Индивидуальная программа работы с молодыми специалистами «Наставничество»
методическая разработка

Свищева Инна Алексеевна

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestvo.docx58.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №_____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

_______________________
«___» ______________ 20____г.

                    УТВЕРЖДЕНО

Директор школы________  

Приказом по МБОУ БГО ООШ №____

от «___» ____________ 20____г. №____


  Индивидуальная программа
работы с молодыми специалистами «Наставничество»




                                                       

 Педагог – наставник:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  учитель начальных классов                                                                                                                                                                                                                            

_________________

Категория: высшая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Молодые специалисты:                                                                                                                                                                                                                                                                                        учителя начальных классов                                                                                                                                                                                                                                                                      

_____________

_____________

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Актуальность

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения,   проблемы   из-за   отсутствия   необходимого   опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя- наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная  помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Основные принципы организации наставничества:

  • добровольности и целеустремленности работы наставника;
  • морально-психологической контактируемости наставника и подшефного;
  • личной примерности наставника;
  • доброжелательности и взаимного уважения;
  • уважительного отношения к мнению подшефного;
  • согласованности содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы школы;
  • направленности плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Параметры реализации программы

Программа « Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

  1. Общие положения

Цель  программы:  организация  наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении

Задачи программы:

  • обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;
  • дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;
  • повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
  • повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-- воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов

Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

  • планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
  • консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методические документы по предмету;
  • оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
  • посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов, а затем анализ их.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Сроки реализации программы: 3 года Организационные основы наставничества

  1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы
  2. Руководство        деятельностью        наставников        осуществляют        заместители директора по УВР, ВР.
  3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.

Требования, предъявляемые к наставнику:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения, заместителю директора по УВР о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

Виды контроля работы молодого специалиста.

В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предметам по какой-либо теме. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога. Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.

Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле.

На второй год работы молодой специалист ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого педагога за определенный период времени.

На третий год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки учащихся, состояние и ведение документации (планы, записи в журналах и т.д.).

Ожидаемые результаты:

  • адаптация        начинающих        педагогов        в        учреждении        и        ,        как        результат, закрепление молодых специалистов в школе;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышению        профессиональной        компетентности        молодых        педагогов        в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствованию        методов        работы        по        развитию        творческой        и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

2.Организация наставничества

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

  • адаптация        (освоение        норм        профессии,        её        ценностей,        приобретение автономности);
  • стабилизация        (приобретение        профессиональной        компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
  • преобразование        (достижение        целостности,        самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Этап 1

Адаптация молодого специалиста.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью МБО БГО СОШ №_____ и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее 1 недели со дня начала кураторства составляет индивидуальный план адаптации  молодого специалиста (на 3 месяца – с августа по октябрь).

Мероприятия по адаптации проводится в первые 3 месяца работы молодого специалиста.

Работа   с  молодым   специалистом  на   этапе  адаптации  строится  по двум направлениям:

  1. Подготовительная часть перед встречей с молодым педагогом наставнику необходимо:
  • убедиться,        что        должностная        инструкция        педагога        подготовлена        и соответствует действительности;
  • подготовить все информационные материалы, которые должны быть выданы молодому и педагогу в первый день работы;
  • составить   план   работы   наставника   по адаптации  молодого        педагога к педагогической деятельности.
  1. Общая        часть предполагает        введение        в                должность                –                мероприятия, направленные        на        знакомство                молодого        специалиста        с        условиями        и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе: Беседа может проводиться по следующим вопросам:
  • история учреждения и его развитие;
  • администрация (должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета);
  • наиболее        важные        документы        учреждения,        например        Устав, Программа развития и т.д.;
  • политика в области работы с родителями;
  • содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность, взаимодействие с коллегами и другими работниками учреждения;
  • техника безопасности на рабочем месте (вводный инструктаж).

Затем наставник представляет молодого педагога коллегам и знакомит его с учреждением.

