Доклад "Методика проблемного обучения в начальной школе"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мельниченко Наталья Валерьевна

Учитель живёт до тех пор, пока он учится;

как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

 

 

 

. Современная школа переживает трудные времена: времена переосмысления задач образования, выявления новых приоритетов. Издаются фундаментальные проекты и Концепции, разрабатываются новые методики и технологии. Вызов современности – это не выпускник, освоивший массу знаний по предметам, а гармонично развитая и социально ответственная личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Это требование закреплено в приоритетном национальном проект «Образование» и дополнено в Концепции модернизации Российского образования до 2025 года.

Исходя из поставленных перед школой задач, каждому педагогу нужно понимать, что деятельностная, активная, креативная личность не формируется по мановению волшебной палочки. Человек не может, не имея навыков, сразу стать творческим, самостоятельным. Эти качества формируются в школе, даже раньше. Первые шаги в формировании такой личности ребёнок делает ещё в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probl_obuchenie_doklad_sayt.docx74.63 КБ

Предварительный просмотр:

=

Доклад

«Использование технологии проблемного обучения как средства формирования познавательной самостоятельности школьников»

Учитель живёт до тех пор, пока он учится;

как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский

. Современная школа переживает трудные времена: времена переосмысления задач образования, выявления новых приоритетов. Издаются фундаментальные проекты и Концепции, разрабатываются новые методики и технологии. Вызов современности – это не выпускник, освоивший массу знаний по предметам, а гармонично развитая и социально ответственная личность на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Это требование закреплено в приоритетном национальном проект «Образование» и дополнено в Концепции модернизации Российского образования до 2025 года.

Исходя из поставленных перед школой задач, каждому педагогу нужно понимать, что деятельностная, активная, креативная личность не формируется по мановению волшебной палочки. Человек не может, не имея навыков, сразу стать творческим, самостоятельным. Эти качества формируются в школе, даже раньше. Первые шаги в формировании такой личности ребёнок делает ещё в дошкольном возрасте.

Я работаю с учениками 1-4 классов, это большое поле деятельности, большие возможности и большая ответственность. Именно на этой стадии расширяются возможности подростков, формируются приоритеты в отраслях знаний, определяется гражданская позиция. На педагоге лежит большой груз ответственности, так как именно от его умений работать в новых условиях, от его опыта и настроя зависит, в большей степени, успех формирования будущего активного члена нашего общества. Существует много технологий в современной педагогической практике, но для меня многие годы более значимыми являются исследовательская деятельность школьников и проблемное обучение.

Что дает проблемное обучение?

По моему мнению, проблемное обучение помогает преодолеть элементы механического усвоения знаний, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.

Для меня в учебном процессе главным является то, что при минимальных затратах времени надо получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Бесценную помощь в применении проблемных ситуаций оказывают уроки математики, литературного творчества, русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Приведу несколько примеров, как я работаю на уроках, внедряя данную технологию. Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения. В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю различные ответы учеников, порой даже спорные. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции (я согласна с твоим мнением… или понимаю ход твоих рассуждений, но не могу согласиться с выводами…).

Каждый урок завершаю рефлексией, обсуждаем не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие себе отметки поставили? И помимо всего прочего задаю еще один вопрос: «Зачем нужно изучать эту тему? Как эти знания пригодятся вам в последующей жизни?»

Я выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.

На своих уроках стараюсь применять различные приемы для получения максимального эффекта в усвоении учащимися учебного материала.

Приведу примеры тех приемов, которые использую наиболее часто в своей работе:

  • система проблемных вопросов, ситуаций, задач и заданий        по предметам, цель        которых        –        активизировать        мыслительные        процессы        учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность (Приложение 3). Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
  • «работая в парах», группах, дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение;

-задачи с заведомо допущенными ошибками;

-самостоятельная работа. Элементы проблемного обучения        могут выходить за рамки урока (домашнее задание).

-предварительные домашние задания;

  • использование   экспериментов    и    жизненных    наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях);

-создание ситуации выбора.

Примеры создания проблемных ситуаций на разных уроках в начальной школе.

Пример. Урок «Русский язык»

На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)

Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание:

«самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок - это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Использую проблемную ситуацию со столкновением мнений учеников класса .Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:

«Вопрос был один? А мнений сколько?

