рассказ к появлению персонажей, нарисованных после знака "равно". Чем интереснее, неожиданнее и эмоциональнее будут эти рассказы, тем лучше. Они должны хорошо запечатлеться в памяти ребенка, а кроме того, на время такого обучения и в вашей памяти тоже. Например, такая история на случай умножения "2 х 3 = 6". "Плыл лебедь(2) и вдруг увидел сердечко(3). Послушал он свое сердце, а оно сильно колотится. Тогда понял лебедь, сердце ему очень нравится. Стал он ухаживать за сердечком. А потом появился клоун(6) и стал смеяться над ними -тили-тили-тесто - жених и невеста!"

  После того, как вы проработали несколько примеров таким эмоциональным способом, следует перейти к следующему этапу - укреплению связей, вычленению только самого главного из всего рассказа (хотя в эмоциональной памяти хорошо бы сохранить весь сюжет). Это можно сделать, задавая ребенку вопросы типа "Шел лебедь, встретил сердечко. Кто потом появится?". Если ребенок ответил правильно, то нужно попросить теперь сказать цифрами, что это за пример. Если же верного ответа не поступило, то помогите ему вспомнить составленную историю с помощью комментариев частей рассказа.

  Обратите внимание, что переходить к работе над следующим столбиком (с другим главным персонажем) следует только после того, как автоматизировано воспроизведение всех установленных связей в предыдущем.

  Обратите внимание ребенка на то, что не нужно каждый раз придумывать новые истории, ведь в каждом последующем столбике будут встречаться примеры из предыдущих, где персонажи просто поменялись местами. Итог таких историй все равно будет как придуманный ранее.

   Когда ребенок запомнит таким способом всю таблицу умножения, нужно повторить и закрепить ее, используя дополнительные методы. Примеры из таблицы (уже в цифрах) можно произносить с разными интонациями (например, сильно удивляясь или огорчаясь), выкрикивать как лозунги на демонстрации, говорить как можно медленнее или, наоборот, как скороговорку, почти кричать или шептать и т.п.

    Хорошо также использовать шуточные задачи, решаемые с помощью примеров из таблицы умножения. Можно тренировать эти навыки, устроив ребенку игровое "испытание" по принципу настольной игры: если он правильно отвечает пример из таблицы умножения, то делает шаг вперед, если нет - то шагает назад. Зато если по результатам таких испытаний игрок достигнет условленного места, например, дойдет до двери комнаты, то он считается победителем и должен чествоваться или награждаться чем-нибудь приятным.

   Если же вы опасаетесь, что у вас не хватит творческих способностей, чтобы воплотить в жизнь все рекомендуемые дополнительные методы, то можете обратиться к вашему школьному психологу, где все эти приемы вы совместно проработаете.

   Используя все указанные способы в систематических занятиях (2 раза в неделю), можно добиться того, что ваш ребенок хорошо овладеет таблицей умножения уже через один - два месяца. Но еще важнее то, что ребенок поймет: это не он глупый и неспособный, а просто тот способ усвоения материала, который все используют, ему не подходит, но он может выучить то, что необходимо, другими методами, причем творческими и интересными.

   Кстати, такие методы обучения могут быть приятны и полезны даже в том случае, если у вашего ребенка нет проблем с механической памятью, но вы просто заботитесь о том, чтобы его интерес к учебе не угас из-за скучной зубрежки.

Следующий приём работы по изучению таблицы заключается в том, что при этом методе прослеживается  связь умножения и деления.  

  1. После первого знакомства с таблицей предлагаю игру  « Тройки» Заготавливаем карточки:

        2 4 8         9 3 3         2 6 3         27 3 7    56 8 7        

Показывая карточку, учитель дает задание « Составьте примеры на деление и умножение.»

Дети с удовольствием называют свои варианты, при этом запоминаются три числа, которые между собой связаны. Создается ситуация успеха - никто таблицу «не боится».

-Через несколько уроков задание усложняется. Учитель закрывает одно из чисел и спрашивает: «Какого числа не хватает?»

2 ? 8      2 ? 3     21 3 ?     9 ? 3

Дети: «Нет числа 4, потому что 8: 2=4»

Учитель: «А теперь?». (показывает карточку 2 4 ?)

Дети: «Нет числа 8, потому что 2 х 4=8»

Важно, чтобы дети называя недостающее число доказывали свой выбор.

 

  1.  Следующий прием - игра «Найди лишнее».

Предлагается ряд чисел, например,

        8         12         15         17         21

Учитель: «Какое число лишнее?».

Дети: «Лишнее число 17 , т. к. такого ответа нет в таблице умножении»  

  1.  Заключительный прием - сводная таблица.

4

6

8

10

12

14

15

16

18

20

21

24

25

27

28

30

32

36

---

 40

42

48

49

56

63

 64

72

81

Выделяются (или подчеркиваются) те табличные ответы, которые имеют два разных примера, например 24=8х3    , 24=6х4.

Ребята видят, что таблица умножения сводится всего к 27 различным примерам (не считая « двойных» ).

Работа проводится так: детям показываем число, ребята называют произведение, которое соответствует этому числу. Если число выделено ( или подчёркнуто), то просим назвать два разных примера.

Зрительное запоминание ответов таблицы позволяет детям легко подбирать неполное делимое. Например:2947 : 7 дети записывают выражение в столбик и, подобрав первое не полное делимое 29, легко подбирают цифру частного, потому что знают что в таблице есть число 28, которое делится на 7.

Предложенные приёмы работы по изучению таблицы умножения могут изменяться и дополнятся другими, но прочное усвоения соблюдается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как быстро выучить таблицу умножения.

В данном материале собраны советы разных педагогов родителям о том как быстро выучить таблицу умножения....

Это всем известно в целом мире или как выучить таблицу умножения

    Предлагаем вниманию родителей и их детей способы, позволяющие легко и эффективно освоить искусство умножения....

Как быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения в стихах...

Как легко и быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения... От одного этого выражения дрожь по телу :) Как можно ее выучить во 2-ом классе? Оказывается, очень просто! Вот несколько советов, которые помогут Вам и Вашим деткам в этом деле....

Как помочь ребёнку выучит таблицу умножения?

Совет, как работать над изучением таблицы умножения по "Линейке"...

Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения. Составление столбика таблицы умножения на 3"

Закрепление смысла действия умножения, закрепление знания таблицы умножения на 2, составление столбика таблицы умножения на 3....

Исследовательско-проектная работа. Презентация "Как выучить таблицу умножения за 3 дня"

В презентации дается подробное описание как можно за 3 дня выучить таблицу умножения....