Ознакомление молодого педагога с учреждением проводится по следующему алгоритму:

  • вместе        с        молодым        специалистом        проанализировать        его        должностные обязанности;
  • ознакомить с правилами внутреннего распорядка;
  • обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т.п., принятые в данном учреждении;
  • ознакомить с организационной структурой школы;
  • провести инструктаж по оказанию неотложной помощи;
  • ознакомить с правилами и действиями в чрезвычайных ситуациях, показать пожарные выходы на случай эвакуации;
  • ознакомить с требованиями к внешнему виду;
  • ознакомить с требованиями пропускной системы, порядком открывания и закрывания кабинета;
  • предоставить        информацию        личного        плана:        местонахождение        столовой, туалетов, Медицинского кабинета и т.д.;
  • предоставить        информацию        о        традициях        методического        объединения,        в котором молодой и вновь прибывший педагог будет работать;
  • объяснить, как действует административно-хозяйственная, библиотечно- информационная и социально-психологическая системы учреждения.

 Существующие правила и процедуры;

  • ознакомить с требованиями и стандартами образования;
  • ознакомить с системой отчетности: форма, периодичность, содержание;
  • ознакомить с контактными лицами вне учреждения;
  • ознакомить с кабинетом (рабочий стол, оснащение, места хранения рабочих материалов, методической литературы), объяснить особенности использования ТСО, персонального компьютера и возможностей локальной сети учреждения (диски и хранящаяся на них информация т.д.), проконсультировать по пользованию конкретными программными продуктами.

Оценка адаптации молодого специалиста проводится не позднее, чем за 1 неделю до окончания этапа адаптации.

Организация работ по оценке адаптации молодого специалиста осуществляется зам. директора по УВР.

На процедуру оценки предоставляются следующие документы:

  • Анкета, заполненная молодым специалистом ;
  • Отзыв        наставника о результатах адаптации молодого специалиста;
  • Индивидуальный план адаптации молодого специалиста;

Зам. директора по УВР совместно с учителем-наставником рассматривают представленные документы и делают выводы о результатах адаптации молодого специалиста и при необходимости корректируют проект индивидуального плана профессионального развития.

Результаты оценки адаптации молодого специалиста оформляются в виде заключения об адаптации молодого специалиста .

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки могут быть приглашены молодые специалисты.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по УВР, в ходе которого:

  • сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • обсуждает        и        согласовывает        способы        улучшения        работы        молодого специалиста;
  • согласовывает        и        вносит        изменения        в        индивидуальный        план профессионального развития молодого специалиста;
  • при необходимости вносит изменения в процесс кураторства.
  • знакомит с заключением об адаптации.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 2 ( первый-второй год).

Профессиональное развитие молодого специалиста

Цель этапа – проанализировать компетенцию молодого и вновь прибывшего педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий и работ, обеспечивающих изучение молодым и вновь прибывшим педагогом основ педагогики, психологии и методики обучения, а также приобретение им необходимых навыков проведения занятий с учащимися по определенному направлению, оказать помощь в разработке плана профессионального становления молодого и вновь прибывшего педагога

Важный момент – планирование посещения занятий молодого и вновь прибывшего педагога. Посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени. Практика показывает, что необходимо посетить 10-15 занятий молодого и вновь прибывшего педагога, разбирая вначале отдельное занятие, а затем систему занятий.

По результатам выполнения молодым специалистом индивидуального плана адаптации учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее, чем за 2 недели до окончания 1-го этапа составляет индивидуальный план профессионального развития,  до конца второго года работы молодого специалиста.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся с ноября по май.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития и может включать следующие формы:

  • самообучение;
  • наставничество;
  • участие в молодежных профессиональных конкурсах;
  • участие в мероприятиях, организованных в МБОУ БГО СОШ № ____.

Оценка профессионального развития молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания данного этапа.

Организация работ по оценке профессионального развития молодого специалиста осуществляется зам. директора по УВР.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

  • Отзыв учителя-наставника о результатах профессионального развития молодого специалиста ;
  • Индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста (с отметками о выполнении и перечнем выполненных мероприятий, не предусмотренных планом)

Результаты оценки оформляются в виде заключения о профессиональном развитии молодого специалиста.

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по УВР, в ходе которого:

  • сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • обсуждает        и        согласовывает        способы        улучшения        работы        молодого специалиста.
  • знакомит с заключением о профессиональном развитии.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 3 (второй-третий год).

