Проблемы этноэкологического воспитания школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Доржиева Сержуня Владимировна

Данная статья раскрывает проблемы этноэкологического воспитания школников и показывает пути их разрешения на примере МАОУ СОШ№19 г. Улан-Удэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы этноэкологического воспитания школьников на уроках

Экологические уроки и вебинары, зелёная упаковка (в настоящее время таким термином принято обозначать упаковку, которая произведена из возобновляемого сырья) и ответственное потребление — экологизация всё сильнее проникает в нашу жизнь. Современная экологическая ситуация вызывает серьёзную тревогу. Не случайно педагогическая наука стала уделять огромное внимание экологическому образованию, и потому так естественен глубокий интерес к вековым традициям народной педагогики в этой области. Отношение к природе развивается (рассматривается) с двух сторон: как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания. Другой - как сакральное (обрядовое, ритуальное) отношение к природе. Например, у народов Сибири бытовали поверья о том, что человек был обязан уважать «законы хозяев» местности.

Смысл народных сказок - необходимо соизмерять свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта. Прекрасный пример тому - пушкинский вариант русской народной сказки «О рыбаке и рыбке», своеобразный «урок» в освоении этноэкологических воззрений (миропонимание, мировоззрение, взгляды): сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Нарушение гармонии между человеком и природой приводит к саморазрушению. В условиях современной экологической ситуации громадное значение приобретает экологическое воспитание. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в соответствии с культурными традициями. И начинать экологическое воспитание надо с детства, непрерывно, учитывая возрастные, индивидуальные характеристики детей. Здесь необходимо учитывать традиции, обычаи, обряды, календарно-хозяйственную деятельность своего народа. Не заставляя, а увлекая через игру. Через игры объяснить необходимость экологических знаний гораздо проще, чем на скучном уроке в школе.  Игры развивают сенсомоторику, физические способности, умственное и логическое мышление, художественные способности, трудовые навыки. Все игры лучше проводить в форме игр-состязаний. Такая форма развивает стремление к здоровому соперничеству, инициативе. Уважительное отношение к миру детства необходимо творчески использовать в современной педагогике.

Экологическое воспитание школьников на основе изучения традиционных культур народов Бурятии является в настоящее время задачей первостепенной важности для педагогов.

Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально–культурную идентичность, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряя своеобразия своей культуры.

В настоящее время в школьной программе уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала.

Экология –это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.

Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Познакомить детей с этноэкологией – дело не из лёгких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:

- изучать живые объекты в их естественном природном окружении (деревья, кустарники, травянистые растения, животные, их названия на бурятском и русском языках);

- формировать убеждения, что природа принадлежит как всем живущим, так и будущим поколениям;

- знать этноэкологические правила, запреты в отношении к природным объектам у народов Бурятии, Сибири;

- мотивы поведения человека в природе, позитивные и негативные поступки, отношение к этим поступкам, их оценка;

- осознание экологических проблем как личностно значимых;

- Законодательные акты Республики Бурятия по охране природы;

- Красная книга. Заповедники и их значения;

- дать возможность ребёнку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всём мире.

Для решения задач этноэкологического воспитания мы опираемся на следующую программу: «Природа и мы» (Байгаали ба бидэнэр») для учащихся 1-4 классов Т.Д. Замбаловой.

В нашей школе №19 г. Улан-Удэ проводится большая работа по этноэкологическому воспитанию школьников. В методическом кабинете имеются природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

У нас в Республике Бурятия ежегодно проходят олимпиады по краеведению и традиционной культуре народов Прибайкалья, в котором принимают активное участие учащиеся нашей школы и занимают призовые места. Наши педагоги активно сотрудничают с ФГБУ «Заповедное Подлеморье», реализуют совместные мероприятия - информационно-просветительские лекции, мастер-классы, конкурс рисунков, квест-игры, просмотр фильмов и экскурсии. Ключевые темы мероприятий - охрана окружающей среды, экологический туризм, добровольчество на заповедных территориях страны. На уроках детей учим правильно сортировать мусор и утилизировать. Такие занятия вызывают у детей особый интерес. Многолетний опыт в экологическом просвещении позволяет сегодня говорить о школе как о центре формирования этноэкологической культуры и развития зколого- практической деятельности, в особенности среди школьников.

Литература

1.Будаева, Ц.Б. Этноэкологические традиции: история с современность (на примере экологических традиций бурят) /Ц.Б.Будаева; Министерство образования Российской Федерации, Восточно-Сибирский государственный технологический университет - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2003. - 186с. :табл. – Библиография: с.170-184 и в тексте.

2. Денисова А.Н. Экологическое образование с основами этнопедагогики в сельской школе (из опыта работы) / Денисова А.Н., Дашидондокова В.А., Алагуев Ю.О. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. -123с.

3. Замбалова, Т.Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников / Замбалова Т.Д. – Улан-Удэ: Буряад Унэн, 2000. -151 с.

4. Мамышева, И. Ю. Индивидуальная проектная работа – способ углубленного знакомства с древними этноэкологическими представлениями / И.Ю. Мамышева. – (Экологическое образование) // Начальная школа. – 2017. - №12. –с.22-26.

5. Новицкая, М.Ю. (доктор педагогических наук; профессор). Народная экология в системе начального экологического образования / М.Ю. Новицкая. – (Воспитание и обучение) // Начальная школа. – 2018. - №2. – С.46-52

6. Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования: материалы всероссийской научно- практической конференции. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2011. – 116с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемы нравственного воспитания младших школьников

доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...

Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Дл...

Проблемы нравственного воспитания младшего школьника

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...

Проблема лингвоэкологического воспитания младших школьников

Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука ка лингвинистическая экология или лингвоэкология....

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...

Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников

Выступление на методическом объединении...