-Я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.) Объясняют. – Это береза!

  • Напишу слово «береза» на строке. (Продолжает запись.) – Наблюдают, что новое слово на строке не помещается –

Что же мне делать, ребята? – Надо перенести.

  • А что значит перенести? –– Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. –
  • Какой знак нужен? – Знак переноса.
  • Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. – Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете. Бе-рёза, берё-за, бер-ёза(Проблемная ситуация)

-Задание было одно? – Да

  • А выполнили вы его как? – Мы выполнили по-разному (Осознание противоречия.)
  • Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Как переносятся слова. Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксирует тему на доске.)

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Урок русского языка во 2_м классе по теме «Связь слов в предложении».

Учитель: Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу.(Выделяют основу)

  • Установите связи остальных слов в предложении. Испытывают затруднение.(Проблемная ситуация.)
  • Смогли выполнить задание? – Нет, не смогли.
  • В чем затруднение? – Мы такого еще не делали.
  • Чем это задание не похоже на предыдущее? (Осознание проблемы.)
  • Какова же тема урока? – Связь слов в предложении. Фиксирует тему на доске.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Урок русского языка 1 класс Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».

Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева).

Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

На уроках математики        метод проблемного обучения        заключается в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Например, при введении нового вычислительного приема

вычитания с переходом через десяток, в течение 3-5 минут учащиеся решают серию устных или письменных упражнений развивающего характера (анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.), в которых актуализируются изученные ранее алгоритмы вычитания двузначных чисел без перехода через разряд (58-25) и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток (12-5). В эту серию примеров включается пример нового типа (43-27), который

вызывает затруднение у детей (появляются разные ответы, кто-то не может решить и т.д.). Возникает проблемная ситуация, мотивирующая поиск нового вычислительного приема.

Или например такое задание: «Сравни тексты задач. Чем они похожи? Чем отличаются? Можно ли утверждать, что решения этих задач будут одинаковыми?»

А) Возле дома росло 7 яблонь и 3 вишни. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?

Б) Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?

Использую задачи с недостающими и лишними данными; с противоречивым условием и вопросом; с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно. Она включает диалоги между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов,

высказываются различные точки зрения, анализируются ошибки.

Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

На уроках литературного чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, а продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.

Покажу на примере рассказа Л.Толстого «Акула» возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения.

Основными этапами изучения произведения будут:

  1. выявления общего читательского восприятия;
  2. постановка проблемы и решение её через анализ текста;
  3. выводы, идеи.

После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.

  • Понравился ли рассказ? Чем?
  • Какие эпизоды запомнились лучше всего? Далее ставлю первый проблемный вопрос:
  • Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

а)        радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;

б) тревожное настроение; вызванное опасностью, грозившей мальчикам.

Разрешение этой проблемы.

- Прочитайте описание природы в начале рассказа про себя.

  • Какова его основная мысль? С помощью каких слов она выражается? ( День прекрасный, «словно из натопленной печки», «душно»)
  • Прочитайте описание природы так, чтобы слушатели почувствовали жару.
  • Найдите эпизод купания мальчиков.
  • Найдите слова, которыми передано веселье. Прочитайте. («плыли, как ящерицы », глаголы « перегнал, отставать, любовался, смеялись, кричали»).
  • Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.
  • Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?
  • Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)
  • Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)
  • Какими словами передано чувство страха?
  • Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения

детей?        (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).

Выводы.

  • Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)
  • Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).

Второй проблемный вопрос:

  • Кто является главным героем рассказа?
  • Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).
  • Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).
  • Чьи черты характера переданы наиболее полно?

а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).

  • Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)

б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).

в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)

Третий проблемный вопрос.

  • Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)
  • Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.
  • Как переданы переживания артиллериста?
  • Какие качества старого артиллериста проявились в данном

рассказе?        (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).

  • Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
  • Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)
  • Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)
  • Почему рассказ назван «Акула»? ( Потому что на её появлении основан сюжет рассказа)

На данном уроке, как мне кажется, принципиально важна исследовательская направленность в работе, которая побуждала детей к осмысливанию текста, а так же к выборочному и выразительному чтению.

Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников, находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям.

Урок 2 класс: Поэтическая тетрадь «Люблю природу русскую. Осень.»

В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий

Проблемный вопрос: “ Как вы думаете, почему природа “открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна”?

(Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в быстром ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.)