Развитие потенциала молодого специалиста

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся на протяжении второго и третьего года работы в ОУ.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала. В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого специалиста.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом и может включать следующие формы:

  • обучение;
  • самообучение;
  • участие в конкурсах молодежных разработок;
  • участие в мероприятиях, организованных ОУ.

Оценка развития потенциала молодого специалиста проводится в последний месяц данного этапа.

Организация работ по оценке развития потенциала молодого специалиста осуществляется зам. директора поУВР.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

  • Индивидуальный план развития потенциала молодого специалиста (с отметкой о выполнении);

Результаты оценки оформляются в виде заключения о развитии потенциала молодого специалиста

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по УВР, в ходе которого:

  • сообщает молодому специалисту результаты оценки;
  • обсуждает возможные перспективы развития специалиста.
  • знакомит с заключением о развитии потенциала.

Все материалы, представленные на оценку и ее результаты в течение трех дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста

По окончании срока наставничества молодой педагог совместно с наставником в течение 10 дней сдает заместителю директора по методической работе следующие документы:

  • отчет молодого специалиста о проделанной работе;

-оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником  

  • план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Деятельность        наставника        в        работе  с        молодым        специалистом        считается

эффективной, если

  • молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

  • проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

  • показатели качества обученности учащихся находятся на базовом уровне.

Диагностический инструментарий

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да                  Нет                      Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно-тематическом планировании

в проведении уроков

в проведении внеклассных мероприятий

в общении с коллегами, администрацией

в общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) ______________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само и взаимоконтроль учащихся

развивать творческие способности учащихся

другое (допишите)_____________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

самообразованию

практико-ориентированному семинару

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника

школе молодого специалиста

другое (допишите)_________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

другое (допишите) ____________________

Критериями оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником можно считать:

№№

Показатели

Владеет в достаточной степени

Скорее владеет

С трудом

Не владеет

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине

2

Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки

3

Свободное владение материалом урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно составлять конспект урока

2

Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать ответ учащегося

5

Умение применять разнообразные методы изложения нового материала

6

Умение использовать технологии активного обучения

7

Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в течение всего урока

8

Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке

9

Умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1

Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность

2

Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке

3

Владение вербальными и невербальными средствами общения

4

Наличие чувства уверенности в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником может осуществляться по следующим критериям:

№№

Показатели

Владеет в достаточной степени

Скорее владеет

Затруд-

няется ответить

Не владеет

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к профессии

2

Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ результатов деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность

2

Умение выделять основные единицы или блоки знаний

3

Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала

4

Владение различными методами и технологиями обучения

5

Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций

6

Владение технологией внеклассной работы с учащимися по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы

7

Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время.

8

Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности.

9

Владение техникой.

3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации  в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения профессиональных задач

2

Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности

3

Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ

Памятки

Самоанализ урока
Класс ____       кол-во присутствующих ______ кол-во по списку     _______
Тема урока__________________________________________________________________
Тип урока и его  структура_____________________________________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности  в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на  результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на занятии
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.

Памятка молодому учителю

-  Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.                                                                                                                                                                                                                        -  Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.                                                                                                                                                                                                  -  Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.                                                                                                                                                                                                                                                                                     - Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.                                                                                                                                                                                        - Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.                                                                      

 - Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.                                                                                                                                                                                                                         - Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.                                                                                                                                                                                                            - Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.                                                                                                                                                     - Удерживайтесь от излишних замечаний.                                                                                                                                                                                                          - При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы с молодым специалистом.

План индивидуальной работы с молодым специалистом Креховой А.Ю. по адаптации к профессии (2-й год сотрудничества)....

План работы с молодыми специалистами Шк.№29

План работы с молодыми специалистами Шк.№29...

Работа с молодыми специалистами

Программа работы с молодыми специалистами....

Программа работы с молодым специалистом

Создание условий для самореализации, для преобретения молодыми специалистами необходимых практических навыков, которые необходимы для их педагогической деятельности....

Индивидуальный план работы с молодыми специалистами на 2023-2024 учебный год

В данном документе представлен индивидуальный план работы с молодыми учителями, имеющими стаж работы от 1 до 3 лет....