Развитие орфографической зоркости
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           МОУ Мало-Куналейская СОШ

Обобщение

педагогического опыта по теме:

учителя начальных классов

План:

1.Введение.

2.Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

3. Словарная работа на уроках русского языка.

4. Сказки – благодатный материал для развития орфографической зоркости.

5. Работа со слабоуспевающими учащимися.

6. Заключение.

     Можно  ли  представить  себе  дом  без  фундамента?  Фундамент-это  основание, служащее опорой для стен здания, и если он не прочный, то всё сооружение будет недолговечным. Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит в  «храм науки» ребёнок. У каждого здания свои особенности, свой фундамент.  Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого учебного заведения, конечно,  результат - знания учеников.

     Об уровне и глубине знаний учащихся школа    заботилась  всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение  качества знаний остаётся постоянной проблемой, решением которой    школа занималась в любые времена. Одна из таких проблем - научить детей грамотно писать.

                                         

Встречали ли вы когда-нибудь людей, которые на вопрос, любят ли они математику (химию, биологию, географию), ответили бы   «да»?

Конечно, их не так уж и мало. А как насчёт людей, которые  любят орфографию? Почему так мало тех, которые искренне вам скажут, что любят орфографию? Почему ей, бедной, так не везёт?

  Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах при письме орфограмм не видят, теряются при определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. Беда, наверное, состоит в том, что падает престиж русского языка  в мире; мы утрачиваем культуру языка, его богатство;     мало боремся за его чистоту; уменьшается  интерес к классической литературе, к тем профессиям, которые призваны оберегать культуру. Детям трудно даётся изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд нелюбимых и кажется недоступным. Многие современные дети не любят читать, а плохое чтение – прямая дорога к безграмотному письму.

 Наших детей нельзя оторвать от телевизора, от компьютера. Это хорошо, что они расширяют свой кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что  дети читают невнимательно, не вглядываясь,   не вдумываясь, не запоминают читаемые слова. Внимание и зрительная память при  таком чтении не работают.

  Грамотность – залог культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения.  В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку  является формирование орфографической зоркости.

  Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения  мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

 Сформировать орфографическую зоркость –  значит, учить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность  выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность  допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

  Думать и получать  положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах, - вот основная

                                                         

задача, иначе вся дальнейшая работа учителей словесников  и предметников пропадёт даром. Для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, - научиться ставить  перед собой орфографические задачи и затем постепенно учиться их решать.

 Ещё в период обучения грамоте учитель должен поставить перед собой цель: научить детей сначала слуховой  зоркости – слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу.

   С чего же следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?        

   Прежде всего, необходимо научить  детей слышать звуки, определять их количество в слогах,  различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограмму в слове; приучить  к самоконтролю.

  Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание орфографии и самоконтроль – условия, которые необходимы  для выработки грамотного письма.

  Работу над развитием орфографической зоркости можно разделить на несколько этапов.

  Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте (букварный период).

  В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого. Например, река- речка (безударный гласный ставим под ударение), столб- столбы (после согласного ставим гласный).

  Второй этап- работа с орфографическим правилом.                                                   

Когда возникает опасность ошибочного письма, дети учатся решать орфографические задачи,  т.е. начинают изучать правила.

  Изучение самого правила состоит из следующего:

  1. подготовка к восприятию, цель которой вызвать повышенный интерес к изучению нового материала.  Эту работу следует начинать  за 5-7 уроков до его детального анализа;
  2. анализ орфографического правила и поиск механизма, когда и как оно работает;
  3. подготовка к первичному формированию  понятий через наглядные пособия как средство живого восприятия предметов и явлений;
  4. анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться   им;    
  5. воспроизведение правила  через громкое речевое проговаривание и      

представление.

                                                       

На этом этапе  детям предлагается чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

Например:

Зуб, вершина, Дуся, зверь, белочка,  кроты.

Какую букву надо проверить и почему?  

        Третий этап- повторение правила.

Правило понимается лучше, если оно не только механически запоминается.

В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями.

  Любое правило можно рассматривать как правило игры. Любая игра представляет собой приключение. Очень хорошо, если  это не просто приключение, а приключение мысли! В сущности, орфография – это своеобразный лабиринт, из которого можно выбраться, если вовремя увидеть указатели и научиться им следовать.                                        

Сначала учащимся даётся задание увидеть и назвать знакомую орфограмму. Для этого учитель записывает на доске слова с пропущенными орфограммами. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному  запоминанию трудных орфограмм.

    Груш…(мн.ч.), ч…гунок, лос…,  Ж(ж)учка, задач…, К(к)оля  Щ(щ)…кин, сне…, сн…пы .

Задание: назвать пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Через несколько уроков задание усложняется. На доске записываются слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвещено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.

Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.

Задание: найти ошибкоопасные места в словах, объяснить их правописание.

                                                             

     На данном этапе можно включить работу «Письмо с ошибками».

Начинать работу следует с отдельных слов. Их должно быть не более 8-10. При этом вовсе не обязательно, чтобы во всех словах были ошибки. Нецелесообразно давать и более одной ошибки  в слове.

    Если же это текст, то объём   для эффективного осуществления поиска и исправления ошибок должен составлять не более 30-35 слов, на которые приходится 5-7 орфографических погрешностей.

    Помочь маленькому корректору в его первых шагах по нахождению и исправлению ошибок можно, предложив подсказку о количестве допущенных  нарушений. Постепенно от такой подсказки следует отказаться.

     Четвёртый этап- запоминание непроверяемых написаний.

Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми  или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное. Практика показывает, что орфографическое проговаривание лучше проводить, объединяя слова или в тематические группы, или по принадлежности одному и тому же правилу. Небольшие по объёму «запоминалки», произносимые хором орфографически, помогают  лучше запомнить написание слов.  

                         Рябина, берёзка, осина

                         И ясень, и тополь, и вяз.

                          Ароматный запах! Ах!  

                                  Здесь в сиреневых кустах!                                                         

                                           

     «Запоминалками» могут  стать и давно известные стихи.              

                                  Дама сдавала в багаж

                                  Диван, чемодан, саквояж,

                                  Картину, корзину, картонку

                                  И маленькую собачонку.

Четверостишия на определённое правило.

                                Не чудесно, не прекрасно,

                                А ужасно и опасно

                                Букву т писать напрасно.

                                Интересно?

                                Всем известно, как прелестно

                                Букву т писать уместно.

                                                       

Так же для запоминания используются одинаковые буквы в словах, например: лебедь белая, петух Петя и т.п.

  Данная программа действий проходит через устную работу на уроках русского языка. По словам педагога – психолога  К. А. Москаленко,   «именно  устные упражнения на уроках русского языка:

  *обогащают словарный запас учеников и готовят к безошибочному письму с управлением;

  * в процессе устных упражнений учащиеся в 5 раз больше перерабатывают учебного материала;

  *ошибки, которые дети допускают в устных упражнениях, не оказывают такого угнетающего, отрицательного (убивающего интерес к учению) воздействия на эмоции детей, как тетрадь,  испещрённая красными чернилами учителя;                                                      

  *громкая речевая деятельность является  самым активным видом деятельности на уроке, если сравнивать со зрительной и звуковой».

  Но на устную работу на уроках русского языка не должно отводиться много времени, т. к. одна из основных задач – перевод орфоэпической речи в орфографическую.                                                      

    Цель учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы   и для развития ряда важнейших, интеллектуальных  качеств ребёнка. Необходимым условием является    гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Словарные слова   можно  разделить на тематические группы (по 5-7 слов в каждой). Работу следует начинать  с повторения уже изученных  слов группы. Ежедневно вводится по одному новому словарному  слову. После того как спустя неделю (если в группе 5 слов) или чуть больше (если в группе 7 слов) все слова будут изучены, необходима усиленная работа в течение 5 дней над их запоминанием, подключая все анализаторы.

  Например, группа «Птицы»: воробей, ворона, сорока, соловей, петух.

1-й день. Учитель демонстрирует детям для записи поочерёдно карточки с изученными словарными словами группы, в которых проставлено ударение и выделены другим цветом  непроверяемые буквы. Например, воробе´й.

  Этот приём в I классе постепенно готовит учеников к работе со зрительными диктантами, способствующими оперативной памяти, устойчивости распределения внимания.

2-й день. Детям предъявляются для записи на карточках  эти же слова с «дырками». Это эффективный приём формирования орфографической зоркости: в…робей.

3-й день. Учитель проводит предметно-картинный диктант, сопровождающийся хоровым орфографическим произнесением слов.

                                                           

Словарно-орфографическая работа,  проведённая таким образом, помогает достигать желаемых результатов, увлекает и развивает учеников.

                                                     

                                                             

                                                             

  Учитель должен быть готов к тому, что, не смотря на все его усилия, в классе могут быть слабоуспевающие ученики по русскому языку.

 4-й день. Ученикам предлагаются интеллектуально-лингвистические упражнения со словами изученной группы.

5-й день.  Проверочный диктант, в который включены изученные слова, или осложнённое списывание.

    Как правило, после проведённой таким образом работы ошибка в словарных словах изученной группы - большая редкость.                                                

   При работе со словарными словами учитель может использовать приём зрительной ассоциации: буква, которую надо запомнить, пишется  большего размера  другим цветом или сопровождается рисунком.