Тема нашего урока - “Очарованье русского пейзажа…”, мы будем говорить о природе в произведениях русских писателей и художников.

Приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

А на уроке по стихотворению И. Бунина «Листопад» (2 класс) для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд-шоу под пьесу П.И. Чайковского «Октябрь»:

Сегодня мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим и услышим. Смотрят слайд-шоу.

  • Кто догадался, о каком осеннем явлении идет речь? ( - О листопаде.)
  • Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске, дополняя фамилией автора и названием произведения) - Стихотворение о листопаде

2 класс .Урок литературного чтения.Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Я предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно. (групповая работа)

Красная шляпа - Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки? Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о зайце

Чёрная шляпа - Какие недостатки были у зайца?

Зелёная шляпа - Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца? Белая шляпа - Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу? Синяя шляпа - Что произойдёт дальше?

Применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову, поэтому они с интересом включаются в подготовку литературных гостиных, которыми я иногда завершаю изучение разделов.

Урок изобразительного искусства.4 класс.

  1. Орг момент

-Здравствуйте!

Учитель держит в руках шар и спрашивает:

-«Как        называется        геометрическое        тело,        которое        мы        будем        рисовать сегодня?

-Чем отличается круг от шара?

-Чем отличаются плоские предметы от объемных?

Рисовать шар мы будем на листе бумаги с помощью простого карандаша.

К        какой        группе        относится        лист бумаги,        к плоским        предметам, или объемным?

  1. Постановка проблемы.

Тогда возникает вопрос: Как нарисовать на плоском листе бумаги объемный шар? Ведь у плоского листа нет глубины (третьего измерения ).

-Художники давно пришли к выводу, что создать объем они могут только в скульптуре, а в живописи и графике можно создать только иллюзию объема.

  • Какие методы придумали художники, чтобы создавать иллюзию пространства на плоскости?

Давайте рассмотрим первый способ передачи объема на плоскости. Обучающиеся в недоумении и высказывают свои предположения:

-Может быть с помощью штрихов? Возникновение проблемы, настрой на её разрешение.

-Какие графические средства вы знаете?

Первое задание: нарисуйте круг и попробуйте превратить его в шар с помощью штриха.

Проблемное задание №3. Преподаватель рассказывает притчу:

-Поспорили два художника, какой способ создать иллюзию объема лучше - тоновой или линейный?

-А вы как считаете?

Пришел третий художник и сказал: «Что вы спорите? Оба метода хороши, но есть еще один способ передать объем, который может вас помирить!

-Какой способ помирит спорщиков?

Третье задание: нарисуйте круг и попробуйте превратить его в шар с помощью объединения линейного и тонового способа передачи объема

-Какой должна быть форма линии при передаче объема?

-А какая форма у штриха?

-Как их объединить?

Урок окружающего мира.2 класс.

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.
  • А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?
  • Почему звенит звонок?
  • Как рождается звук?
  • Какие звуки издают различные предметы?
  1. Актуализация знаний

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое? Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?

  1. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.

-Дети, а кто из вас видел радугу?

  • Какое настроение было, у Вас было?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут

  • радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например, с самолета, она будет казаться кругом.
  1. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Кто строитель?

-Вы уже догадались?

  • Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

  • Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
  • На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.

Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем

крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

  1. Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.

-А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги)

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

  1. Физминутка.
  2. Практическая работа.

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы.

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то

нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых

четыре или пять радуг, - такое случается только над большими реками, озёрами,

водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

  1. Творческая работа

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

  1. Проверка изученного материала
  1. -У радуги 7 цветов?
  2. - Все цвета расположены в определённом порядке?
  3. - В радуге есть коричневый цвет?
  4. -Строители радуги – солнце и дождь?

  1. Рефлексия

Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.

  1. Итог урока

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Организация воспитательного процесса, основанного на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее

самостоятельного решения. Использование методов проблемного обучения в

воспитании положительно влияет на развитие познавательной активности

учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается

информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для

этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные

знания. При проведении мероприятий использую следующие формы -

групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, совместные проекты,

квесты. Самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой,

физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Совместная деятельность, нацеленная на самостоятельную деятельность, воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и

сил, объединяет и сплачивает. Создание и сплочение организованного, дружного коллектива – задача начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

Проблемное обучение в начальной школе

проблемное обучение в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....