Особенности детей с нарушениями зрения
учебно-методический материал

Панкратова Татьяна Васильевна

В докладе на методическое объединение педагогов-дефектологов дается классификация детей  с нарушением зрения, описываются особенности их развития, компенсации и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_s_narusheniyami_zreniya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей с нарушениями зрения

 Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненности зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятии выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

Основным критерием классификации нарушения зрения у детей является степень поражения зрительной функции.

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются следующие категории:

I. слепые - острота зрения от 0 до 0.04 включительно;

II. слабовидящие - острота зрения от 0.05 до 0.2;

Среди детей, относящихся к категории слепых, принято выделять следующие:

1. абсолютно или тотально слепые;

2. частично или парциально слепые:

 а) слепые со светоощущением;

б) слепые со светоощущением и цветоразличением;

в) слепые, видящие движение руки.

Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых внутри- или межанализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем.

В настоящее время экспериментально доказано, что утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов.

У нормально видящих предметы и явления окружающего мира воспринимаются визуально, а у слепых играют важную роль кожные ощущения. Тактильная чувствительность выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствительности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепых – чтением рельефно-точечного шрифта Брайля, ведущую роль в котором играет указательный палец правой руки.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Известно, что абсолютно слепые способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета (дерева, стены и т.п.).

В последнее время в деятельность слепых и слабовидящих все шире внедряются технические средства компенсации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение заключается в том, чтобы, по возможности, приблизить объем информации, получаемой при нарушенном или отсутствующем зрении, к объему той информации, которую получает нормально видящий.

Характерными особенностями их представления являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм (оторванность слова от предмета).

При нарушениях зрительных функций наблюдаются замедленные по сравнению с нормой образования временных связей и выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большого количества подкреплений.

Выпадение или серьезные нарушения функций зрения затрудняют процесс восприятия, в частности формирование целостного образа, его дифференцированности и возможность выделения существенных признаков и широких обобщений.

Действительная причина трудностей, испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, заключается в том, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Поскольку речевая деятельность при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушения или отсутствие зрения накладывают на этот процесс определенный отпечаток, вносят специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставание формирования речевых навыков и языкового чутья.

Несмотря на то, что слепые обычно правильно употребляют слова в том или ином контексте, знания их при тщательной проверке часто оказываются вербальными, не опирающимися на конкретные представления, а значение слов либо неправомерно сужается – слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, утрачивая свое значение.

Обучение системе рельефно-точечного шрифта (система Луи Брайля)   позволяет школьникам   получить весь объем знаний, что и зрячие сверстники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения

В материале освещены основные вопросы особенностей развития речи детей с нарушениями зрения....

Особенности мышления детей с нарушениями зрения

Особенности мышления детей с нарушениями зрения...

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения...

"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...

«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...