                                               

    Например:

        морковь         р      о      машка         лес           ница      

    А какой благодатный материал для развития орфографической зоркости нам дают  сказки!

    К русской народной сказке «Мужик и медведь» можно предложить ученикам такие задания:

1. Кто больше назовёт орфограмм, которые он нашёл в сказке?

2. Посмотрите на  доску и скажите, на какую  орфограмму не приведены примеры?

I вариант - называет слова из сказки.

ІIвариант -  обозначает орфограмму.

ІІІ вариант – доказывает написание данной орфограммы.

3. Найдите в тексте слова с двумя, тремя орфограммами.

   Работая с отрывками из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина можно предложить детям  следующие задания:

  1. Найдите из текста слова на заданную орфограмму, назовите её, проверьте.
  2. Продолжите ряд слов из текста сказки: старик, ловил, с травою морскою, …

жили, чудо, не печалься, …

рыбка, сапожки, …

Докажите свой выбор.

  В данном случае необходимо установить причины  слабой   успеваемости, проанализировать ошибки в работах, наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

 В этом учителю поможет «экран грамотности».«Экран» выглядит  следующим образом:

п/п

Список детей

                  Орфограммы

 

Вот некоторые приёмы, которые учитель может использовать в работе со  слабоуспевающими учениками:

*Волшебный квадрат (5х5). Квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открывается первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

*Жужжащее чтение, которое должно проводиться на каждом уроке в течение 3-5 минут.

*Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, называя  слог и гласную в нём. Позднее можно предложить  детям проговаривать только по слогам, называя чётко каждое слово.

*Письмо с комментарием. Ученик диктует предложение и объясняет орфограммы.

*Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают на уроке не более 5 минут в устной форме.

  Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение одной недели. В это время нельзя допускать  чередования нескольких орфограмм.

  По каждой  слабо усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами  (1мин.), со словариками (2-4 мин.), на использование ассоциаций (1мин.)

 

                                                         

                                                             

    Работа со словариками   проходит в режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками. В этом случае время надо увеличить до 4 минут.

*Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки, например:

   Проверь!

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
  3. Не уверен – спроси у учителя!

Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно  написать слова в предложении:

  1. С какой буквы пишу слово?
  2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
  3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

*Игровые моменты, которые привлекут внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

   Например:

  1. Игра « Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

  1. Игра « Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

  1. Найди  «опасное место». (Учитель произносит слова, а ученики, как только услышат звук, которому при письме нельзя  «доверять», хлопают в ладоши)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

 

  Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой  и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и  от развития отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых являются :

  1. чёткое  планирование всей работы;
  2. тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

                                                     

                                                           

  1. систематический и разносторонний характер работы  по орфографии;
  2. постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.

В результате кропотливой работы   у учащихся постепенно вырабатывается орфографическое чутьё, проявляется интерес к  заданиям творческого характера, прививается интерес к предмету: ведь дети не иностранный язык учат, а раскрывают секреты устройства русского языка, которым они владеют с двух лет.

     «Что делать?» - извечный  русский вопрос. Что делать, если русские дети не умеют грамотно писать по-русски? Что делать, если наши русские дети не любят русский язык именно из-за орфографии – слёзы из-за двойки и бесконечные красные исправления в тетради не прибавляют любви к «правописанию»?

     Абсолютного и окончательного ответа на эти наболевшие вопросы мы, наверно, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски истины следует  прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее, свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии и о методике её преподавания как в средней, так и в начальной школе.

                     И всё-таки она хорошая! 

   Русская орфография, действительно, хорошая, и тысячу раз прав был М.В.Панов, назвав свою книгу об орфографии «И всё-таки она хорошая!» В ней всё устроено разумно. И эту логику языка важно сделать понятной для детей в начальных классах. Тогда они, перейдя в среднюю школу, не будут к «куче» приобретённых в начальной школе правил добавлять ещё и «груду» исключений. Они, действительно, будут совершенствовать то, что уже приобрели в области орфографических навыков.

   Хочется вспомнить мудрые  слова одного опытного учителя: «Не спешите учить, спешите научить детей учиться». И к обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение.

                                           

                                                               

Использованная литература:

1. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости. Журнал «Начальная школа» №3, 2004г.

2. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся. Журнал «Начальная школа» №6, 2005г.

3.Головина Л.И., Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах. Журнал «Начальная школа» №7, 2006г.

4.Ибрагимова Ф.Ф., Хабибуллина Л.Н. Орфографическая зарядка. Журнал «Начальная школа» №12, 2003г.

5. Рязанцева А.Н. Работа с текстами как средство формирования  интереса к языку и развития орфографической зоркости. Журнал «Начальная школа» №1, 2007г.  

                                               

                   

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....