Проектирование уроков
статья

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proektirovanie_uroka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Астрихинская Л.И., учитель начальных классов

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Доклад «Проектирование уроков»

Остановимся подробнее на особенностях проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:

  • планировать можно одному, проектировать только вместе;
  • проектирование - совместная многопозиционная деятельность;
  • проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения (педагогическая задача всегда такова),  планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;
  • проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;
  • в отличие от плана, который ставит учителя жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;
  • проект должен быть прогностичным (от плана этого не требуется) - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;
  • в центре проекта - деятельность учащихся, в центре плана - деятельность учителя.

Проектирование должно начинаться с центрального пункта - постановки целей урока. Цель - это образ желаемого результата (при этом необходимо, чтобы эта цель была достижима, в противном случае мы получим не проект, а прожект). Цели урока могут ставиться в двух планах - в рамках предмета (учебные задачи) и на внепредметном уровне (педагогические задачи). При проектировании должны выполняться следующие требования к цели:

  1. Цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна. Пример абстрактной цели: сформировать математическое мышление. Пример конкретной цели: открыть способ умножения чисел;
  2. Цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению. Можно рассматривать это положение в двух планах: с одной стороны, способ, который мы хотим сформировать у детей, представим в виде некоторой последовательности действий-операций, с другой - наше педагогическое действие по открытию, формированию этого способа также представимо в виде некоторого алгоритма;
  3. Цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет. Как показывает опыт, создание измерителей - самая трудная и часто невыполняемая часть проекта. Это требование помогает понять первое требование - конкретности. Если  поставлена абстрактная цель, измерители к ней подобрать невозможно и в самом процессе поиска таких измерителей становится очевидной абсурдность такой постановки цели. Поэтому не стоит возражать, если учитель ставит цель урока "воспитание творческой личности", просто необходимо в этом случае  потребовать от учителя дать измерители "творческой личности", чтобы в конце урока проверить, удалось ли учителю достичь своей цели. В проекте обязательно должны предусматриваться те или иные диагностические процедуры, демонстрирующие уровень достижения поставленных целей.

При проектировании можно придерживаться следующей последовательности действий:

1-ый шаг - постановка и конкретизация цели.

2-ой шаг - операциональная развертка цели по предметному содержанию.

3-ий шаг - постулирование исходного уровня класса (с вариантом групповой индивидуализации).

4-ый шаг - операциональная развертка цели по учебным заданиям.

5-ый шаг - многопозиционное проигрывание учебных ситуаций, задание множества вариантов (определение точек контроля).

6-ой шаг - создание запасных вариантов на случай непредвиденных сбоев.

7-ой шаг - создание дидактического материала, обеспечивающего достаточную вариативность.

8-ой шаг - создание измерителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.

Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...

Статья "Партнёрство на уроке.Совместное проектирование урока."

Хорошо известный девиз учителей-новаторов: «К знаниям -  вместе с детьми» в новых условиях жизни требует корректировки. Если продвигаться к знаниям так, как это делали Шаталов и Ильин...

Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"

   В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные поня...