Работа с родителями
материал
Выступление на МО классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.18 КБ |
![]() | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов.
Чувилкина Е.Ю.
2021 г.
Формы работы с родителями.
Педагогика должна стать наукой для всех –
и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы, педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями нужно организовывать по возможности схожей с той работой, которую проводите с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализовывать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей необходимо добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараться заинтересовать родителей школьной жизнью, дать возможность проявлять инициативу, а также поддерживать родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество нужно начать с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей, использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.
Темы родительских собраний прописываются в годовой циклограмме по воспитательной работе и могут быть самыми разнообразными:
- Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.
- Счастливая семья. Какая она?
- Единство семьи и школы. Законы школьной жизни.
- Роль самооценки в формировании личности.
- Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.
Тематика родительских собраний планируется исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Классные родительские собрания можно провести с участием детей. Например,готовясь к собранию на тему «Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка», «Счастливая семья. Какая она?», дети могут написать сочинения, нарисовали рисунки на тему "Моя семья". Во время собрания можно провести работы в группах, где родители обсудят различные ситуации, поделятся своим мнением по воспитанию детей исвоим опытом по созданию счастливой семьи. Дети же будут учиться общаться друг с другом и с чужими взрослыми, родители получат возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.Здесь же можно представить проекты «Моя семья», «Моя родословная», «История моей семьи в истории моей страны» и т.д., организовать выставку творческих работ членов семьи, а также семейные альбомы с самыми смешными фотографиями.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год проводится обычно в начале сентября. На этом собрании нужно ознакомитьродителей с планом воспитательной работы на весь год. Вместе наметить индивидуальные линии работы. Родители могут отметить, какие консультации хотели бы получить в течение года.
В конце года обязательно проводится итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого можноподготовить выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Каждый родитель увидит работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и которые в дальнейшем хранятся в портфолио.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяется заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даётся родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультациипроводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, её можно вынести на собрание, если индивидуальная, то необходимо подобрать литературу, организовать встречу, дать советы к кому обратиться, у кого аналогичная ситуация уже разрешена. Можно предложить следующие темы консультаций для родителей:
- Адаптация первоклассника.
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Как развивать плохую память ребенка?
- Как развивать внимание и внимательность?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Правда и ложь.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. Беседа используется в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями актуальны беседы по следующим темам:
- Если ребёнок лжёт?
- Детская неблагодарность.
- Мой ребёнок и его друзья.
- На чём основано взаимопонимание.
- Детская агрессия.
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Что нужно знать о леворукости ребёнка?
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям можно подготовить с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разработать и раздать родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Возможные темы конференций:
- Книга и её роль в жизни.
- Вредные привычки и как с ними бороться.
- Культура общения со сверстниками и взрослыми.
- Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.
- Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.
- Игра в жизни ребенка.
- Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:
Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
- Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
- Как помочь ребёнку учиться.
- Семейные традиции и праздники.
- Трудовое воспитание в семье.
- Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.
Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты проводятся с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.
- О разумной родительской любви.
- Как вырастить ребёнка нравственным.
- Режим дня в жизни школьника.
- Поощрение и наказание как методы воспитания.
- Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?
Эти темы диспутов позволят включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляется через дневники, где отображается вся информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эта форма сотрудничества является очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.
Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:
Формы познавательной деятельности:
- Дни открытых уроков.
- Праздники знаний и творчества.
- Турниры знатоков.
- Совместные олимпиады.
- Выпуск предметных газет и др.
Формы трудовой деятельности:
- Оформление кабинета.
- Благоустройство и озеленение школьного двора..
- Создание классной библиотеки.
- Выставки "Мир наших увлечений" и др.
Формы досуга:
- Совместные праздники.
- Подготовка концертов, спектаклей.
- Соревнования.
- Конкурсы.
- КВНы.
- Экскурсионные поездки и др.
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Родители могут стать отличными помощниками. Все наши школьные праздники необходимо проходить с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу родителям.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский
Направления деятельности Психолого – педагогическое просвещение родителей Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс Участие семей в управлении учебно –воспитательным процессом
Коллективные Индивидуальные Групповые Родительские собрания Круглый стол Лектории Конференции Дни открытых дверей Вечера вопросов и ответов Поручения Консультации Беседы Родительские клубы Тренинги Работа с родитель ским комитетом Посещения на дому Диспуты и др. Формы работы с родителями
ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дни открытых дверей. Праздники знаний и творчества. Турниры знатоков. Совместные олимпиады. Выпуск предметных газет и др. ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Оформление кабинета. Благоустройство школьной территории. Озеленение пришкольного участка. Создание классной библиотеки. ФОРМЫ ДОСУГА Совместные праздники. Подготовка концертов, спектаклей. Соревнования. Конкурсы. КВНы. Экскурсионные поездки и др. Совместная деятельность
Совместная деятельность Подготовка классных часов, праздников, школьных мероприятий
Совместная деятельность Участие в акциях
Совместная деятельность Проведение субботников и трудовых десантов
Совместная деятельность Помощь в организации экскурсий
Совместная деятельность Участие в викторинах, конкурсах и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-67375-1352576604.jpg)
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-508867-1414500486.jpg)
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/03/picture-921708-1504430936.jpg)
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/02/picture-393811-1688298056.png)
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972298-1510472006.jpg)
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...